Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 08.05.2024, 01:30:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Предмет психологии. История развития и отрасли психологии
10.05.2011, 14:19:02

Цель: познакомить учащихся с ролью психологии как науки, историей ее возникновения, отраслями психологии.

Ход работы

1. Знакомство. Прежде чем начать общение, связанное с темой нашего урока, нам необходимо познакомиться. Я предлагаю построить наше знакомство следующим образом: каждый назовет свое имя и фамилию, а потом на первые буквы фамилии и имени подберет две присущих ему черты характера.

2. Зачем нужно изучать психологию? Все мы живем среди людей и должны понимать, учитывать психологию окружающих, осознавать свои индивидуальные личностные особенности. В той или иной степени мы все психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями. Многие человеческие несчастья - будь то болезни, неудачи или одиночество - обусловлены недостаточным пониманием своей собст­венной природы, особенностей своего характера, ошибочной интерпре­тацией мотивов поведения других людей и, вследствие этого, созна­тельным или бессознательным выбором неадекватной, неверной линии поведения.

Дискуссию на эту же тему можно провести следующим образом:

подбирается команда, которая будет отстаивать позицию: «Знания психологии очень нужны человеку в жизни» - и другая команда, которая старается привести веские аргументы, опровергающие этот тезис, т.е.: «Без психологии вполне можно обойтись, она может даже мешать людям».

- Как вы думаете, зачем нужно изучать психологию? Что она может дать человеку? Каждому из вас?

Учащимся, не проявляющим активности, предлагается роль жюри. Их задача - внимательно выслушать доводы каждой стороны и затем сделать общий вывод - чьи аргументы были более убедительными.

- Итак, знание психологии действительно может помочь человеку, в обыденной жизни. Зная, как функционируют мышление, память, внимание, применяя специальные приемы, можно развить свои способности, максимально использовать потенциал, данный нам при­родой. Изучая составные компоненты личности - темперамент, ха­рактер, самооценку - мы можем научиться понимать самого себя и владеть собой, быть терпимыми к «недостаткам» окружающих и не требовать от них того, что им не свойственно. Имея представление о мотивах, потребностях, ценностях, психологических защитах как дви­жущих силах человеческого поведения, можно избежать конфликтов как с самим собой, так и с другими людьми.

Почему одни люди легко справляются с тем, что тяжело дается другим? Почему иногда в нашей памяти долго хранится случайно услышанная информация, а учебный параграф, как назло, не запоми­нается даже после пяти повторений? Что такое пресловутые «комплек­сы»? Откуда они берутся и как от них избавиться? Почему с некоторы­ми людьми хочется общаться, а других все избегают? Даже лень, за которую детей часто ругают взрослые, - это не такое простое явление: психология может объяснить тот странный факт, что математику, например, учить лень, а вот на дискотеке она куда-то девается...

3. Что изучает психология? Термин «психология» происходит от греческих слов «психэ», что значит душа, и «логос» - учение. Следовательно, пси­хология - наука о душе. В наше время вместо понятия «душа» исполь­зуется понятие «психика», которое с ним отождествляется.

* В психологии известен закон незавершенного действия: если, вы что-то начали делать и вас прервали, то вы будете чувствовать * неудовлетворенность и стремление закончить начатое. Существует притча, иллюстрирующая этот закон. В одном доме на разных этажах, друг под другом, жили два музыканта. Однажды вечером один из них сыграл гамму, но без последней ноты (видимо, в этот момент его кто-то отвлек). Другой, уже пытаясь заснуть, это слышал.

Представьте себе, что он так и не уснул, пока не встал и не сыграл гамму так, как она должна звучать.

Психология изучает факты, закономерности и механизмы психики. Как всякая наука, она имеет свой методологический аппарат (способы сбора фактов и их анализ) и отличается от житейской психологии уровнем обобщения и строгостью объяснения фактов.

Психика человека обеспечивает функционирование его организ­ма, взаимодействие с окружающим миром, восприятие и структури­рование потока различной информации, регуляцию поведения и дея­тельности. Психика - это и познавательные процессы (память, внима­ние, мышление, восприятие), и состояния человека (например, тревога, обида, напряжение и т.д.), и свойства личности (черты характера и темперамента, цели, мотивы, ценности и др.). Именно психика ответственна за поведение человека, поэтому часто говорят, что психи­чески больной человек не в состоянии контролировать свое поведение.

