Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:34:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга. Урок психологии в 11 классе
10.05.2011, 13:34:45

Цель: связать знания о функционировании психики человека с учеб­ным материалом об устройстве нервной системы, изучавшимся на уро­ках биологии и анатомии человека. Познакомить учащихся с особен­ностями функционирования правого и левого полушарий, специали­зацией полушарий.

Ход работы

- Сегодня мы вспомним с вами материал, который вы изучали на уроках биологии в курсе «Анатомия человека», а также поговорим о такой интересной проблеме, как асимметрия мозга, различиях функций правого и левого полушарий,

- Что вы уже знаете о строении мозга?

1. Строение мозга. Из курса «Анатомия человека» вы помните, что центральная нервная система (ЦНС) включает те части нервной системы, которые лежат внутри черепа (т. е. головной мозг) и позво­ночного столба (спинной мозг). Периферическая нервная система - это сложная сеть нервных волокон, пронизывающих организм человека. К ней относится вегетативная нервная система, которая ответственна за работу внутренних органов - сердца, легких, кровеносных сосудов и т.д.

Познавательные процессы, мышление, творческие способности, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках, а также другие проявления психической жизни человека,  в том числе  поведение, связаны с работой мозга.

Человеческий мозг - это, быть может, самая сложная из живых структур во Вселенной. Многие десятилетия учёные - медики, биоло­ги, нейрофизиологи, психологи - пытаются приблизиться к пониманию того, как «работает» мозг.

Мозг человека представляет собой сложное образование, состоя­щее  из  большого  количества различных  подструктур.   При  первом взгляде на головной мозг можно сразу заметить два крупных парных образования - их называют левым и правым полушариями мозга.

2. Локализация высших психических функций в коре головного

мозга. Поверхностный слой полушарий - это кора мозга. Считается, что мышление и сознание зависят от работы коры головного мозга -слоя, толщиной около шести миллиметров, покрывающего весь мозг. Отдельные области коры выполняют специфические функции.

На первом уроке упоминалось имя выдающегося отечественного нейропсихолога А. Лурии, который изучал локализацию различных психических функций, задавшись вопросом, где именно в мозге на­ходятся те зоны, которые отвечают за функционирование зрения, слу­ха, движения человека и другие акты поведения и психической жизни.

Что происходит в нашем мозгу, когда мы сердимся или раз­дражаемся, строим планы, рассматриваем предмет?

Ученые выяснили, что затылочные части коры, перерабатывают зрительные сигналы и ответственны за функцию зрения, лобные части коры - за выбор целей и принятие решений. Люди с повреждениями лобных долей испытывали огромные трудности в приспособлении к жизненным конфликтам и меняющимся требованиям; они оказывались безответственными, неспособными осуществлять сколько-нибудь по­следовательные жизненные планы. В височной части коры распо­лагается слуховая зона. Височная кора участвует также в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению. Поражение этой зоны может привести к потере долго­временной памяти.

- Как вы думаете, одинаковые ли функции выполняют правое и левое полушария?

3. Функции правого и левого полушарий. Функции левого и пра­вого полушарий в ряде случаев симметричны; левое отвечает за дви­жения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое — за движения левых конечностей и все виды чувст­вительности слева.

Однако высшие психические функции (т. е. восприятие, позна­вательные процессы, мышление и способности) соотносятся с правым и левым полушариями по-разному. Поэтому говорят о специализации полушарий, или функциональной асимметрии мозга. Большое коли­чество хитроумных экспериментов, изобретенных нейрофизиологами и психологами, дали возможность обнаружить ряд интересных фактов, связанных с деятельностью различных полушарий. Так, оказалось, что левое полушарие, в основном, ответственно за язык и речь, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом (образные представления). В других исследованиях выявляют­ся тонкие различия в способах переработки информации двумя полу­шариями. Как полагают, левое полушарие осуществляет ее перера­ботку аналитически и последовательно, а правое - одновременно и це­лостно. Правое полушарие склонно воспринимать наборы элементов как цельные конструкции, не рассматривая отдельные входящие в них части.

В экспериментах, которые проводились с использованием при­боров, регистрирующих электрическую активность мозга, выяснилось, что при заданиях, требующих аналитического подхода, при совер­шении простых арифметических действий и придумывании отдельных слов и фраз происходит, судя по изменениям электрической актив­ности мозга, активация левого полушария. В процессе прослушивания музыки на электроэнцефалограмме регистрируется увеличение актив­ности правого полушария. Соотношение между активностью правого и левого полушарий различно при восприятии художественных и тех­нических текстов: хотя в обоих случаях человек имеет дело со словес­ными конструкциями, при чтении технических текстов больше активи­зируется левое полушарие, а при чтении художественных - правое.

