Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:09:29
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Эмоции и чувства. Урок психологии в 11 классе
10.05.2011, 11:54:36
Цель: познакомить учащихся с понятиями «эмоциональная сфера лич­ности», «чувства», «эмоции», «аффекты», «настроения»; показать важ­ность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека; развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по невербальным признакам, проявляющимся в поведении.

Ход работы

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека.

- Как вы думаете, что такое эмоции и чувства человека? Чем отли­чаются чувства от эмоций?

1. Роль чувств в жизни человека. Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с кото­рыми он сталкивается, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, пе­чаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.

. Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют

'различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чем полнее предмет удовлетворяет ту или иную потребность, чем более сильное положительное чувство он вызовет у человека.

Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том, как протекает деятельность, все обстоит в жизни благополучно. Вот, например, испортилось у человека настроение. Он и сам не всегда знает, отчего это произошло. Существует ведь даже такое выражение - беспричинная грусть. Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку в том, что что-то случилось, заставляют искать причину испортив­шегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий че­ловек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы.

Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, и не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угры­зения совести, - значит, какие-то поступки заслуживают осуждения. И мучительное, непреходящее чувство вины заставляет искать ошибку, призывает исправить сделанное.

Таким образом, чувства — это переживаемые в различной фор­ме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

2. Формы переживания чувств. Эмоции. Существуют различные формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроение, стрес­совые состояния и, наконец, чувства в узком значении этого слова. Данные формы образуют эмоциональную сферу личности, являю­щуюся одним из регуляторов поведения человека.

Чувства субъективно - для человека - выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшее в процессе общения и деятельности положительное эмоциональное состояние (восторг, удовольствие и т. п.) свидетельствует о благоприятном протекании процесса удовлетворения его потребнос­тей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательны­ми эмоциями (стыд, раскаяние и т. п.).

Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как сино­нимы. В более узком значении эмоция - это непосредственное, времен­ное переживание какого-нибудь более постоянного чувства, в переводе на русский язык «эмоция» - душевное волнение, душевное движение. Эмоцией называется, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которые переживает, испытывает он, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении, то же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом исполнении.

Внутренние переживания (эмоции) неадекватны воспринимае­мым объектам. Эмоции всегда субъективны и отражают значимость для человека того или иного объекта, события, его ожиданий и т.д. Простой пример - отсутствие учителя по болезни у одного ученика вы­зовет бурную радость («Ура! Значит, не спросят»), а у другого - огор­чение («Зря вчера старался, целый вечер потратил, чтобы выучить за­данный материал»). Я не говорю о проявлении сочувствия и озабо­ченности состоянием здоровья хорошо знакомого человека - такой эмоциональный отклик на данную ситуацию, к сожалению, встречает­ся не очень часто.

- Что такое эмоции? Приведите примеры эмоций.

3. Аффекты. Аффектами называются эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они ха­рактеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля над действиями, утратой самообладания а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременные, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если обычная эмоция - это душев­ное волнение, то аффект - буря. В начале аффективного состояния че­ловек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что свя­зано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже важного. Движения становятся все более и более безотчетными. Слезы и рыда­ния, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика лица, учащенное или затрудненное дыхание создают обычную картину нарастающего аффекта. Человек испытывает упорное побуждение поддаться пережи­ваемому чувству. Сдержаться, не потерять власти над собой на этой стадии может каждый нормальный человек. Здесь важно отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие. Общеизвестно народ­ное средство: если хочешь сдержаться - попробуй посчитать про себя хотя бы до десяти.

На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, человек утрачивает контроль над собой, совершая уже безотчетные и безрас­судные действия, которые позднее будет стыдно вспоминать, и которые иногда припоминаются, как сквозь сон. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.

- Приведите примеры причин, вызывающих состояние аффекта.

4. Настроение. Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека.

- Каким бывает настроение человека?

- Что влияет на настроение?

- Почему плохое настроение может отражаться на всех сферах жизнедеятельности человека?

5. Чувства. В отличие от эмоций, аффектов, настроений и стрессовых состояний, имеющих отношение индивида к объекту в данный момент, в конкретных обстоятельствах, сложившихся к моменту их возникновения, чувства (в узком значении этого слова) характеризуются устойчивостью, длительностью, измеряемой не часами и днями, а (месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства имеют предметный характер, их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым человек стабильно положительно или отрица­тельно мотивирован. Чувства определяют содержание эмоций, как уже отмечалось, имеющих ситуативный характер. Так, например, чувство любви к близкому человеку может по-разному проявляться в зависи­мости от обстоятельств в таких эмоциональных состояниях, как ра­дость при его успехе, огорчение при неудаче, гордость за него или же возмущение им в случае, если его поведение не соответствует ожида­ниям носителя чувства. Однако, чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить или исчерпать сиюминутные эмоции.

- Приведите примеры чувств.

6. Виды эмоций. Выделяют базальные (основные) эмоции и производные от них. К базальным эмоциям относят: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх, утомление. Ученые считают, что человек наделен способностью переживать эти эмоции от рождения. Они выполняют основные функции, направленные на удовлетворение пищевых потребностей, инстинктов самосохранения и продолжения рода. Все многообразие человеческих эмоций строится на основе перечисленных 9 базальных эмоций, иногда специально выделяют эмоции, которые испытывает человек в деятельности - при переживаниях успеха и неуспеха.

7. Связь эмоций с психическими процессами. Эмоции обычно сопровождают другие психические процессы (ощущения, внимание, память, мышление и т. п.) и находятся с ними в сложной взаимосвязи. Известно, например, что состояние волнения, эмоциональное пережи­вание страха перед экзаменом, оценкой отрицательно сказываются на функционировании процесса мышления, иногда даже наблюдаются эф­фекты «провалов в памяти» из-за волнения. Ученые до сих пор не при­шли к единому мнению относительно вопроса о том, что первично, а что вторично: мысль (например: «Сейчас меня собьет машина») или эмоция (страх, испуг), побуждающая к бегству.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала - Какие бывают виды и формы эмоций?

а) Упражнение «Изобрази эмоцию».

Учащимся раздаются карточки с названием одной из эмоций так, чтобы другие не видели, что там написано. Их задача - изобразить данную эмоцию с помощью невербальных средств общения (мимикой, жестами, позой и т. д.), а остальным - угадать, что это за эмоция.

(Перечень эмоций: гнев, радость, печаль, грусть, восторг; удив­ление, отвращение, интерес, презрение, безразличие, обида и др.).

б) Упражнение «Передай эмоцию».

10-15 «добровольцев» выходят к доске и становятся в затылок друг к другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую-либо эмоцию и передать ее стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую «получил», своими средствами. Когда первый человек получил «эмоциональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, какую эмоцию он получил и передал, и так продолжается до последнего человека.

При обсуждении результатов внимание учащихся обращается на то, что каждый из нас обладает своим регистром эмоциональности и понять переживания другого человека не всегда легко.

в) Проверка домашнего задания: демонстрация и обсуждение гербов, которые нарисовали учащиеся.

Подведение итогов.
Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: конспект урока психологии, открытый урок, урок психологии, школьный психолог, учителю психологии, иду на урок, психология для детей
Просмотров: 6143 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0