Цель: познакомить учащихся с понятием «личность», дать
представление о личности как единстве социального и биологического, путях
формирования личности и ее подструктурах; показать важность ценностей, целей,
иерархии мотивов в становлении личности.
Ход работы
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое
личность, каждый ли человек является личностью, что влияет на формирование
личности.
- Как вы думаете, что такое личность? Всякого ли
человека можно назвать личностью?
1. Индивидуум и личность, О любом из вас можно сказать
очень многое, но прежде всего то, что каждый - это личность, т.е. человек,
наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и
занимающий определенное место среди других людей в обществе.
Никогда не было и не будет на Земле человека, во всем
подобного вам, абсолютного двойника, и ваша неповторимость не случайна, это
одна из закономерностей развития личности. Человек не рождается личностью, ею
он становится постепенно, и этот процесс занимает многие годы.
Давайте же разберемся в том, что мы понимаем под
словом «личность» и какие условия определяют ее формирование. Для этого
необходимо, в первую очередь, выяснить, кем же, если не личностью, рождается
человек, с чего начинается история личности. Всякий живой организм представляет
собой не сумму отдельных органов, а такое единство, в котором все составные
части связаны между собой, зависят друг от друга. Если нарушается
жизнедеятельность какого-либо органа, то это не может не отразиться на
деятельности всего организма, потому что нарушается его единство. Таким
образом, всякое живое существо целостно, неделимо. Чтобы подчеркнуть это, мы
говорим, что оно есть индивидуум (в переводе с латыни - «неделимое»).
Уже с первого дня жизни человек обладает
индивидуальными особенностями. Но можно ли говорить о личности новорожденного?
Разумеется, нельзя, так же как нельзя говорить о личности животного.
Следовательно, человек рождается индивидуумом, ноют животных он отличается тем,
что ребенок может стать личностью, а животное - никогда. Соответственно,
индивидуальные особенности нельзя отождествлять со свойствами личности. Люди
со сходным типом нервной системы, индивидуально-типическими свойствами
(темпераментом) могут оказаться совершенно различными личностями.
Между особенностями человека как индивидуума и его
личностью имеется глубокая связь, однако личность - это продукт развития
индивидуума в обществе. Развитие личности - это процесс относительно медленный,
и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для
того чтобы индивидуум стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он
должен постоянно находиться в человеческом обществе, вступать с ним в те или
иные отношения. Вот эта связь «человек - общество» и формирует, прежде всего,
личность. И уже на первом году жизни у ребенка легко заметить потребность в
общении со взрослыми. Однако известно немало случаев, когда дети были
полностью лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались
поистине трагичными.
В середине XVIII в. русским императором был
провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его
продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вымолвил первое
слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антоновича с престола, заточили его в
тюрьму и продержали там, много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он
находился в полном одиночестве. В конце концов, одиночное заключение сильно
отразилось на его умственных способностях: он не умел говорить и производил
впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но
говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Так же не становились
личностями дети, похищенные и выкормленные животными.
В нормальных условиях человек очень рано вступает в
отношения с окружающими людьми, с коллективом, с обществом, и эти отношения
постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день более
разносторонними.
Формирование личности определяет также деятельность и
ее особенности. Именно в деятельности складывается необходимое единство
поведения, укрепляется связь между отношениями, сложившимися у человека с
окружающим миром.
2.Структура
личности.Итак,личность -этоочень сложное образование. А
теперь для простоты представим себе систему «личность» как некое дерево -
древо личности.
Почва, на которой оно произрастает, - это
прародительский генофонд, т. е. некое генетическое наследство, в которое древо
уходит корнями.
Корни могут вобрать в себя генотипические свойства
матери или отца или понемногу от каждого из них. Унаследованы могут быть также
свойства кого-либо из бабушек или прабабушек, дедов или прадедов, тети или
дяди по любой линии и т. д. Что именно из богатого генофонда достанется
данному конкретному человеку - загадка природы, которую могут прояснить только
генетики. Мы же обычно стоим перед фактом; с первых дней своего бытия ребенок
ведет себя определенным образом. В том, как он заявляет о себе, если ему
что-то не нравится, как он ест и спит, как общается, угадывается сходство с
кем-либо из родственников именно в особенностях его темперамента.
Ствол древа личности представляет формирующиеся в
процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных,
базовых особенностей с окружением, в частности с окружающими близкими людьми.
Стволовая часть древа символически означает характер человека, в котором
взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры, как эмоции,
интеллект и коммуникативный стиль (способ общения с другими людьми). Ни одна
из этих подструктур не является более ранней по отношению к другим: они
развиваются параллельно и подчинены общей закономерности -окрашенности ведущей
индивидуально-личностной тенденцией, определяющей индивидуальный стиль
конкретного человека.
Крона древа личности охватывает сферу интересов,
социальной активности, морально-нравственных устоев личности. Ее в значительной
степени формирует окружение, среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы
дерева. Но крона древа рисунком и цветом листьев и цветов обязана все тем же
корням, почве (заложенным в семя генам). Так и высшие уровни личности: впитывая
социально-культурные ценности, личность (далеко не всегда осознанно)
избирательно тянется к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам
деятельности и Отталкивается от других.
Задание. Давайте попробуем нарисовать «древо
личности». Объясните, что символизирует каждая из частей древа.
3. Мотивационно-потребностная сфера личности. Говоря о
том, что такое личность, нельзя. не коснуться так называемой мотивационно-потребностной
сферы. Эта сфера включает потребности, стремления, интересы, мотивы, намерения,
цели и ценности.
