Цель: Коррекция взаимоотношений учеников, их агрессивного
поведения; нежелательных черт характера; снижение напряжения. Коррекция
эмоционально-личностной сферы.
План:
- Приветствие. Игра-активатор "Общение руками".
- Дискуссия "Способы общения".
- Быстрый круг.
- Игра "Хромой ведёт слепого".
- "Правила безопасного общения".
- Этическая беседа "ссора или дружба?"
- Смысл пословиц.
- Итоговый круг "Мне хочется тебе сказать..."
Ход занятия.
1. Добрый день! Как у вас дела? Всё ли в порядке?
Сегодня на занятии мы поговорим о взаимоотношениях и общении друг с
другом. Чтобы вы быстрее настроились на разговор, я предлагаю сыграть в
очень интересную игру "Общение руками".
Правила такие: только при помощи рук надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться.
Спасибо, вы отлично справились с заданием. Мы с вами, живя в этом
мире, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти
контакты между людьми называются - общение.
2. Давайте подумаем: а какими способами, используя какие средства,
люди общаются друг с другом? Я не имею в виду телефон или радио, я имею в
виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение?
Какие есть мнения на этот счёт? Я буду записывать их на доске. [Слова
(речь), выражение лица (мимика), жесты, позы, взгляды.] Молодцы. Вы
назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в наш
список.
Способы общения:
Вербальные (слова) Невербальные (несловесные):
- устная речь - интонация
- письменная речь - взгляды
- мимика
- жесты
- позы
Обратите внимание, что общение при помощи слов носит название
вербального общения, а все остальные способы называются невербальными.
Словами человек передаёт не всю информацию в процессе общения.
Например, если сказать: "очень вкусно" и при этом изобразить на лице
отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем словам.
Информацию, переданную с помощью невербальных средств, можно
научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова.
Вот посмотрите, это обычные книги, для детей, с картинками. Здесь
нарисованы люди или животные в разных позах, у них разное выражение
лица. Попробуйте определить, какую информацию выражают позы, жесты, и
предложите, какие состояния за всем этим могут скрываться.
Очень хорошо! Мы с вами потренировались в умении расшифровывать невербальную информацию.
3. А теперь, поиграем в быстрый круг. Каждый по кругу должен будет продолжить предложения:
- "Если я в ярости, то..."
- "Если я печален, то..."
- "Если я боюсь, то..."
- "Если я радуюсь, то..."
- "Если я обижаюсь, то..."
- "Если я удивляюсь, то..."
подумайте, как вы выражаете эти чувства и эмоции. Что вы при этом делаете, как себя ведёте?
4. Хочу предложить вам сыграть в следующую игру. Называется она
"Хромой ведёт слепого". Правила такие: "Хромому подвязывают ногу
верёвкой. У "слепого" Глаза завязывают повязкой. На полу мы разбросаем
обрывки газет; стулья стоят в разных местах. Задача "хромого" провести
"слепого" так, чтобы он не натолкнулся на препятствия. Молодцы! А теперь
расскажите ваши ощущения. Что вы чувствовали?
5. Вы уже узнали, что умение понимать невербальные сигналы собеседника облегчает общение (взаимопонимание).
А теперь, мы попробуем сформулировать правила правильного общения.
Вы должны перечислить эти правила сами. Если кто-то с чем-то не
согласен, должен об этом сказать, и объяснить почему?
Примерные выводы:
- Называя собеседника по имени и глядя ему в глаза, мы показываем своё уважение, искренность и откровенность;
- Улыбаясь во время разговора, мы демонстрируем своё дружелюбие и уверенность в себе.
- Давая собеседнику возможность обсудить важные для него темы, мы показываем свою способность учитывать интересы окружающих.
- Наш интерес убеждает собеседника, что мы не равнодушны к его словам, и они не пропадают даром.
- Если мы будем оскорблять личность собеседника, он посчитает, что
мы не сможем его понять, и решит, что разговаривать тут нечего, а может и
разозлиться - и вместо разговора будет драка.
В окончательном виде сформулированные правила эффективного и безопасного общения могут выглядеть следующим образом:
- обязательно улыбайтесь;
- слушайте внимательно;
- обращайтесь к собеседнику по имени;
- смотрите ему в глаза;
- не оскорбляйте собеседника и не давайте оценок его личности.
6. А сейчас давайте побеседуем на тему "Ссора и дружба".
План вопросов:
- · Что лучше - ссора или дружба? Почему?
- · Какой вред приносят ссоры?
- · Каким способом помириться, если вы в ссоре?
- · Как долго можно быть в ссоре с другом?
- · Нужно ли прощать обиды? Каким образом?
- · Как правильно разобрать, кто прав, а кто виноват?
- · Как избежать конфликтов?
- · Как вести себя в конфликтной ситуации?
- · Почему люди осуждают плохие поступки? Всё отлично, справились.
7. И теперь, послушайте пословицы, и попробуйте раскрыть их смысл.
- · Не рой другому яму - сам в неё попадёшь;
- · Кто свой гнев одолеет, тот крепок бывает;
- · Гнев человеку сушит кости, крушит сердце;
- · Злой человек - как уголь: если не жжёт, то чернит;
- · Что в другом не любишь, того и сам не делай;
- · Деревья смотри в плодах, а людей — в делах;
- · Друга ищи, а найдёшь, береги;
- · Умей взять, умей и дать;
- · Сам не ест и другим не даёт.
Отлично. Все вы поняли смысл этих пословиц. Не забывайте об этом. Это очень важно.
5. Все отлично справились. Молодцы. А теперь послушайте вот такую
притчу: "Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала
мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец
посетовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не
нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали
бросать в змею камни, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец
увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: "Я просил, чтобы
ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы
ты никогда не шипела и не отпугивала их!" Мораль: Можно научиться
противостоять злу, не причиняя зла в ответ". Теперь закройте глаза и
попытайтесь мысленным взором увидеть, как вы выражаете свои чувства к
человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте себя и делайте всё, что
захочется.
Все справились? Что было легко выполнить, а что трудно? Что понравилось, а что нет?
6. Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. Давайте
скажем по кругу, что на этом занятии для вас оказалось интересным или
полезным.
7. В заключение нашего занятия предлагаю вам домашнее задание. Я
раздам вам листы, на которых вы напишите о себе в настоящем, о том каким
хотят видеть вас взрослые, и каким вы хотите стать. Всем понятно
домашнее задание? Тогда я с вами прощаюсь. До свидания.
8. Большое спасибо всем. А теперь каждый, по кругу, должен сказать
своему соседу справа: "Мне хочется тебе сказать ..." и высказывает своё
мнение о последнем занятии. Я с вами прощаюсь. До свидания
|