Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"
18.09.2012, 12:54:44
Цель занятия:
Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);
Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи занятия:
Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
Изменение отношения детей к зависимости от наркотика;
Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Организационные аспекты:
Участвует группа подростков 13-16 лет, желательно одного возраста (класса);
Состав группы 12-15 человек;
Работают два тренера: один ведет занятие, другой выступает как соучастник команды. В ходе занятия возможно поменяться ролями.
Методика проведения занятия
1. В начале тренингового занятия ведущий тренер знакомит участников с целями, задачами занятия и правилами групповой работы:
Общение по принципу "здесь и теперь": Во время тренинга все
говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что
происходит с ними в группе.
Правило "микрофона", т.е. "один говорит (тот, у кого воображаемый микрофон), остальные молча слушают".
Конфиденциальность всего происходящего: Все, что происходит во время
тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне
тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать
себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг
другу и группе в целом.
Персонификация высказываний: Безличные слова и выражения типа
"Большинство людей считают, что...", "Некоторые из нас думают..."
заменяем на "Я считаю, что...", "Я думаю...". По-другому говоря, говорим
только от своего имени и только лично кому-то.
Запрет на диагнозы и оценку.
Искренность в общении: Во время тренинга говорить только то, что
думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное
поведение.
2. Разминочное упражнение "Я – какой?". Цель: установить контакт, снять
эмоциональное напряжение у участников группы, настроить на продуктивную
групповую деятельность.
По кругу участники называют свое имя и качество характера на первую
букву имени (Иван – интеллектуальный). Начинающий называет свое
имя-качество, сосед – сначала повторяет имя-качество начавшего это
упражнение, затем говорит свое имя и качество. Упражнение проводится по
типу "снежный ком".
3. Игра "Спорные утверждения". Цель: игра, кроме информирования, дает
возможность каждому участнику уточнить свои взгляды на проблему
зависимости.
Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них
утверждениями: "совершенно согласен", "согласен, но с оговорками", "не
согласен совершенно", "не имею точного мнения".
Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает
спорное утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех
листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по
предложению ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение.
Примеры спорных утверждений:
Наркомания – это преступление;
Легкие наркотики безвредны;
Наркотики повышают творческий потенциал;
Наркомания – это болезнь;
У молодых людей возникает множество проблем из-за наркотиков;
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
Наркомания излечима;
Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»;
Люди, употребляющие наркотики, часто не осознают, что зависят от них;
С наркотической зависимостью можно справиться без родителей;
Наркоманы часто умирают от СПИДа;
Попасть в зависимость от наркотиков можно только после многократного их употребления;
По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет;
Наркоман может умереть и от малой дозы наркотика;
Продажа наркотиков не преследуется законом;
Наркоманы – это не люди;
Легкие наркотики можно разрешить.
4. Игра "Отдай самое дорогое". Цель: помочь детям осознать возможные
потери при возникающей зависимости, сместить фокус ценностных
ориентаций.
Участникам предлагается написать на цветных бумажках по очереди:
"свое увлечение", хобби;
"самый дорогой предмет" (имеется ввиду дорогой и «по сердцу», и по цене);
"дорогого человека"
Далее ведущий в роли "наркотика" (на груди надпись "наркотик")
предлагает участникам свою дружбу, описывая все мифологические прелести
потребления ПАВ. Но за эту дружбу надо платить, и Наркотик предлагает
участникам поочередно отказаться ("отдай, подари мне …") увлечения,
затем дорогую вещь, а потом и дорогого человека ("зачем они тебе, ведь у
тебя есть я")
Рефлексия игры: обмен мнениями, чувствами (Какие чувства ты испытал? Что ты мог бы отдать? Почему?).
5. Игра "Страшноватый суд" (вариант игры И.Вачкова). Цель:
переосмысление своего отношения к наркомании. Игра относится к классу
игр на получение обратной связи.
Итак, закончив свой земной путь, душа наркомана предстает на высший суд
перед Богом. Место прокурора, обвинителей занимают темные ангелы, места
защиты – светлые ангелы. Задача темных ангелов обвинить Душу,
подчеркнуть ее негативные стороны и социально неодобряемые поступки,
"заполучить" Душу к себе в ад. Задача светлых ангелов – подчеркнуть
положительные черты Души и убедить Бога отпустить Душу в рай. Желательно
обставить игровое поле атрибутами рая и ада. Поскольку все же имеет
место небольшое нарушение правила безоценочности, то в "цветных",
игровых условиях оно воспринимается участниками без особых болезненных
эффектов.
Перед началом игры участники делятся на две команды для совместного
составления «судьбы» почившего наркомана. Оба тренера работают с
командами, каждый в своей. В случае необходимости можно предложить
участникам подсказку-факторы, которые подталкивают подростков к
потреблению наркотиков.
Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками
В семье:
Родители сами употребляют алкоголь или наркотики;
Родители конфликтуют между собой. Ребенку в семье неуютно;
Между членами семьи отсутствует эмоциональная близость, взаимопонимание;
Стиль воспитания в семье: или "вседозволенность", или "ежовые рукавицы".
В обществе:
Социальная нестабильность в стране, безработица, как следствие, много асоциальных семей;
Нет жестких законов о потреблении и распространении наркотиков;
Потребление наркотиков, алкоголя - "норма" для окружения;
Нет представления в обществе о жизненных ценностях, для чего живем.
Особенности личности:
Низкая самооценка;
Неумение отстаивать свою позицию, внушаемость;
Деформированная система ценностей;
Низкая стрессоустойчивость, впечатлительность;
Склонность к риску ("а дай попробую, что будет…");
Завышенная самооценка ("захочу, брошу").
Игра начинается, когда будет готов участник от команды с рассказом о
своей судьбе-истории «дружбы» с наркотиками. Все участники высшего суда:
Бог, темные и светлые ангелы заслушивают историю жизненного пути
наркомана. После начинается сам суд. Бог по своему усмотрению
предоставляет слово сторонам защиты и обвинения, после чего выносит
вердикт, отправляет Душу в рай или ад. Таким же образом обыгрывается и
вторая судьба, вариант другой команды, причем желательно ангелам, Богу
поменяться местами.
Обязательно в конце игры проводится рефлексия: В какой роли ты
участвовал? Что показалось тебе трудным, приятным в этой роли? В какой
роли играть было труднее? Что ты чувствовал, когда обвинял (защищал)
наркомана? Что чувствовала сама Душа? Тебе не жалко наркомана?
Занятие заканчивается словами о том, что мы сегодня ознакомились с
большим объемом информации про потребление наркотиков. Это были факты,
чувства, мнения, переживания отдельных участников. Сейчас главное -
всегда помнить, что выбор, а следовательно, и ответственность за все,
что случиться с тобой и твоими близкими после "дружбы" с наркотиками, за
тобой!