Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 05:59:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Личность. Урок психологии в 11 классе
10.05.2011, 13:31:27

Цель: познакомить учащихся с понятием «личность», дать представ­ление о личности как единстве социального и биологического, путях формирования личности и ее подструктурах; показать важность цен­ностей, целей, иерархии мотивов в становлении личности.

Ход работы

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое личность, каждый ли человек является личностью, что влияет на формирование личности.

- Как вы думаете, что такое личность? Всякого ли человека можно назвать личностью?

1. Индивидуум и личность, О любом из вас можно сказать очень многое, но прежде всего то, что каждый - это личность, т.е. человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди других людей в обществе.

Никогда не было и не будет на Земле человека, во всем подобного вам, абсолютного двойника, и ваша неповторимость не случайна, это одна из закономерностей развития личности. Человек не рождается личностью, ею он становится постепенно, и этот процесс занимает многие годы.

Давайте же разберемся в том, что мы понимаем под словом «личность» и какие условия определяют ее формирование. Для этого необходимо, в первую очередь, выяснить, кем же, если не личностью, рождается человек, с чего начинается история личности. Всякий живой организм представляет собой не сумму отдельных органов, а такое единство, в котором все составные части связаны между собой, зави­сят друг от друга. Если нарушается жизнедеятельность какого-либо органа, то это не может не отразиться на деятельности всего организма, потому что нарушается его единство. Таким образом, всякое живое существо целостно, неделимо. Чтобы подчеркнуть это, мы говорим, что оно есть индивидуум (в переводе с латыни - «неделимое»).

Уже с первого дня жизни человек обладает индивидуальными особенностями. Но можно ли говорить о личности новорожденного? Разумеется, нельзя, так же как нельзя говорить о личности животного. Следовательно, человек рождается индивидуумом, ноют животных он отличается тем, что ребенок может стать личностью, а животное - никогда. Соответственно, индивидуальные особенности нельзя отож­дествлять со свойствами личности. Люди со сходным типом нервной системы, индивидуально-типическими свойствами (темпераментом) могут оказаться совершенно различными личностями.

Между особенностями человека как индивидуума и его личностью имеется глубокая связь, однако личность - это продукт развития индивидуума в обществе. Развитие личности - это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивидуум стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе, вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь «человек - общество» и формирует, прежде всего, личность. И уже на первом году жизни у ребенка легко заметить потребность в общении со взрослыми. Однако известно немало слу­чаев, когда дети были полностью лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались поистине трагичными.

В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вымол­вил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антоновича с престола, заточили его в тюрьму и продержали там, много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов, одиночное заключение сильно отразилось на его умст­венных способностях: он не умел говорить и производил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Так же не становились личностями дети, похищенные и выкормленные животными.

В нормальных условиях человек очень рано вступает в отно­шения с окружающими людьми, с коллективом, с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день более разносторонними.

Формирование личности определяет также деятельность и ее особенности. Именно в деятельности складывается необходимое единство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложив­шимися у человека с окружающим миром.

2.  Структура личности.   Итак,  личность -  это  очень сложное образование. А теперь для простоты представим себе систему «лич­ность» как некое дерево - древо личности.

Почва, на которой оно произрастает, - это прародительский генофонд, т. е. некое генетическое наследство, в которое древо уходит корнями.

Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца или понемногу от каждого из них. Унаследованы могут быть так­же свойства кого-либо из бабушек или прабабушек, дедов или пра­дедов, тети или дяди по любой линии и т. д. Что именно из богатого ге­нофонда достанется данному конкретному человеку - загадка приро­ды, которую могут прояснить только генетики. Мы же обычно стоим перед фактом; с первых дней своего бытия ребенок ведет себя опреде­ленным образом. В том, как он заявляет о себе, если ему что-то не нравится, как он ест и спит, как общается, угадывается сходство с кем-либо из родственников именно в особенностях его темперамента.

Ствол древа личности представляет формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием поч­венных, базовых особенностей с окружением, в частности с окружаю­щими близкими людьми. Стволовая часть древа символически озна­чает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры, как эмоции, интеллект и ком­муникативный стиль (способ общения с другими людьми). Ни одна из этих подструктур не является более ранней по отношению к другим: они развиваются параллельно и подчинены общей закономерности -окрашенности ведущей индивидуально-личностной тенденцией, определяющей индивидуальный стиль конкретного человека.

Крона древа личности охватывает сферу интересов, социальной активности, морально-нравственных устоев личности. Ее в значитель­ной степени формирует окружение, среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Но крона древа рисунком и цветом листьев и цветов обязана все тем же корням, почве (заложенным в семя генам). Так и высшие уровни личности: впитывая социально-культурные цен­ности, личность (далеко не всегда осознанно) избирательно тянется к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и Отталкивается от других.

Задание. Давайте попробуем нарисовать «древо личности». Объясните, что символизирует каждая из частей древа.

3. Мотивационно-потребностная сфера личности. Говоря о том, что такое личность, нельзя. не коснуться так называемой мотивационно-потребностной сферы. Эта сфера включает потребности, стремления, интересы, мотивы, намерения, цели и ценности.

Потребности - это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, развития. Потребности есть у всех живых существ, и неудовлетворенная потребность всегда связана с неприятным чувст­вом. Голод - это потребность в пище, жажда - в воде. Это так назы­ваемые витальные, или биологические, потребности. К потребностям более высокого порядка относится, например, потребность в самоут­верждении. На одном из следующих уроков мы будем рассматривать теорию А. Маслоу, который предложил классификацию потребностей.

