Цель: познакомить учащихся с понятием «характер»,
помочь в осознании своих особенностей и черт характера, развить навыки
самоанализа т самовоспитания.
Ход работы
- Сегодня мы поговоримо характере,офакторах,которые влияют на его формирование, и попробуем определить, какой же у
вас характер. Мы попробуем также вместе наметить пути самосовершенствования и
выяснить, как можно преобразовать свой характер в желательную для себя
сторону.
1. Что такое характер человека? С точки зрения
психологии, устойчивых индивидуальных свойств личности, складывающаяся и
проявляющаяся в деятельности и общении,обусловливая типичные для индивида способы поведения.Эти индивидуальные особенности, образующие
характер человека, относятся, в первую очередь, к волевой сфере (например,
решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например,
жизнерадостность или угнетенность). В известной мере они проявляются и в умственной
деятельности (например, легкомыслие или вдумчивость). Впрочем, проявления
характера являются комплексным образованием и в ряде случаев практически не
поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных
процессов (например, подозрительность, щедрость).
Упражнение. Игра «Аукцион».
Учащиеся, сидящие в одном ряду, образуют одну команду.
Каждый ряд по очереди называет какую-либо черту характера, не повторяя
предыдущие. Выигрывает тот ряд, за которым останется последнее слово, когда
другие не смогут больше ничего вспомнить.
- Как вы думаете, что определяет такое многообразие
черт характера, перечисленных нами только что?
- Почему у каждого человека свой, сугубо
индивидуальный, набор черт характера?
- Что влияет на его формирование?
Обсуждение. Давайте вместе подумаем, какие факторы
влияют на формирование характера. (Обсуждается роль физиологических
особенностей, воспитания, социальной среды, самовоспитания в формировании
характера человека).
2. Связь характера и темперамента. Как мы уже
говорили, темперамент больше определяется биологическими особенностями
организма человека и психодинамическими свойствами его нервной системы. Так,
для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут:
«быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера -
«собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный».
Считается, что в формировании характера большую роль
играет воспитание и самовоспитание. Л.С. Выготский указывал, что «темперамент
есть наличная предпосылка, а характер - конечный результат воспитательного процесса».
Все вы помните известное высказывание А.П. Чехова о том, что он сам сформировал
свой характер, «по капельке выдавливая из себя раба».
Однако особенности темперамента могут
противодействовать развитию определенных сторон характера. Флегматику, например,
труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и
решительность. Для меланхолика серьезная проблема - преодоление робости и
тревожности. Холерикам не хватает сдержанности и самокритичности, сангвицикам
- усидчивости. Но серьезно и последовательно занимаясь самовоспитанием, можно
активно влиять на формирование своего характера.
3. Соотношение характера и личности. Вспомним, что мы
знаем о личностях выдающихся людей. Считают, что тяжелым характером обладал
Ф.М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П. Павлова, нелюдимостью
отличался А.С. Грин; но это не помешало им стать выдающимися личностями.
Значит, характер и личность - далеко нeодно и то же. То, что создает человек,
его «творения» есть, по преимуществу, выражение его личности. Потомки
используют результаты «Деятельности личности, а вот с характером человека
сталкиваются .окружающие близкие люди и иногда страдают в повседневном общении.
Если попытаться кратко выразить суть различия между характером и личностью, то
можно сказать, что черты характера отражают по, как действует человек, а черты
личности - то, ради чего он действует.Очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно
независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и
наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
Практическая работа. Закрепление пройденного материала
Упражнение «Черты характера».
Учащиеся на своих листочках пишут окончания фраз:
«Я хочу быть...» (3-5 черт характера); «Я не хочу
быть...»
Возможныидругиевариантыэтогоупражнения,например:
разделить листок на две части и написать (представляя
себе реальных людей): что мне не нравится в человеке и что нравится?
Обсуждение. Какие черты чаще других назывались
желательными, какие-нежелательными?Какиеспособыможнопредложить,чтобы сформировать желательные черты и избавиться от нежелательных?