Потребности - это состояние нужды человека или
животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального
существования, развития. Потребности есть у всех живых существ, и
неудовлетворенная потребность всегда связана с неприятным чувством. Голод -
это потребность в пище, жажда - в воде. Это так называемые витальные, или
биологические, потребности. К потребностям более высокого порядка относится,
например, потребность в самоутверждении. На одном из следующих уроков мы будем
рассматривать теорию А. Маслоу, который предложил классификацию потребностей.
Поведение личности обусловливается комплексом
факторов, которые психологи объединяют понятием мотивация. Мотивы, в отличие
от потребностей, присущи только человеку. Мотив, который отвечает актуальной
потребности, организует и определенным образом направляет поведение. Может
быть, сейчас вы испытываете потребность подвигаться, поболтать с приятелями, но
вам удается подчинить эту потребность мотиву получения знаний или социальному
мотиву - быть хорошим учеником.
Подчинение своих непосредственных потребностей и
побуждений социальным нормам - это начало формирования личности, которое
происходит в дошкольном возрасте. Здесь можно привести пример, который получил
в психологии название эффекта «горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от
экспериментатора практически Невыполнимое задание: достать привлекательный
предмет (игрушку) с высокой полки, не вставая со стула. Экспериментатор
выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных
попыток справиться с задачей, ребенок встает, берет предмет и возвращается на
место. Экспериментатор входит, хвалит ребенка и предлагает в награду конфету.
Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо
плакать. Конфета оказывается Для него «горькой». Здесь происходит такое
явление, как борьба мотивов: один мотив - взять привлекательную вещь
(непосредственное побуждение), а другой - выполнить условие взрослого (социальный
мотив). Дошкольнику еще трудно подчинять свое поведение социальным мотивам.
В подростковом возрасте начинается как бы второе
«рождение личности», которое выражается в стремлении и способности осознавать
свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и
переподчинению — т. е. формируется способность к самоосознанию, саморуководству
и самовоспитанию. Главные функции самосознания -это познание себя,
усовершенствование себя, поиск смысла жизни. В подростковом возрасте начинает
формироваться «идеальное Я», т. е. осознанный личностный идеал, сопоставление
с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.
В нашем курсе самосознанию, самопознанию позже будет посвящен отдельный урок.
Одним из важных механизмов формирования личности
является принятие и освоение социальных ролей. В определенный период развития
человек начинает выполнять социальные роли, т. е. осуществлять совокупность
действий, которые ожидает от него его окружение, занимать определенную
социальную позицию. Набор социальных ролей и позиций очень широк - это,
например, ученик, сын (или дочь), член спортивной команды, пассажир, староста
класса и т. д.
Социальные роли и социальные позиции влияют на
иерархию мотивов. Вот пример психолога У. Джемса: «Частное лицо может без
зазрения совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или доктор
нашли бы такой поступок несовместимым' с их понятиями чести. Честь солдата
побуждает его сражаться и умирать при таких обстоятельствах, когда другой
человек имеет полное право скрыться в безопасное место или бежать, не налагая
на свое социальное «Я» позорного пятна». В этом примере мы видим, что мотив
самосохранения уступает место социально значимому мотиву (помощь больным,
защита соотечественников).
Выбор того или иного варианта поведения, мотивы,
которые побуждают человека совершить какой-либо поступок или даже выбрать
профессию, определяются системой ценностей.
Мини-тест «Мои ценности»
Сейчас я продиктую вам двенадцать пунктов, которые вы
запишете на ваших листочках. Затем вы должны их проранжировать (проставить
рядом с каждым утверждением цифры, которые будут обозначать, что для вас
наиболее важно, стоит на первом месте, втором, третьем и т. д.). Итак, перечень
возможных ценностей: материально обеспеченная жизнь: счастливая семейная жизнь;
здоровье; творчество; наличие хороших и верных друзей; свобода как
независимость в действиях и поступках; любовь; уверенность в себе; интересная
работа; красота природы и искусства; познание, стремление к новому; активная,
деятельная жизнь.
Желающие могут зачитать Полученный список в порядке
убывания значимости ценностей.
4. Цели и ценности. Может возникнуть вопрос: как не
заблудиться в море интересов, увлечений, желаний, ценностей и приплыть к
нужному берегу? Ответ прост: нужно хорошо, знать, какой именно берег больше
всего привлекает, и тогда этот берег будет одновременно и компасом, указывающим
вам путь. Точнее говоря, развитие личности направляет цель жизни. Это очень
знакомые слова, но вдумайтесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни - это
просто желание, ну, скажем, стать профессионалом в какой-либо отрасли или
всего-навсего осуществить какую-то попытку.
Чтобы стать целью жизни человека, желание должно быть
подчинено цели, способной объединить его действия и усилия и стать тем
идеалом, «мерилом», с которым он подходит к оценке своих и чужих поступков. По
тому, каковы у человека главные жизненные цели, можно судить о его личности.
Не было еще случая, чтобы стремление к мелкой личной цели выковало крупную
личность.
Итак, личность, развиваясь под влиянием социального
окружения, обладая уникальными индивидуальными особенностями, составляет
единство высшего порядка. На определенном этапе своего развития личность вступает
в контакт с более высокими слоями человеческой культуры - идеалами и духовными
ценностями. И тогда впитывание и внутренняя переработка этих ценностей
приводят к формированию духовного ядра личности, ее нравственному
самосознанию. Процесс, формирующий этот «центр» личности, никогда не завершается.
Это согласуется с представлениями о личности как «открытой системе», а также с
возможностью переживания личностью ее собственной бесконечности и даже
«бессмертной» сущности. Однако, это уже вопросы, находящиеся на стыке
психологии и философии.
Практическая работа. Закрепление пройденного материала
Обсуждение. Каких людей можно назвать личностью с
большой буквы в наши дни?
Цель жизни - нужно ли задумываться над тем, «для чего
живет человек»?
Отличаются ли ценности ваших родителей от ваших
ценностей?