Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга. Урок психологии в 11 классе
10.05.2011, 13:34:45
Цель: связать знания о функционировании психики
человека с учебным материалом об устройстве нервной системы, изучавшимся на
уроках биологии и анатомии человека. Познакомить учащихся с особенностями
функционирования правого и левого полушарий, специализацией полушарий.
Ход работы
- Сегодня мы вспомним с вами материал, который вы
изучали на уроках биологии в курсе «Анатомия человека», а также поговорим о
такой интересной проблеме, как асимметрия мозга, различиях функций правого и
левого полушарий,
- Что вы уже знаете о строении мозга?
1. Строение мозга. Из курса «Анатомия человека» вы
помните, что центральная нервная система (ЦНС) включает те части нервной
системы, которые лежат внутри черепа (т. е. головной мозг) и позвоночного
столба (спинной мозг). Периферическая нервная система - это сложная сеть
нервных волокон, пронизывающих организм человека. К ней относится вегетативная
нервная система, которая ответственна за работу внутренних органов - сердца,
легких, кровеносных сосудов и т.д.
Познавательные процессы, мышление, творческие
способности, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках, а также другие
проявления психической жизни человека,в
том числеповедение, связаны с работой
мозга.
Человеческий мозг - это, быть может, самая сложная из
живых структур во Вселенной. Многие десятилетия учёные - медики, биологи,
нейрофизиологи, психологи - пытаются приблизиться к пониманию того, как
«работает» мозг.
Мозг человека представляет собой сложное образование,
состоящееизбольшогоколичества различныхподструктур.Припервом взгляде на головной мозг можно сразу заметить два крупных парных
образования - их называют левым и правым полушариями мозга.
2. Локализация высших психических функций в коре
головного
мозга. Поверхностный слой полушарий - это кора мозга.
Считается, что мышление и сознание зависят от работы коры головного мозга
-слоя, толщиной около шести миллиметров, покрывающего весь мозг. Отдельные
области коры выполняют специфические функции.
На первом уроке упоминалось имя выдающегося
отечественного нейропсихолога А. Лурии, который изучал локализацию различных
психических функций, задавшись вопросом, где именно в мозге находятся те зоны,
которые отвечают за функционирование зрения, слуха, движения человека и другие
акты поведения и психической жизни.
Что происходит в нашем мозгу, когда мы сердимся или
раздражаемся, строим планы, рассматриваем предмет?
Ученые выяснили, что затылочные части коры,
перерабатывают зрительные сигналы и ответственны за функцию зрения, лобные
части коры - за выбор целей и принятие решений. Люди с повреждениями лобных долей
испытывали огромные трудности в приспособлении к жизненным конфликтам и
меняющимся требованиям; они оказывались безответственными, неспособными
осуществлять сколько-нибудь последовательные жизненные планы. В височной части
коры располагается слуховая зона. Височная кора участвует также в процессах
памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению.
Поражение этой зоны может привести к потере долговременной памяти.
- Как вы думаете, одинаковые ли функции выполняют
правое и левое полушария?
3. Функции правого и левого полушарий. Функции левого
и правого полушарий в ряде случаев симметричны; левое отвечает за движения
правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое — за
движения левых конечностей и все виды чувствительности слева.
Однако высшие психические функции (т. е. восприятие,
познавательные процессы, мышление и способности) соотносятся с правым и левым
полушариями по-разному. Поэтому говорят о специализации полушарий, или
функциональной асимметрии мозга. Большое количество хитроумных экспериментов,
изобретенных нейрофизиологами и психологами, дали возможность обнаружить ряд
интересных фактов, связанных с деятельностью различных полушарий. Так,
оказалось, что левое полушарие, в основном, ответственно за язык и речь, а
правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом
(образные представления). В других исследованиях выявляются тонкие различия в
способах переработки информации двумя полушариями. Как полагают, левое
полушарие осуществляет ее переработку аналитически и последовательно, а правое
- одновременно и целостно. Правое полушарие склонно воспринимать наборы
элементов как цельные конструкции, не рассматривая отдельные входящие в них
части.
В экспериментах, которые проводились с использованием
приборов, регистрирующих электрическую активность мозга, выяснилось, что при
заданиях, требующих аналитического подхода, при совершении простых
арифметических действий и придумывании отдельных слов и фраз происходит, судя
по изменениям электрической активности мозга, активация левого полушария. В
процессе прослушивания музыки на электроэнцефалограмме регистрируется
увеличение активности правого полушария. Соотношение между активностью правого
и левого полушарий различно при восприятии художественных и технических
текстов: хотя в обоих случаях человек имеет дело со словесными конструкциями,
при чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при
чтении художественных - правое.
- Как, по вашему мнению, эти различия проявляются в
поведении человека?