Научная психология располагает доказанными фактами _ и закономерностями, объясняет действие психологических механизмов таких, например, как психологические защиты. К одной из психоло­гических защит относится вытеснение или сопротивление осознанию информации, которая может ухудшить мнение о себе самом. Говорят, например, что смех - это' анестезия сердца: люди в вашем возрасте часто смеются как бы без причины и не к месту, но таким образом они «разряжают» напряжение, возбуждение, тревогу, растерянность при встрече с чем-то необычным. Агрессивное или протестное поведение часто может вызываться, как ни странно, страхом или стремлением доказать свою значимость (во многих случаях за агрессивным пове­дением стоит «больное самолюбие»).  

4. Коротко об истории психологии. Все эти и многие другие факты и закономерности психология добывала путем наблюдений, обобщений, экспериментов и опытов, научных исследований, длитель­ных дискуссий, поисков, заблуждений и открытий. История психоло­гии — это отдельная интересная тема, на которой мы с вами можем остановиться лишь очень коротко.

С древних времен человек проявлял интерес к психике окружающих его людей и своей собственной. Практически все древние философы задавались вопросом, что такое душа, по-разному подхо­дили к пониманию того, что именно она составляет главную сущность человеческой жизни. И сейчас в обыденной речи присутствуют такие выражения, как «болит душа», «отдохнул душой», «душевный покой» и т. д. То есть на то, что с нами происходит, действительно реагирует, прежде всего, наша душа.

Знаменитый древнегреческий философ Аристотель, считаю­щийся по праву основателем психологии, для определения природы души использовал сложное философское понятие «энтелехия», озна­чающее незримую сущность всех вещей. Он считал, что душа есть сущность живого тела, направляющая его бытиё, но душу невозможно рассматривать в отрыве от материи (живых тел).

Вопрос о том, где же находится душа, долгое время привлекал внимание ученых. Древнегреческий врач Алкмеон, исходя из аналитического опыта, утверждал, что органом психики является мозг. Аристотель же отстаивал мнение, будто главным органом психики -«местом», где обитает душа, - является сердце.

Другой древнегреческий философ-идеалист Платон рассматри­вал душу как самостоятельную субстанцию: он считал, что душа су­ществует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, тленное. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако тело иногда берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными же­ланиями и страстями, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Оно мешает чистому познанию; Согласно Платону, истинное знание дос­тигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей.

В психологии, как и в философии, разгорались горячие дискуссии о первичности сознания и материи, о принципиальной возможности для человека получить объективную информацию об окружающем мире. Материалисты отстаивали точку зрения о том, что сознание - это простое отражение реальной действительности. Идеалистическое направление исходило из представлений о том, что мир принципиально непознаваем: люди не могут с помощью своих чувств получить реальную картину мира.

Знаменитый французский философ Рене Декарт, родоначальник рационализма, объявил существование сознания главным и безуслов­ным фактом и оставил нам формулу: «Мыслю, следовательно, сущест­вую». В XIX веке психология, восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Позже появилось представление о том, что сознание каждого человека представляет собой как бы некую призму, через которую он воспринимает мир по-своему, эта «призма» преломляет одну и ту же информацию, в результате чего каждый из нас получает «свое виде­ние» реальности. Эта идея, в отечественной психологии развивалась замечательным ученым-психологом С. Л. Рубинштейном и его после­дователями уже в наше время.

Да, каждый из нас воспринимает мир по-своему, имеет собст­венную «картину мира». Индивидуальные различия между особеннос­тями психики (сознания, души, личности) являются также предметом психологии. Все мы разные, и увидеть мир глазами другого человека -это сложно, но одновременно интересно и полезно. Именно наука психология поможет нам приоткрыть тайну человеческого бытия, заглянуть в «радужные потемки» чужой души и осветит путь к самопознанию. Не зря сквозь века дошел до нас девиз знаменитого древнегреческого философа Сократа: «Познай самого себя!»

5. От размышлений о душе до нейропсихологии. Помните, в начале разговора о предмете психологии мы говорили о душе. Пройдя долгий путь развития, психология накопила большое количество экспериментальных фактов и данных, предметом изучения объявля­лись сознание, психика, поведение человека. Ученые пытались понять, что собой представляет «материальный субстрат» - носитель психики. Знаменитый отечественный ученый А.Р. Лурия в 20 - 40-х годах нашего столетия, занимаясь исследованиями строения мозга, доказал, что различные психические функции, движения, эмоции имеют свое представительство в коре головного мозга. Благодаря Лурии мы знаем сегодня, что, например, лобные доли коры головного мозга отвечают за целенаправленность поведения и способность предвидеть последствия своих действий. Теперь известно, что у детей, обладающих чрезмерной подвижностью и неспособностью концентрировать внимание, во мно­гих случаях существуют микроповреждения этих частей коры голов­ного мозга.

Немного о методах психологии.

