Задачи игры: создать условия для
взаимодействия детей друг с другом,
способствующие формированию навыка
сотрудничества, положительного отношения друг к
другу, предоставить возможность проявления
взаимовыручки, дружеских отношений между детьми.
Описание проблем и задач развития, на решение
которых направлена данная игра:
Очень часто в период адаптации детей к школе
встречается проблема, когда дети не могут
наладить дружеские отношения, каждый претендует
на лидерство, не считается с мнением другого.
Дети часто ссорятся, ябедничают, не могут
работать все вместе и в парах. Налаживание
взаимоотношений между детьми сложный и
кропотливый процесс.
Предполагаемый психологический результат:
- Данная психологическая игра должна
способствовать формированию сотрудничества,
дать возможность детям увидеть друг друга в
необычных ситуациях и осуществить перенос
возникших отношений за пределы игры, в
повседневную жизнь.
- Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип
сюжета:
- Данная игра представляет собой игровую
оболочку, на фоне которой решаются развивающие и
коррекционные психологические задачи.
Сюжет: Всем детям класса предлагается
возможность отправиться в интересное
путешествие на остров "Дружба". Но по мере
движения к этому острову, дети встречаются с
различными препятствиями. Преодолеть их они
смогут, лишь выполняя различные задания, работая
все вместе и в парах. Перед детьми возникают
следующие ситуации:
- Объяснить лесным жителям, что такое дружба, кого
можно назвать своим другом и для чего необходимо
дружить.
- С помощью рук построить мостик, чтобы
переправиться через реку.
- Разукрасить в парах одинаковые варежки, работая
одной пачкой карандашей.
- На отдыхе похвалить друг друга, сказать хорошие
слова.
- Подарить подарок тому, кто тебе нравится, при
этом говоря слова, за что тебе нравится этот
человек.
- В ходе игры я наблюдаю за детьми, отмечаю кто как
ведет себя в сложившихся ситуациях.
Время на игру и на обсуждение:
- Игра - 60 минут,
- обсуждение - 10 минут.
Участники:
- Возраст участников: 6,5 - 7,5 лет; учащиеся
1 класса.
- Размер группы: зависит от количества детей в
классе.
- Ведущим является один взрослый, психолог.
Участие педагога в данной игре не
предусмотрено. Но если такое желание возникнет,
то он может присутствовать на игре в качестве
наблюдателя или участника.
Возможное продолжение игры в деятельности
психолога и педагогов:
- Педагогу можно использовать в виде групповой
работы на уроке или работы в парах сюжет данной
игры или идею отдельных упражнений. Но в качестве
психологической игры проведение эффективно на
уроках с тренером.
- Подробный сценарий игры с указание задач
каждого этапа.
Этап I. Введение в игру.
Задачи: способствовать созданию игровой
атмосферы, познакомить учащихся с правилами
игры, настроить на высокую работоспособность.
Время: 5 минут
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами
отправимся в путешествие. А путешествовать мы
будем на остров по названием "Дружба".
Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой
все свои знания, старательность,
наблюдательность, хорошие отношения. Не забудьте
и вы все это взять с собой, тогда наше путешествие
будет удачным. Но в путешествии нас ожидает много
препятствий, которые нужно будет преодолеть.
Если мы с ними справимся, сможем помогать друг
другу, выручать, значит, волшебный остров ждет
нас. Итак, в добрый путь!
Этап II. Совместная работа участников игры.
Задачи: способствовать созданию позитивного
эмоционального единства группы; поощрение
совместного переживания, связанного с
выполнением общей задачи.
Время: 10 минут
Необходимые материалы: изображения деревьев
(береза, ель, рябина), грибов, животных (заяц, лиса,
медведь, волк), карта путешествия.
А вот и первое препятствие. Узнать, куда мы
попали, вы сможете, ответив на мои загадки. (По
ходу того, как дети справляются с загадками, на
доске появляются изображения деревьев,
животных).
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены,
Шапочки зелены. (березы)
Зимой и летом
Одним цветом. (ель, сосна)
Платье потерялось, пуговки остались. (рябины)
- Что же у нас получилось, ребята? (лес).
А что еще в лесу растет кроме деревьев?
Стоит лепешка
На одной ножке.
Кто мимо пройдет,
Всяк поклонится. (гриб)
- А какие животные живут в лесу?
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,
А зовут ее : (лиса)
Корова безрога,
Лоб широк, глаза узеньки.
В стаде не пасется,
И в руки не дается. (медведь)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Ну вот и попали мы в сказочный лес,
Лес этот полон прекрасных чудес.
Здесь звери не только умеют играть,
Они ведь и дружными все хотят стать.
А учит зверюшек медведь косолапый,
Указку держа своей лапой косматой
Давайте поможем зверятам мы всем
И дружбы урок подадим поскорей.