4. Специализация полушарий. Невропатологи давно
заметили, что повреждение правого полушария часто приводит к нарушениям
ориентации человека в пространстве (например, выйдя из какого-либо помещения,
человек не может найти дорогу назад), к затруднениям при выполнении некоторых
элементарных действий (например, зажигание спичек, застегивание одежды), к
ухудшению восприятия музыкальных произведений; нарушалось также представление о
собственном теле: больные с параличом левых конечностей не понимали, что у них
не двигаются левая рука и нога, и пытались встать. При этом левое полушарие
полностью сохраняет способность к речевому общению и к манипулированию другими
строго формализированными знаками. Его работа позволяет человеку понимать
обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, и давать грамматически
правильные ответы.
Работа левого полушария позволяет человеку свободно
оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и
ранее усвоенных правил. Но активность, левого полушария, в отличие от правого,
не способствует различению интонаций речи и модуляций голоса. Кроме того, левое
полушарие плохо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся
разложению на простые составные элементы. Так, работа одного левого полушария
не позволяет идентифицировать изображения человеческих лиц и не обеспечивает
эстетическое восприятие произведений искусства.
В том случае, когда поражено левое полушарие,
нарушается способность к речевому общению, к пониманию и продуцированию речи.
Однако, при отсутствии словесной и логической ориентировки, наглядная
ориентировка сохраняется. Человек подмечает и узнает детали обстановки и,
опираясь на эти наблюдения, делает правильные выводы. Не будучи в состоянии
назвать ни месяца, ни времени года, он, взглянув в окно, правильно определит
время года и предположительно, какой сейчас месяц.
- Попробуйте самостоятельно составить таблицу, в одной
части которой будут находиться функции правого, а в другой - левого полушария.
А затем мы сравним ваши записи и при необходимости дополним их.
5. Влияние межполушарной асимметрии на эмоциональную
жизнь
человека. Оказывается, по-разному участвуют полушария
и в эмоциональной жизни человека. Начнем с примера. Демонстрировали короткометражные
фильмы здоровым людям — раздельно в правое и левое полушарие (с помощью
специальных линз). Зрители должны были оценивать эмоциональный тон фильма
(юмористический, приятный, неприятный, ужасный и т.д.) по 10-ти балльной шкале.
Оказалось, что правое полушарие «видит мир» в более неприятном, угрожающем
свете, чем левое. Установлено, что поражение определенных областей левого
полушария вызывает у человека ощущение потерянности, беспомощности,
подавленное состояние. Правосторонние нарушения, наоборот, чаще приводят к
благодушию, неадекватно положительной оценке ситуации, к хорошему настроению,
вопреки всяким тяжелым обстоятельствам. Кроме того, человек оказывается не в
состоянии адекватно воспринимать эмоциональные состояния других людей, что
проявляется, в частности, в непонимании интонаций. Понимая смысл сказанного, он
не способен определить, сказано ли это с раздражением или с укором. При
левостороннем поражении, напротив, утрачивается понимание смысла утверждения,
но во многих случаях сохраняется оценка эмоциональной окраски, сказанного.
- Как вы думаете, кто в большей степени являются
потенциальными оптимистами: люди с доминирующим правым или левым полушарием?
6. «Правополушарное» и «левополушарное» мышление. Спецификой
«правополушарного» мышления многие авторы считают готовность к целостному
«схватыванию», к одномоментному восприятию многих предметов и явлений мира в
целом, со всеми его составными элементами. Считается также, что интуиция
порождается с помощью работы правого полушария. Может быть, поэтому интуитивные
«догадки», озарения («инсайт») часто приходят к ученым в состоянии
расслабления, отключения от упорных размышлений над проблемой. Иногда «инсайт»
посещает человека во сне. С «левополушарным» мышлением связывается, напротив,
способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит
аналитический характер. Благодаря правому полушарию как бы сам по себе
складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает
модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей.
7. Нарушения синхронной работы полушарий. У здоровых
людей оба полушария работают синхронно. Информация, обрабатывающаяся одним из
полушарий, передается при необходимости другому. Так, например, чтобы
запомнить пару слов «кабан - чемодан», можно несколько раз повторить их в уме
(активация левого полушария), а можно мысленно представить себе свинью,
несущую чемодан (активация правого полушария).
Нарушение связи между полушариями, видимо, ведет к
определенным искажениям нормального функционирования психики. Вопрос этот еще
недостаточно изучен. Есть, например, интересная гипотеза доктора Ложкина о том,
что у людей, склонных к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, нарушены
межполушарные связи, и только под влиянием психотропных веществ полушария
начинают работать синхронно, позволяя такому человеку чувствовать себя гораздо
лучше: он как бы попадает в красочный, многомерный мир, доступ куда в нормальном
состоянии был закрыт.
