Цель: дать определение памяти как одного из важнейших
психических процессов; познакомить учащихся с видами памяти и механизмами
запоминания; предоставить им возможность выявить индивидуальные особенности
своей памяти; освоить некоторые приемы мнемотехники.
Ход работы
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать познавательные
процессы и поговорим о памяти и ее видах, механизмах запоминания, а также
приемах, способствующих развитию памяти и лучшему запоминанию.
Кто из вас попытается сформулировать, для чего
человеку нужна память?
1. Определение памяти, основные процессы и
продуктивность памяти.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение
индивидом информации называется памятью. Различают основные процессы памяти:
запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Под продуктивностью памяти понимают ее объем,
способность запомнить как можно больше материала. Главное из качеств, определяющих
продуктивность памяти, - умение быстро извлекать (воспроизводить) из запаса
запомнившихся сведений именно то, что необходимо в данный момент. Материал в
процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, чтобы его можно
было эффективно сохранить. Особое значение здесь приобретает способность находить
в вещах сходство и различия (это уже процесс мышления). Великий русский
полководец А.В. Суворов говорил: «Память есть кладовая ума, и поэтому надобно
скорее все укладывать, куда следует».
Психологические эксперименты показали, что при
механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через день
забывается 25% заученного. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз
выше продуктивности механической памяти.
2. Виды памяти. Отдельные виды памяти вычленяются в
соответствии с различными критериями: по характеру психической активности; по
виду и форме запоминаемой информации; по анализаторам; по характеру целей
деятельности; по продолжительности закрепления и сохранения материала.
По характеру психической активности, преобладающей в
деятельности, выделяется двигательный тип памяти - запоминание,сохранение и воспроизведение различных движений
и их систем. Например, когда вы разучиваете какой-то танец, то сразу вам
довольно тяжело не сбиваться, вы постоянно следите за тем, какое «па» должно
быть следующим. Когда же вы разучили танец, вы идете легко, не задумываясь над
тем, что делать дальше. В этом вам помогает именно двигательная память.
Некоторым людям с хорошо развитой двигательной памятью легче запомнить
материал, который они записали. Эмоциональная память - это память на чувства.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо
побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом
отрицательные переживания.
По предъявляемым стимулам (виду и форме информации)
выделяют образную (образная память - это память на представления, на картины
природы и жизни, рисунки и модели, а также на звуки) и словесно-логическую
память (запоминание и сохранение логически упорядоченной информации,
представленной в словесной форме. Ее еще называют смысловой памятью).
По анализаторам, которые участвуют в восприятии запоминаемого
материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и
вкусовую память.
Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в
запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится.
В зависимости от того, какие органы чувств
(анализаторы) задействованы.
Мини-тест
Учащимся предлагается проверить свою память. а)
Определение уровня развития кратковременной слуховой вербальной памяти (на
слова). Диктуется список из 12 не связанных между собой слов, например: гора,
игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, правда, нога, ваза. Далее в
полной тишине учащиеся записывают на листочках то, что запомнили. Результаты
обсуждаются. Средний уровень, согласно закону запоминания, вычисляется как 7 ±
2. Зрительная образная память. На 3 - 5 секунд учащимся последовательно
предъявляются карточки с изображениями фигур. Далее они в полной тишине должны
зарисовать на своих листочках фигуры, которые смогли запомнить. Через 3 минуты
преподаватель спрашивает, сколько изображений запомнили учащиеся, затем фигуры
предъявляются еще раз для самопроверки.
3. Произвольная и непроизвольная память,
продолжительность запоминания.
По характеру целей деятельности память делится на
непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует
специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной
памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной
памяти. Приступая к приготовлению уроков, нужно поставить перед собой цель -
запомнить. При этом нужно четко сформулировать для себя, что именно и как
запомнить: все подряд или отдельные части материала; наизусть, близко к тексту
или лишь общий смысл содержания. Точная предварительная настройка поможет
добиться желаемого результата. Отчетливое, сознательное намерение запомнить
надолго, «навсегда» повышает прочность запоминания.
Попродолжительностизакрепленияисохраненияматериала память делят на кратковременную, долговременную и оперативную.
Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после
многократного его повторения и воспроизведения. Кратковременная память
определяется способностью к сохранению информации после однократного
непродолжительного восприятия.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы,
обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции.
Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то
осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые
промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере
продвижения к конечному результату конкретный материал может забыться.
Аналогичное явление мы наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении
любого более или менее сложного действия.
4. Законы и механизмы запоминания, сохранения и
забывания
информации. С помощью психологических экспериментов
выявлен закон, определяющий объем кратковременной памяти: 7 ± 2 (т. е.