Вопросы о природе человеческого сознания, душе человека и его психике неизбежно привели ученых к проблемам методологи­ческого характера. Какими методами можно изучать такие сложные явления? Одни исследователи говорили, что это может быть только самонаблюдение (интроспекция), другие - что нужно разработать научные  методы  и постараться получить  экспериментально  прове­ренные факты. Экспериментальное направление в психологии связано с именем немецкого ученого Вундта. Ставя свои опыты с исполь­зованием специальной аппаратуры, он объявил, что только так можно «выманить зверя из логова» - «пощупать» и исследовать психику и сознание, которое ускользает от понимания и «прячется» под покровом тела.

Известные вам психологические тесты - это тоже экспери­ментальные методы психологии. Однако, нужно иметь в виду, что популярные тесты, которые можно сейчас найти в любой газете, имеют довольно сомнительную ценность, и вряд ли можно серьезно отно­ситься к полученным с их помощью результатам. Создание психо­логического теста - это чрезвычайно сложная, длительная, кропот­ливая научная работа по сбору данных, разработке нормативов, объяснению полученных результатов и закономерностей.

Учащимся можно предложить подготовить реферат о каком-либо периоде развития психологии, жизни ученого-психолога, о пси­хологических открытиях.

6. Отрасли современной психологии.

Современная психология представляет собой весьма разветвлен­ную систему научных дисциплин. Она широко используется в рекламе, в торговле, в управлении коллективами, в подборе й расстановке кадров; она необходима юристам и педагогам.

Юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.), криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т. д. В этой области существует, например, такое интересное направление, как виктимология: психология жертвы. Предполагается, что во многих случаях люди становятся жертвами жестоких преступлений или издевательств со стороны других оттого, что имеют особый характер и поведение, так называемый «виктимный профиль личности».

Психология труда изучает психологические особенности трудо­вой деятельности человека. В ее задачу входит исследование важных качеств той или иной профессии, закономерностей развития трудовых навыков, выявление влияния на трудящегося производственной обста­новки. Например, определенная окраска стен помещения фабрики может несколько повысить производительность труда или, наоборот, снизить.

- Как вы думаете, почему?

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений началь­ников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контр­пропаганды. Для военной психологии актуальным является изучение процессов взаимодействия людей в закрытых малых группах (порож­дающих в некоторых случаях такие негативные явления, как «дедов­щина»). Какие практические задачи способна решить военная психология?

Возрастная психология изучает развитие различных психичес­ких процессов и психологических качеств личности, исследует воз­растные особенности психических процессов, возрастные возможнос­ти усвоения знаний. Это особенно важно для педагогики. К области возрастной психологии относятся вопросы: как тот или иной стиль воспитания в семье влияет на становление личности, характера человека; каковы другие факторы развития личности?

К возрастной психологии примыкает педагогическая психология, которая изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Медицинская психология изучает психологические аспекты дея­тельности врача и поведение больного, пограничные состояния между психическими заболеваниями и различными вариантами нормы.

К пограничным состояниям относятся, например, неврозы и повышенная тревожность, когда человек легко раздражается, слишком близко к сердцу принимает малозначащие события, испытывает сос­тояние психологического дискомфорта. Медицинские психологи рабо­тают в больницах и клиниках.

Социальная психология изучает психические явления, которые воз­никают в процессе взаимодействия людей в различных организован­ных и неорганизованных малых общественных группах; распределение ролей в коллективе (кто и почему в той или иной группе занимает позицию лидера, отверженного, пренебрегаемого). Социальные психо­логи исследуют общественные настроения, возникновение предрас­судков и стереотипов и влияние их на общественное мнение. Тот факт, что общественное мнение можно формировать с помощью средств мас­совой информации, учитывая данные социальной психологии, исполь­зуется при организации рекламных и даже предвыборных кампаний.

- Почему знание социальной психологии способствует более эф­фективному взаимодействию людей?

В последние годы возникают новые отрасли психологии, например: психология торговли, которая выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды. В самостоятельную отрасль выделяется психология управления. Без знания этой науки трудно обойтись современному менеджеру и руководителю.

Практическая работа

Преподаватель объясняет свои требования учащимся; обсуждаются организационные вопросы: о необходимости вести конспекты, записывать определения, которые нужно будет вспомнить при проверке знаний. Часть рабочих тетрадей следует отвести под выполнение тестов и письменных ответов на вопросы, а также коротких сочинений, которые иногда будут предлагаться в качестве домашнего задания. Учащимся сообщается о зачете по предмету в конце года, критериях оценки знаний.

а) Групповая  дискуссия.

- Мне бы хотелось узнать о ваших впечатлениях от уроков психологии. Как вы думаете, что может дать вам изучение этой науки?

Учащиеся на отдельных листочках дают письменные ответы на этот вопрос.