- Как, по вашему мнению, эти различия проявляются в поведении человека?

4. Специализация полушарий. Невропатологи давно заметили, что повреждение правого полушария часто приводит к нарушениям ориентации человека в пространстве (например, выйдя из какого-либо помещения, человек не может найти дорогу назад), к затруднениям при выполнении некоторых элементарных действий (например, зажигание спичек, застегивание одежды), к ухудшению восприятия музыкальных произведений; нарушалось также представление о собственном теле: больные с параличом левых конечностей не понимали, что у них не двигаются левая рука и нога, и пытались встать. При этом левое полушарие полностью сохраняет способность к речевому общению и к манипулированию другими строго формализированными знаками. Его работа позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, как уст­ную, так и письменную, и давать грамматически правильные ответы.

Работа левого полушария позволяет человеку свободно опериро­вать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил. Но активность, левого полушария, в отличие от правого, не способствует различению интонаций речи и модуляций голоса. Кроме того, левое полушарие плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы. Так, работа одного левого полушария не позволяет идентифицировать изображения человеческих лиц и не обеспечивает эстетическое восприятие произведений искусства.

В том случае, когда поражено левое полушарие, нарушается способность к речевому общению, к пониманию и продуцированию речи. Однако, при отсутствии словесной и логической ориентировки, наглядная ориентировка сохраняется. Человек подмечает и узнает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, делает правильные выводы. Не будучи в состоянии назвать ни месяца, ни времени года, он, взглянув в окно, правильно определит время года и предположи­тельно, какой сейчас месяц.

- Попробуйте самостоятельно составить таблицу, в одной части кото­рой будут находиться функции правого, а в другой - левого полушария. А затем мы сравним ваши записи и при необходимости дополним их.

5. Влияние межполушарной асимметрии на эмоциональную жизнь

человека. Оказывается, по-разному участвуют полушария и в эмоцио­нальной жизни человека. Начнем с примера. Демонстрировали корот­кометражные фильмы здоровым людям — раздельно в правое и левое полушарие (с помощью специальных линз). Зрители должны были оценивать эмоциональный тон фильма (юмористический, приятный, неприятный, ужасный и т.д.) по 10-ти балльной шкале. Оказалось, что правое полушарие «видит мир» в более неприятном, угрожающем свете, чем левое. Установлено, что поражение определенных областей левого полушария вызывает у человека ощущение потерянности, бес­помощности, подавленное состояние. Правосторонние нарушения, на­оборот, чаще приводят к благодушию, неадекватно положительной оценке ситуации, к хорошему настроению, вопреки всяким тяжелым обстоятельствам. Кроме того, человек оказывается не в состоянии адекватно воспринимать эмоциональные состояния других людей, что проявляется, в частности, в непонимании интонаций. Понимая смысл сказанного, он не способен определить, сказано ли это с раздражением или с укором. При левостороннем поражении, напротив, утрачивается понимание смысла утверждения, но во многих случаях сохраняется оценка эмоциональной окраски, сказанного.

- Как вы думаете, кто в большей степени являются потенциальными оптимистами: люди с доминирующим правым или левым полушарием?

6. «Правополушарное» и «левополушарное» мышление. Спе­цификой «правополушарного» мышления многие авторы считают го­товность к целостному «схватыванию», к одномоментному восприя­тию многих предметов и явлений мира в целом, со всеми его составными элементами. Считается также, что интуиция порождается с помощью работы правого полушария. Может быть, поэтому интуитив­ные «догадки», озарения («инсайт») часто приходят к ученым в состоя­нии расслабления, отключения от упорных размышлений над пробле­мой. Иногда «инсайт» посещает человека во сне. С «левополушарным» мышлением связывается, напротив, способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит аналитический характер. Благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей.

7. Нарушения синхронной работы полушарий. У здоровых людей оба полушария работают синхронно. Информация, обрабатывающаяся одним из полушарий, передается при необходимости другому. Так, на­пример, чтобы запомнить пару слов «кабан - чемодан», можно не­сколько раз повторить их в уме (активация левого полушария), а мож­но мысленно представить себе свинью, несущую чемодан (активация правого полушария).

Нарушение связи между полушариями, видимо, ведет к опреде­ленным искажениям нормального функционирования психики. Вопрос этот еще недостаточно изучен. Есть, например, интересная гипотеза доктора Ложкина о том, что у людей, склонных к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, нарушены межполушарные связи, и только под влиянием психотропных веществ полушария начинают работать синхронно, позволяя такому человеку чувствовать себя гораздо лучше: он как бы попадает в красочный, многомерный мир, доступ куда в нор­мальном состоянии был закрыт.