запоминается от 5 до 9 стимулов). Существуют и другие закономерности процесса
запоминания и забывания. Так, обычно лучше запоминаются начало и конец
информации, воспринимаемой на слух, а середина как бы выпадает. Этот процесс
графически выглядит так:
Продуктивность
Начало сообщения
Конец сообщения
время
Вы уже знаете также, что при механическом запоминании
информации через день 25% ее забывается. Однако, многократное повторение
материала дает возможность перевести информацию в долговременную память.
Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания.
Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно
повторять с определенными интервалами через 15-20 минут, затем через 8-9 часов
и через 24 часа.
5. Условия, влияющие на запоминание. Как и в случае
внимания, на процесс запоминания и сохранения информации влияют также
установка, мотивация, эмоциональное состояние (при волнении продуктивность
памяти резко снижается; под влиянием эмоций может даже происходить искажение
информации), уровень концентрации внимания, значимость для индивида информации
(например, информацию о том, что «22 мая в 11 по адресу: Пушкинская, 148, некая
Валентина Евгеньевна будет зачитывать названия экзаменационных сочинений»,
быстро запомнит тот, кто 23 мая должен сдавать экзамен, а я, конечно, не
вспомню этот адрес, время и имя-отчество). Развитие способности к
систематизации материала, умения «поместить его на нужную полку в кладовой ума»
-залог того, что вы сможете легко извлекать его из памяти при надобности.
Как показывает повседневный опыт, лучший способ
глубоко осознать и прочно запомнить материал - это изложить его в устном или
письменном виде, логически связать с уже известным. Конечно, если вы быстро
запоминаете и медленно забываете, лучше не бывает. А если запоминаете медленно,
а забываете быстро, то следует особенно много и постоянно работать над
развитием своей памяти.
6. Мнемотехника. Поиски приемов рационального заучивания
фактов, информации начались еще в прошлом веке. Так возникло понятие о
мнемотехнике как руководстве по заучиванию фактологического материала,
использованию специальных приемов и способов для улучшения запоминания. Сейчас
мы рассмотрим некоторые приемы мнемотехники.
1) Для запоминания совокупности и последовательности
группы слов можно применить следующие приемы: каждое слово сокращается до
начальной буквы, а по этим буквам надо придумать новые слова, из которых
составляется осмысленная фраза. Так заучивается, например, последовательность
основных цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
2) Запоминание сложных или новых для вас слов с
помощью Созвучных (более понятных). Например, медицинские термины «супинация»
и «пронация» можно представить как «суп несла и пролила»; запомнить имя
португальского путешественника Васко да Гама поможет созвучное «Васька да
Галя».
3) При запоминании номеров телефонов можно выявить
арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере
телефона 35-89-54 такая зависимость существует: 89 = 35 + 54. Можно попробовать
выделить знакомые числа. Например, число 85314 состоит цифры «85» - год
рождения брата и «314» - первые цифры числа «пи».
4) Прием смыслового кодирования. Например, число 314
159 можно запомнить с точностью до 6-го знака при помощи следующей фразы: «Это
я знаю и помню прекрасно». Количество букв каждого слова соответствует цифрам
данного числа.
5) Прием ассоциации: ряд не связанных между собой слов
следует представить в виде образов, включая каждое последующее слово в
«картинку», где присутствует образ, символизирующий предыдущее слово. Причем,
чем более нелепой, смешной окажется воображаемая картина, тем больше шансов,
что вы ее запомните. При соответствующей тренировке вполне возможно запомнить
25 - 30 и даже больше слов из 40 при первом предъявлении.
Практическая работа. Закрепление пройденного материала
Обсуждение. У каждого существуют свои способы лучшего
запоминания. Я предлагаю поделиться своими рецептами.
Желающие высказываются о том, какие способы помогают
им лучше запоминать информацию и учебный материал.
Упражнение для освоения приема «ассоциации». Учащимся
в полной тишине диктуется 12 слов с предварительной инструкцией: представлять
себе образ, связанный с каждый словом; создавать в воображении некую цепочку
событий, где каждый последующий образ имел бы взаимосвязь с предыдущим.
Желательно, чтобы получился рассказ, маленькая история, причем, чем более
смешной, необычной будет эта история, тем скорее она запомнится.
Образец набора слов: дерево, верблюд, воздух, цветок,
площадь, галстук, кино, справедливость, директор, камень, ключ, весы. Можно
использовать другие наборы.
Сразу после окончания предъявления слов на слух
учащиеся, не разговаривая и не отвлекаясь, в течение 3-5 минут на своих
листочках воспроизводят то, что запомнилось. Потом тот, кто запомнил наибольшее
количество слов, рассказывает свою историю в «картинках», которые помогли ему
создать ассоциативные связи. Предлагается сравнить также продуктивность своей
памяти без применения приема мнемотехники (в начале урока) и с применением
метода ассоциаций.