б) Выработка правил работы на уроках психологии.

- Я предлагаю выработать определенные правила работы. Например, поддержка друг друга, умение выслушать, уважение друг к другу и др.

Выслушиваются предложения учащихся и составляется перечень правил.

в) Тест «Какой вы психолог?» (прил. 1).

Подведение итогов.

Подведение итогов является необходимым структурным компо­нентом каждого урока. Учащиеся делятся своими впечатлениями об уроке, отвечают на вопросы: «Что запомнилось больше всего?», «Что было наиболее полезно, интересно?»; высказывают пожелания на будущее. Такого рода обратная связь помогает преподавателю строить работу наиболее эффективно, учитывать возрастные и личностные особенности и потребности конкретного класса.

 

Приложение 1

Тест «Какой вы психолог?»

(Московит Л. Энциклопедия психологических тестов.—Саратов, 1996). Не слишком задумываясь, выберите один из вариантов, запишите номер вопроса и рядом - очки, затем суммируйте их.

1. По-вашему, те, кто всегда придерживается правил хорошего тона:

- вежливы, приятны в обращении - 2 очка;

- строго воспитаны - 4 очка;

- просто скрывают свой истинный характер - 1 очко.

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. По-вашему:

- они счастливы - 2 очка;     

- у них нет доверия друг к другу - 4 очка.

- равнодушны друг к другу - 1 очко;

3. Вы впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам анекдоты, острить.

Вы решите, что он:

- остряк - 1 очко;

- он чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из этого неприятного состояния -2 очка;

- хочет произвести на вас приятное впечатление - 4 очка.

4. Вы говорите с кем-то на интересную тему, ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете, что он:

- волнуется - 4 очка; - неискренен - 1 очко.

5. Вы решили получше узнать кого-либо из своих знакомых. Считаете, что надо:

- пригласить его в какую-либо компанию - 1 очко;

- понаблюдать его в деле - 2 очка. -

6. Кто-то в ресторане дает большие чаевые. Вы убеждены:

- он хочет произвести впечатление - 4 очка;

- ему нужно расположение официантки - 2 очка;

- это от щедрости души - 1 очко.

7. Если человек никогда не начинает разговор первым, то вы считаете:

- он скрытничает или не хочет разговаривать - 2 очка;

- он слишком робок - 4 очка;

- он боится быть непонятым - 1 очко.

8. По вашему мнению, низкий лоб человека означает:

- глуповатость - 1 очко; - упрямство - 2 очка;

- не можете сказать о человеке что-либо конкретное - 4 очка.

9. Что вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза:

- у него комплекс неполноценности - 1 очко;

- он неискренен — 4 очка;

- он слишком рассеян - 2 очка.

10. Человек с высоким достатком всегда покупает дешевые вещи. Вы думаете:

- он бережлив - 4 очка;    

- он скряга - 1 очко.

- он скромен - 2 очка;

Сумма набранных очков сравнивается с интерпретацией:

38 и более очков. Вам очень легко составить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что он за птица. Кроме того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как убеждены, что не ошиблись. Но даже если это и так, поразмышляйте: разумно ли говорить каждому, что вы о нем думаете? Этим вы вряд ли что-то измените, скорее - вызовете раздражение. Или вы хотите показать, что вас никто не сможет «водить за нос»?

От 26 до 34 очков. Вы умеете объективно оценивать ситуации и окружающих. У вас действительно есть «нюх» на "людей, и для вас не составит сложности угадать характер человека. Из вас вышел бы отличный психолог. Вы не позволяете себе принимать на веру чужое мнение, предпочитаете сами убедиться, каков человек, которого вы оцениваете. Это очень хорошее качество для педагогов и руководителей. Если вы поймете, что ошиблись, то не побоитесь признать это.

От 16 до 25 очков. Вы, как правило, не бываете уверены в своем мнении, легко принимаете постороннюю точку зрения. Таким образом, ваша наблюдательность притупляется и все это, в конце концов, может при­вести к тому, что вы вообще не сможете сформулировать свое самостоятельное мнение. Попытайтесь хоть раз по-своему оценить другого человека.

15 и менее очков. Вы нередко готовы поверить кому бы то ни было. Вы чрезвычайно доверчивы и судите о людях лишь по внешним признакам. Когда же впоследствии оказывается, что ваша оценка была совершенно ошибочной, вы изумляетесь и расстраиваетесь. Вас ждут ошибки, которые вы совершите по одной и той же, причине - из-за неверной оценки людей.

 

Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: конспект урока психологии, открытый урок, урок психологии, школьный психолог, учителю психологии, иду на урок, психология для детей
Просмотров: 1141 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0