Цель: выявить эмоциональное отношение
школьников к разным профессиям, по возможности,
подкорректировать это отношение.
Задачи:
- Повысить уровень ориентации в мире
профессионального труда и лучшему осознанию
особенностей профессий.
- Смоделировать ситуацию, способствующую
заинтересованности в выборе профиля обучения
- Определить профили востребованные учащимися
Предполагаемый результат:
- Профессиональная ориентация учащихся 9-11
классов
- Повышение познавательной активности и интереса
учащихся
- Создание благоприятного психологического
климата и получение опыта взаимодействия
- Получить информацию о классе в целом и об
отдельных учащихся по дальнейшему выбору
образования.
Сюжетная канва: игровая оболочка
Тип сюжета: реальный
Условия проведения:класс.
Методическое обеспечение:
Классная доска, карточки с названиями
профессий, магниты, магнитная доска.
Время на игру и на обсуждение:
1-1,5 часа в зависимости от уровня сплоченности
коллектива, уровня личностной зрелости каждого
участника. Обсуждение 10-15 минут.
Участники:
- Возраст – 15-17 лет (9-11 классы).
- Размер группы – группа до 30 человек.
- В качестве ведущих участвуют 2 взрослых.
- Ведущий – психолог.
- Наблюдатель и помощник – классный
руководитель. Помощником может быть организатор
или социальный педагог.
Форма обсуждения:
Игра обсуждается в кругу. Дети отвечают на
вопросы психолога:
- Что вы чувствовали, выполняя задание на этапе...
- Когда было сложно выполнять задания?
- Чему научила игра?
ПРИМЕЧАНИЕ: В зависимости от уровня развития
группы ведущий может увеличить или уменьшить
число возможностей продолжать игру после ошибки.
Подробный сценарий игры (с указанием
каждого этапа)
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание каждого этапа |
Задачи, решаемые на каждом
этапе |
Материалы, необходимые для
проведения каждого этапа |
1. |
5 |
Приветствие. Все участники сидят в
классе. Ведущий.
Традиционноеприветствие мы проведем сегодня
под девизом "Твое будущее”. Приветствуя друг
друга, вы должны сделать вашему партнеру по
группенебольшой прогноз на будущее. Например,
"Здравствуй, Саша, я рад тебя видеть, я думаю,
что через 5 лет ты будешь более добродушным и
отзывчивым” и т.д. |
Создание атмосферы положительного
настроя. |
|
2. |
5 |
Ведущий. Вы находитесь сейчас на
таком возрастном этапе, когда встает вопрос о
необходимости профессионального
самоопределения. Скажите, вы уже определились
со своим выбором?
(Ответы учащихся)
Сложность состоит в многообразии мира
профессий, но выбрать нужно именно ту, которая
соответствует личным интересам, способностям и
возможностям. На нашем занятии "Ассоциации ” вы
попытаетесь спрогнозировать цели и свою
деятельность в будущей профессии. |
Введение в тему занятия, постановка
проблемного вопроса. |
|
3. |
3 |
Ведущий.Для работы нам необходимо
рассмотреть правила. |
|
|
4. |
3 |
Установка и правила игры. Ведущий.
Выбранные 3 человека выйдут из класса, а
ребята в классе загадают какую-либо профессию.
Потом войдут ребята и попробуют угадать её с
помощью ассоциативных вопросов. Например:
"какого цвета эта профессия?”, "На какую мебель
похожа?” и т.д.
Комментарий: Опыт показывает, что не все
учащиеся сразу понимают эти вопросы, поэтому
целесообразно потренироваться на одном примере.
Взять для разбора профессию "врач-терапевт” и
показать, что цвет этой профессии скорее всего
белый, запах- что то связанное со
спиртом(лекарство- слишком наводящий ответ),
мебель- стеклянный шкаф или кушетка. |
Погружение участников в ситуацию игры
(в игровую реальность). |
Классная доска, мел, карточки с
названиями профессий, магниты, магнитная доска. |
5. |
3 |
Ведущий даёт инструкцию
отгадывающим: "Каждый из вас может задать только
по 2 таких вопроса. Вы выходите в коридор и в
течение 2-3 минут продумываете свои вопросы. Когда
будите задавать вопросы, конкретно указывайте,
кому именно вы их задаёте. После этого каждый из
вас будет иметь по одной попытке угадать
профессию”. |
Погружение участников в ситуацию игры
(в игровую реальность). |
|
6. |
1 |
Задание группе. 3 человека выходят
из класса. Класс быстро загадывает профессию. |
|
|
7. |
7 |
Ведущий приглашает отгадывающих,
которые по очереди задают вопросы классу. Сам
ведущий кратко записывает на доске вопросы-
ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались
конкретным учащимся, а не всему классу, следит за
динамикой игры. |
|
|
8. |
1 |
Когда все вопросы и ответы произнесены
(и записаны на доске), ведущий предлагает в
течение одной минуты обдумать трем отгадывающим
свои ответы. В этот момент ведущий предлагает
классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи
ответы на ассоциативные вопросы были не очень
удачными. |
|
Классная доска, мел, карточки с
названиями профессий, магниты, магнитная доска. |
9. |
15 |
Отгадывающие называют свои варианты
ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с
угаданной профессией. Право определить, отгадали
школьники профессию или нет, должно быть
представлено классу. Однако окончательно этот
вопрос решается после обсуждения. Загаданная
профессия, естественно, называется. Обсуждение:
Отдельно обсуждается правильность каждого
ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не
согласен с ответом, можно попросить ученика,
давшего такой ответ, обосновать его.
При выявлении неудачных ответов классу
предлагается тут же придумать ответы, более
соответствующие загаданной профессии. У
отгадывающих можно спросить также, какие ответы
лучше помогли им, а какие, наоборот, ввели в
заблуждение. После корректировки ответов можно
уточнить, кто же выиграл. |
|
|
|