Поведение личности обусловливается комплексом факторов, ко­торые психологи объединяют понятием мотивация. Мотивы, в отличие от потребностей, присущи только человеку. Мотив, который отвечает актуальной потребности, организует и определенным образом направ­ляет поведение. Может быть, сейчас вы испытываете потребность подвигаться, поболтать с приятелями, но вам удается подчинить эту потребность мотиву получения знаний или социальному мотиву - быть хорошим учеником.

Подчинение своих непосредственных потребностей и побужде­ний социальным нормам - это начало формирования личности, которое происходит в дошкольном возрасте. Здесь можно привести пример, который получил в психологии название эффекта «горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически Невы­полнимое задание: достать привлекательный предмет (игрушку) с высокой полки, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После без­успешных попыток справиться с задачей, ребенок встает, берет предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит ребенка и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается Для него «горькой». Здесь происходит такое явление, как борьба мотивов: один мотив - взять привлекательную вещь (непосредствен­ное побуждение), а другой - выполнить условие взрослого (социаль­ный мотив). Дошкольнику еще трудно подчинять свое поведение социальным мотивам.

В подростковом возрасте начинается как бы второе «рождение личности», которое выражается в стремлении и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению — т. е. формируется способность к самоосознанию, саморуководству и самовоспитанию. Главные функции самосознания -это познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. В под­ростковом возрасте начинает формироваться «идеальное Я», т. е. осоз­нанный личностный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неу­довлетворенность собой и стремление себя изменить. В нашем курсе самосознанию, самопознанию позже будет посвящен отдельный урок.

Одним из важных механизмов формирования личности является принятие и освоение социальных ролей. В определенный период раз­вития человек начинает выполнять социальные роли, т. е. осу­ществлять совокупность действий, которые ожидает от него его окру­жение, занимать определенную социальную позицию. Набор социаль­ных ролей и позиций очень широк - это, например, ученик, сын (или дочь), член спортивной команды, пассажир, староста класса и т. д.

Социальные роли и социальные позиции влияют на иерархию мо­тивов. Вот пример психолога У. Джемса: «Частное лицо может без зазре­ния совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или док­тор нашли бы такой поступок несовместимым' с их понятиями чести. Честь солдата побуждает его сражаться и умирать при таких обстоятель­ствах, когда другой человек имеет полное право скрыться в безопасное место или бежать, не налагая на свое социальное «Я» позорного пятна». В этом примере мы видим, что мотив самосохранения уступает место социаль­но значимому мотиву (помощь больным, защита соотечественников).

Выбор того или иного варианта поведения, мотивы, которые побуждают человека совершить какой-либо поступок или даже выбрать профессию, определяются системой ценностей.

Мини-тест «Мои ценности»

Сейчас я продиктую вам двенадцать пунктов, которые вы запишете на ваших листочках. Затем вы должны их проранжировать (проставить рядом с каждым утверждением цифры, которые будут обозначать, что для вас наиболее важно, стоит на первом месте, втором, третьем и т. д.). Итак, перечень возможных ценностей: материально обеспеченная жизнь: счастливая семейная жизнь; здоровье; творчество; наличие хороших и верных друзей; свобода как независимость в действиях и поступках; любовь; уверенность в себе; интересная работа; красота природы и искусства; познание, стремление к новому; активная, деятельная жизнь.

Желающие могут зачитать Полученный список в порядке убывания значимости ценностей.

4. Цели и ценности. Может возникнуть вопрос: как не заблу­диться в море интересов, увлечений, желаний, ценностей и приплыть к нужному берегу? Ответ прост: нужно хорошо, знать, какой именно берег больше всего привлекает, и тогда этот берег будет одновременно и компасом, указывающим вам путь. Точнее говоря, развитие личности направляет цель жизни. Это очень знакомые слова, но вдумайтесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни - это просто желание, ну, скажем, стать профессионалом в какой-либо отрасли или всего-навсего осуществить какую-то попытку.

Чтобы стать целью жизни человека, желание должно быть под­чинено цели, способной объединить его действия и усилия и стать тем идеалом, «мерилом», с которым он подходит к оценке своих и чужих поступков. По тому, каковы у человека главные жизненные цели, мож­но судить о его личности. Не было еще случая, чтобы стремление к мелкой личной цели выковало крупную личность.

Итак, личность, развиваясь под влиянием социального окруже­ния, обладая уникальными индивидуальными особенностями, состав­ляет единство высшего порядка. На определенном этапе своего разви­тия личность вступает в контакт с более высокими слоями челове­ческой культуры - идеалами и духовными ценностями. И тогда впиты­вание и внутренняя переработка этих ценностей приводят к форми­рованию духовного ядра личности, ее нравственному самосознанию. Процесс, формирующий этот «центр» личности, никогда не заверша­ется. Это согласуется с представлениями о личности как «открытой системе», а также с возможностью переживания личностью ее собст­венной бесконечности и даже «бессмертной» сущности. Однако, это уже вопросы, находящиеся на стыке психологии и философии.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Обсуждение. Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни?

Цель жизни - нужно ли задумываться над тем, «для чего живет человек»?

Отличаются ли ценности ваших родителей от ваших ценностей?

Подведение итогов.
Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: конспект урока психологии, открытый урок, урок психологии, школьный психолог, учителю психологии, иду на урок, психология для детей
Просмотров: 4384 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0