Задачи игры: создать условия для
конструктивного взаимодействия учащихся друг с
другом, повысить уровень ориентации в мире
профессий, способствовать развитию рефлексии.
Описание проблем или задач развития, на решение
которых направлена данная игра:
- Формирование у учащихся понимания важности
проблемы профессионального самоопределения,
осознанного выбора профессии.
- Подведение учащихся к соотнесению знаний о себе
со знаниями о мире профессий.
- Формирование актуального "информационного
поля" по профессиональному самоопределению.
- Развитие навыков целеполагания и планирования
деятельности.
Предполагаемый психологический результат: осознание
профессионального самоопределения, становление
самостоятельности выбора будущей профессии,
получение опыта поиска общего решения путем
коллективного обсуждения.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип
сюжета: данная игра представляет собой
игру-проживание, в ходе которой участники учатся
выстраивать свою деятельность и отношения,
соотносясь с заданными условиями, правилами,
своими интересами и интересами других людей.
Время на игру и на обсуждение: 1,5 часа.
Участники: учащиеся 9-11 классов
Возраст: 15 - 17 лет,
Размер группы: от 15 до 20 человек,
Ведущий: психолог, возможно присутствие
классного руководителя
Возможное продолжение игры в деятельности
психолога и педагогов (классного руководителя): в
классе, во время классных часов
Подробный сценарий игры
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание каждого этапа |
Задачи, решаемые на каждом
этапе |
Материалы, необходимые для
проведения каждого этапа |
1 |
5 - 7 |
Приветствие. Все участники встают в
два круга: внешний и внутренний лицом друг к
другу Ведущий: Приветствуя друг друга,
сделайте комплимент, затем внешний круг
смещается на одного участника по часовой
стрелке. Приветствие повторяется. Когда все
участники поприветствуют друг друга, ведущий
предлагает всем сесть в общий круг. |
Создание положительного настроя на
игру. |
|
2 |
3 |
Ведущий: Сейчас вы находитесь в
таком возрасте, когда остро встает вопрос о
профессиональном самоопределении. Главное -
понять, что мир профессий многообразен, и в нем
нужно научиться ориентироваться. Не менее важно
знать свои способности и возможности. |
Введение в тему. |
|
3 |
7 |
Ведущий: Предлагаю вам упражнение "Профессия
на букву". Ваша задача- показать, что вы
знаете немало профессий, начинающихся на эту
букву. Участники называют профессии и навыки,
которые понадобятся для овладения данной
профессии. |
Создание положительного настроя на
игру, пробуждение интереса. |
Карточки с буквами. |
4 |
5 |
Обсуждение. - Легко ли было
называть профессии и профессиональные качества?
- Что вызвало затруднение в выполнении задания? |
Создание атмосферы доверия |
|
5 |
5 |
Ведущий. Для дальнейшей работы нам
необходимо разделиться на пять команд. Сделаем
это в следующей игре-разминке "Атомы и
молекулы". Вы будете двигаться хаотично по
классу, как атомы, затем по команде должны
соединиться в группы по количеству, названному
ведущим, Например, "три" или больше. В ходе
игры участники разбиваются на пять групп.
Ведущий предлагает им сесть за пять отдельных
столов. |
Положительный настрой, разрядка. |
|
6 |
35 |
Ведущий: Представьте себе, что в
некотором городе, примерно таком, как наш, злые
силы околдовали всех жителей, превратив их в
вялых, безвольных, почти спящих существ. Чтобы
разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них
искру жизни. Для этого необходимо предложить
жителям простые и понятные, но при этом
реалистичные программы улучшения их жизни. По
условию игры, наша группа должна в течение 30
минут разработать программы по следующим
направлениям: 1 - порядок и спокойствие в городе,
снижение числа преступлений и правонарушений
(юридические аспекты), 2 - более совершенное
управление городом (городская власть), 3 -
оживление экономической жизни, повышение
благосостояния и занятости жителей (экономика в
широком смысле), 4 - счастье жителей, помощь в
решении семейных, личностных проблем, помощь в
поиске смысла жизни (психологические аспекты), 5
- здоровье жителей, профилактика заболеваний,
решение экологических проблем (медицинские
аспекты). Направления деятельности
записываются на ватмане.
У нас имеются пять команд и пять направлений
для улучшения жизни города. Вам предлагается
выбрать любое направление и составить программу
деятельности по выбранному направлению.
Посмотрим далее, что у нас получится, сможем ли мы
разбудить жителей города. Но при этом вы должны
выполнить важное условие: если хотя бы одна из
программ вообще никем не будет разрабатываться,
то спящие жители даже слушать вас не захотят, не
то, чтобы просыпаться.
Участники разрабатывают и представляют свои
программы. |
Погружение участников в игровую
ситуацию, построение своей деятельности. |
Лист ватмана, маркеры |
7 |
5 - 7 |
Обсуждение. - Удалось ли участникам
разбудить жителей спящего города?
- Какие приемы в ходе обсуждения помогали, а
какие мешали принятию программы? |
Создание атмосферы доверия |
|
8 |
10 |
Ведущий: Жители города разбужены,
жизнь потихоньку налаживается, а выпускникам
нужно определиться с выбором профессии.
Предлагаю сделать это при помощи следующего
упражнения.
Упражнение "Угадай профессию":
каждой команде раздаются листы бумаги, на
которых написано несколько имен прилагательных,
характеризующих какую-либо профессию. Командам
надо угадать, что это за профессия, и объяснить
другой, не используя слов, которые были написаны
на бумаге. |
Сопоставление целей выбора профессии,
выход из игровой ситуации. |
Листы бумаги, с написанными именами
прилагательными. Листы бумаги, маркеры
(фломастеры). |
9 |
3 |
Обсуждение. - Были ли среди
загаданных профессий те, которые близки вам по
интересам? |
Создание атмосферы доверия, осознание
собственных профессиональных предпочтений |
|
10 |
10 |
Подведение итогов. Рефлексия:
- Скажите, что в этой игре вам показалось
самым важным, наиболее значимым?
- Научились ли вы чему-нибудь в ходе этой игры?
Если научились, то чему конкретно? |
Анализ чувств участников, установление
обратной связи с другими участниками. |
|
Формы обсуждения игры: круглый стол. |