Задачи:
- создание условий для закрепления знаний;
- смоделировать ситуацию, способствующую заинтересованности в дальнейшем изучении психологии;
- предоставить детям возможность вступить во взаимодействие с учащимися паралелльных классов;
- прожить ситуации сотрудничества, взаимовыручки.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра:
- создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся;
- создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам;
- создание условий для позитивного взаимодействия с учащимися средней и старшей школы;
- создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии;
- помощь в закреплении изученного материала.
Предполагаемый психологический результат:
- повышение познавательной активности и интереса учащихся;
- получение опыта позитивного взаимодействия с учащимися старших классов;
- создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия.
Сюжетная канва: игровая оболочка.
Игровой результат:
Учащиеся попадают в страну Психология. Им предстоит совершить
путешествие по городам страны, в которых их ждут различные испытания.
Каждое испытание — это задание, позволяющее не только закрепить знания,
но и возможность для развития психических процессов, навыков
взаимопонимания и взаимодействия не только со сверстниками, но с
учащимися старших классов.
Тип сюжета: реальный.
Время на игру: 45 минут и 15 минут на обсуждение.
Участники:
- учащиеся 4-х классов;
- три команды по 5 человек;
- ведущий-психолог (1);
- предусмотрено участие учащихся 8-11 классов, в роли
стражников, жителей городов страны Психология, разбойников, доброй
волшебницы, судей.
Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя): дальнейшее ведение уроков психологии, ведение тренинговых занятий.
Ход мероприятия
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание каждого этапа |
Задачи решаемые на каждом этапе |
Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1 |
5 минут |
Участники узнают что перед ними ворота в удивительную страну Психология, в которой они проведут ближайший час. |
Введение в игровую ситуацию.
Создание атмосферы положительного эмоционального настроя |
|
2 |
10 минут |
Командам предлагается объяснить почему для них так важно попасть в страну Психология.
После мини-выступлений команд им выдаются: пропуск на команду, а
также именные пропуска каждому участнику, которые служат не только
пропусками в города, но для отметок судей. |
Введение в тему игры, постановка проблемного вопроса |
Листы разноцветной бумаги (три цвета) и три фломастера.
Заранее заготовленные пропуска с картой маршрута для каждой команды |
3 |
30 минут |
Путешествие команд по стране Психология.
Каждая команда идет своим маршрутом из города в город. Они пройдут
города Ощущение, Память, Внимание, Воображение и Восприятие. Для
того, чтобы войти и покинуть каждый город участники команд должны
ответить на вопросы стражей города.
На пути им встретятся разбойники, которые будут предлагать
участникам оставить одного из членов команды, а самим пройти в
следующий город, не потеряв баллы, заработанные за правильные ответы,
а возможно и приобретя 1-2 балла.
А также жители страны Психология, которые будут нуждаться в помощи (например:
в городе Ощущения:
- надо помочь одному из жителей понять почему он не чувствует разницы между горячим и холодным?
- объяснить почему практически невозможна адаптация к болевым и слуховым ощущениям.
- найти дом ощущения равновесия.
В городе Память:
- объяснить жителям зачем необходимо Забывание, которое они так хотят изгнать из своего города.
- решить проблему рекламщиков в городе (никто не реагирует на рекламу. Почему?)
- разрешить спор жителей города, без чего невозможна хорошая память
В городе Воображение:
- помочь жителям получить тот вид воображения, который нужен для их профессии
- объяснить разницу между «образом» и «образом воображения»
- успокоить жителя города, которому кажется что он никогда и
ничего не сможет придумать чего-то нового, потому что у него не
развито воображение
В городе Восприятие:
- обяснить почему так трудно найти свои ошибки в диктанте
- разрешить спор двух жительниц города о том, кто из них стройнее
- объяснить почему два жителя воспринимают одно и тоже событие
по-разному (идет дождь- один восторгается, а другой — злится)
В городе Внимание:
- помочь определить характеристикой чего является внимание в
каждом случае (вслушиваемся в звуки, решаем задачу, пытаемся что-то
вспомнить)
- помочь в споре между Концентрацией и Устойчивостью внимания (дать каждому определение)
- объяснить какое свойство внимания надо развить жителю города, который никак не может найти выход из лабиринта)
Пройдя все города, команды попадают на границу страны и подводят итоги своего путешествия. |
создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам;
создание условий для позитивного взаимодействия с учащимися средней и старшей школы;
создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии;
помощь в закреплении изученного материала |
Костюмы и игровые атрибуты для персонажей игры;
бейджики для жителей городов;
рекламный плакат с большим количествои знаков, символов;
карточки с видами воображения и бейджики с профессиями;
изображение лабиринта |
4 |
15 минут |
Подведение итогов
Судьи подсчитывают баллы, полученные как командой в целом, так и каждым участников.
Ведущий благодарит участников за их стремление познавать новое, желание и умение помогать другим.
Командам предлагается высказать свои впечатления от игры. |
Создание благоприятного психологического климата , получение опыта взаимодействия и рефлексии своих действий. |
Музыкальное оформление. |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Вопросы стражников городов.
Для входа и выхода из города Ощущение:
- Что такое ощущение
- Назовите виды ощущений
- Перечислите виды анализаторов
- Что относится к органическим ощущениям
- Что такое адаптация
- Какой вид ощущения необходим для того, чтобы научиться ездить на велосипеде
Вход и выход из города Память:
- Что такое память
- назовите виды памяти
- объясните разницу между произвольной и непроизвольной памятью
- что надо сделать для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную
- назовите компоненты памяти
- что забывается быстрее всего
Вход и выход из города Внимание:
- что такое внимание
- назовите виды внимания
- объясните разницу между произвольным и непроизвольным вниманием
- объясните что из себя представляет послепроизвольное внимание
- что такое распределение внимания и в каких профессиях оно очень важно
- что такое рассеянность и перечислите по каким причинам она может возникнуть
Вход и выход из города Восприятие:
- что такое восприятие
- почему так бывает что мы чего-то не замечаем
- как называется центр восприятия
- как называют обманы органов чувств
- на какой вопрос отвечает восприятие
- чем восприятие отличается от ощущений
Вход и выход из города Воображение:
- что такое воображение
- назовите виды воображения
- чем отличается произвольное и непроизвольное воображение
- объясните разницу между творческим и воссоздающим воображение
- что дает воображение человечеству
- как можно развивать воображение
|