8. Доминирование полушарий («левши» и «правши»). У человека может доминировать правое или левое полушарие. В зависимости от того, какое полушарие доминирует, наблюдается различное отношение к наукам. Выделяют даже отдельные типы людей: художественный тип (правополушарный) и мыслительный тип (левополушарный).

Однако, такое яркое доминирование одного из полушарий встречается достаточно редко, у большинства людей оба полушария работают синхронно, и специализация проявляется не так явно. Иногда говорят, что у левшей доминирует правое полушарие, а у правшей -левое. Однако дело обстоит гораздо сложнее, чем принято думать. Так, нейропсихологи и психоневрологи выяснили, что у человека может быть ведущим левый глаз, но, например, «толчковой» является правая нога и ему удобнее писать правой рукой. Могут быть ведущими левая рука и правый глаз и т. д.

Чтобы вы могли получить представление о своих особенностях, проведем маленький эксперимент.

Тест «Насколько я левша?» (прил. 5} для ориентировочного выявления доминирования правого или левого полушария.

Обсуждение результатов.

9. Возрастные и половые особенности межполушарной асимметрии.

В исследованиях выявились также закономерности, связанные с доми­нированием каждого из полушарий в зависимости от возраста и даже пола. Есть данные о том, что у женщин чаще задействовано правое по­лушарие. Известно, что у детей при восприятии информации домини­рует правое полушарие, отвечающее за образное восприятие и мышле­ние. К сожалению, преобладание в школьном обучении знаково-логической, словесной информации приводит к тому, что возможности право­го полушария мало используются. Загружается, в основном, левое полушарие.

Особенности функционирования правого и левого полушарий очень важно учитывать для повышения эффективности обучения.

- Как вы думаете, какое из полушарий является более вовле­ченным при процессе обучения? Как можно активизировать возмож­ности правого полушария?

10. Активизация правого полушария. Работа с моделями и макетами, документальные фильмы, ориентированные на восприятие конкретной реальности, поэтические и музыкальные композиции, непосредственно обращаясь к правому полушарию, улучшают непроизвольную память и активизируют непроизвольное внимание. Развитие выразительности языка жестов, богатства речевого интонирования и эмоциональной окрашенности речи также'способствуют активизации работы правого полушария.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Дискуссия на темы: «Кому легче добиваться успеха в жизни: человеку с доминирующим правым или левым полушарием?», «Как связана межполушарная асимметрия с творческими способностями человека?», «Можно ли стать творческим человеком или им надо родиться?»

Подведение итогов.

Вопросы для проверки знаний по предыдущим темам .

1. Что такое способности?

2. Чем отличаются способности от знаний и умений?

3. Каковы условия развития способностей и реализации их в деятельности?

4. Что такое талант?

5. Дайте определение интеллекта.

6. Что такое социальный интеллект?

7. Как измеряется интеллект?

8. Что такое коэффициент интеллекта? В каких пределах он может колебаться?

9. В чем состоит разница между вербальным и невербальным интеллектом?

10. Какие теории интеллекта вы помните? Какие компоненты выделяются в структуре интеллекта?

11. Какие факторы влияют на развитие интеллекта?

12. Что такое когнитивные стили? Опишите один из когнитивных стилей.;

13. Охарактеризуйте понятия «творчество», «творческий акт».

14. Какие два типа мышления выделил Гилфорд и в чем состоит различие между ними?

15. Что такое креативность? Откуда произошел этот термин?

16. Проанализируйте 4 параметра креативности по Гилфорду.

17. Каково взаимоотношение между интеллектом и креативностью?

18. Охарактеризуйте этапы, или стадии, творческого акта.

19. Что и почему мешает нахождению нестандартного творческого решения?

20. Какова взаимосвязь между творческими способностями и успешностью?

21. Опишите некоторые способы развития творческих способностей.

22. Что такое центральная нервная система?

23. Из каких подструктур состоит головной мозг человека?

24. Опишите свое представление о локализации высших психических фун­кций в коре больших полушарий головного мозга. Приведите примеры.

25. В чем состоит «функциональная асимметрия мозга»?

26.Проанализируйте различия в функциях правого и левого полушарий, отражающиеся на поведении человека.

27. В чем разница в переработке информации левым и правым полушарием?

28. Охарактеризуйте различия «правополушарного» и «левополушарного» мышления.

29. Как специализация полушарий отражается в эмоциональной сфере?

30. В каких профессиях могут быть наиболее успешны люди с домини­рующим левым полушарием? Правым? Почему?

31. Каковы половые и возрастные особенности межполушарной асимметрии?

32. Какие способы активизации работы правого полушария вы могли бы предложить? Почему это важно?

Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: конспект урока психологии, открытый урок, урок психологии, школьный психолог, учителю психологии, иду на урок, психология для детей
Просмотров: 6063 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0