8. Доминирование полушарий («левши» и «правши»). У
человека может доминировать правое или левое полушарие. В зависимости от того,
какое полушарие доминирует, наблюдается различное отношение к наукам. Выделяют
даже отдельные типы людей: художественный тип (правополушарный) и мыслительный
тип (левополушарный).
Однако, такое яркое доминирование одного из полушарий
встречается достаточно редко, у большинства людей оба полушария работают
синхронно, и специализация проявляется не так явно. Иногда говорят, что у
левшей доминирует правое полушарие, а у правшей -левое. Однако дело обстоит
гораздо сложнее, чем принято думать. Так, нейропсихологи и психоневрологи
выяснили, что у человека может быть ведущим левый глаз, но, например,
«толчковой» является правая нога и ему удобнее писать правой рукой. Могут быть ведущими
левая рука и правый глаз и т. д.
Чтобы вы могли получить представление о своих
особенностях, проведем маленький эксперимент.
Тест «Насколько я левша?» (прил. 5} для
ориентировочного выявления доминирования правого или левого полушария.
Обсуждение результатов.
9. Возрастные и половые особенности межполушарной
асимметрии.
В исследованиях выявились также закономерности,
связанные с доминированием каждого из полушарий в зависимости от возраста и
даже пола. Есть данные о том, что у женщин чаще задействовано правое полушарие.
Известно, что у детей при восприятии информации доминирует правое полушарие,
отвечающее за образное восприятие и мышление. К сожалению, преобладание в
школьном обучении знаково-логической, словесной информации приводит к тому, что
возможности правого полушария мало используются. Загружается, в основном,
левое полушарие.
Особенности функционирования правого и левого
полушарий очень важно учитывать для повышения эффективности обучения.
- Как вы думаете, какое из полушарий является более
вовлеченным при процессе обучения? Как можно активизировать возможности
правого полушария?
10. Активизация правого полушария. Работа с моделями и
макетами, документальные фильмы, ориентированные на восприятие конкретной
реальности, поэтические и музыкальные композиции, непосредственно обращаясь к
правому полушарию, улучшают непроизвольную память и активизируют непроизвольное
внимание. Развитие выразительности языка жестов, богатства речевого
интонирования и эмоциональной окрашенности речи также'способствуют активизации
работы правого полушария.
Практическая работа. Закрепление пройденного материала
Дискуссия на темы: «Кому легче добиваться успеха в
жизни: человеку с доминирующим правым или левым полушарием?», «Как связана
межполушарная асимметрия с творческими способностями человека?», «Можно ли
стать творческим человеком или им надо родиться?»
Подведение итогов.
Вопросы для проверки знаний по предыдущим темам .
1. Что такое способности?
2. Чем отличаются способности от знаний и умений?
3. Каковы условия развития способностей и реализации
их в деятельности?
4. Что такое талант?
5. Дайте определение интеллекта.
6. Что такое социальный интеллект?
7. Как измеряется интеллект?
8. Что такое коэффициент интеллекта? В каких пределах
он может колебаться?
9. В чем состоит разница между вербальным и
невербальным интеллектом?
10. Какие теории интеллекта вы помните? Какие
компоненты выделяются в структуре интеллекта?
11. Какие факторы влияют на развитие интеллекта?
12. Что такое когнитивные стили? Опишите один из
когнитивных стилей.;
13. Охарактеризуйте понятия «творчество», «творческий
акт».
14. Какие два типа мышления выделил Гилфорд и в чем
состоит различие между ними?
15. Что такое креативность? Откуда произошел этот
термин?
16. Проанализируйте 4 параметра креативности по
Гилфорду.
17. Каково взаимоотношение между интеллектом и
креативностью?
18. Охарактеризуйте этапы, или стадии, творческого
акта.
19. Что и почему мешает нахождению нестандартного
творческого решения?
20. Какова взаимосвязь между творческими способностями
и успешностью?
21. Опишите некоторые способы развития творческих
способностей.
22. Что такое центральная нервная система?
23. Из каких подструктур состоит головной мозг
человека?
24. Опишите свое представление о локализации высших
психических функций в коре больших полушарий головного мозга. Приведите
примеры.
25. В чем состоит «функциональная асимметрия мозга»?
26.Проанализируйте различия в функциях правого и
левого полушарий, отражающиеся на поведении человека.
27. В чем разница в переработке информации левым и
правым полушарием?
28. Охарактеризуйте различия «правополушарного» и
«левополушарного» мышления.
29. Как специализация полушарий отражается в
эмоциональной сфере?
30. В каких профессиях могут быть наиболее успешны
люди с доминирующим левым полушарием? Правым? Почему?
31. Каковы половые и возрастные особенности
межполушарной асимметрии?
32. Какие способы активизации работы правого полушария
вы могли бы предложить? Почему это важно?