- Ребята, давайте мы с вами расскажем лесным
жителям, что такое дружба.
- Кого можно назвать своим другом?
- Для чего нужно уметь дружить?
- Хорошо, ребята, я думаю, что лесные жители
поняли, что такое дружба и зачем она всем нужна. А
теперь мы с вами отправляемся дальше:
Этап III. Работа участников в парах.
Задачи: развивать отношения партнерства,
умение работать в парах, стремиться к устранению
психологических барьеров, ограничивающих
эффективность общения.
Время: 20 минут
Необходимые материалы: большой рисунок реки,
гор; музыка: шум реки, свист ветра; приготовленные
для детей рисунки варежек, которые нужно будет
разукрасить, цветные карандаши по одной пачке на
столе.
Звучит музыка: шум реки.
Но вот на пути вновь преграда встает.
И волны бушуют и ветер ревет.
Река разлилась у нас на пути,
Дорогу на остров никак не найти.
Но чтобы нам цели скорее достичь,
Должны мы подняться по мостику ввысь.
- А где же этот мостик, ребята? Что-то я его
совсем не вижу. Как же нам быть? (выслушиваются
мнения детей).
- А давайте мы с вами сами построим мостик,
мостик дружбы.
Упражнение "Мостик дружбы".
Психолог просит детей по желанию образовать
пары, придумать и показать мостик при помощи рук.
Психолог сам включается в работу. В конце
упражнения все берутся за руки, делают круг и
поднимают руки вверх, изображая " мостик
дружбы".
- Вот и река позади, но она не так страшна, когда
друг рядом, и может протянуть тебе руку помощи.
Звучит музыка: свист ветра.
И мы отправляемся дальше в поход.
Река позади, а дорога зовет.
Но что за беда? Как же дальше идти?
Ведь горы теперь у нас на пути.
Как это препятствие нам одолеть,
В холодных горах, ведь, легко заболеть.
Там снег на вершинах лежит, посмотри.
И солнца не видно, и холод внутри.
- Ребята, как же нам подняться вверх, в горы, ведь
там холодно, снег лежит. Но я думаю, что нам станет
теплее, если мы с вами приготовим себе теплые
варежки. В горах они нас согреют.
Упражнение "Разноцветные варежки" [1].
- Я прошу объединиться в пары соседей по парте.
Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей.
Перед вами лежит рисунок варежки. Посмотрите,
какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре
договоритесь друг с другом, как вы будете
украшать эти варежки. Каждый из вас будет
разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны
быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание?
Тогда начинаем работать.
(Время выполнения задания, примерно, 5-8 минут,
после чего психолог просит каждую пару показать
свои варежки, а все смотрят и определяют, у кого
получились особенно похожие и красивые варежки).
Красивые варежки нам помогли,
Согрели нас в холод, от стужи спасли.
Дорогою длинною долго мы шли,
Устали, конечно, за время пути.
Давайте устроим привал на пути,
Чтоб с новыми силами дальше идти.
Этап IV. Игры на создание у детей положительного
отношения друг к другу.
Задачи: обратить внимание участников группы
друг на друга, на их непохожесть и неповторимость
каждого, способствовать осознанию собственной
уникальности и значимости.
Время выполнения: 20 минут.
Необходимые материалы: изображение болота,
коробочка с вырезанными цветами и листочками для
подарков друг другу.
- Ну а теперь, ребята, мы немного отдохнем и
выполним упражнение, которое называется "Комплименты".
Мы похвалим друг друга, скажем несколько добрых
слов. Я думаю, что каждый их заслужил, так как в
нашем путешествии проявил себя с лучшей стороны.
Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько
добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий
говорит: "Спасибо, мне очень приятно". Затем
дарит комплимент своему соседу. И так
продолжается до тех пор, пока каждый получит
комплимент.
Хорошее другу сказать так приятно,
Услышать такое же хотим мы в ответ.
Мы с другом шагаем, усталость не ощущаем,
И к острову дружбы мы цель выбираем.
Ну что за беда опять на пути,
Болото большое, никак не пройти.
- Посмотрите, ребята, какое впереди болото. Как
его преодолеть? Я предлагаю вам выполнить упражнение
"Подари букет". А дарить мы будем букеты
цветов. Вы должны взять из коробки по одному
нарисованному букету и подарить их тому, кому
захотите со словами "Я дарю тебе этот букет
потому что ты самый: (сказать о том, что тебе
нравится в этом человеке).
Если кому-то не подарили подарок, это делает
психолог и обязательно отмечает лучшие качества
этого человека.
- Молодцы, ребята, все получили подарки. Теперь
на месте нашего болота будут расти красивые
цветы, и мы сможем идти вперед.
Болото цветами теперь зарастет,
И ветер преграду с собой унесет.
И солнышко светит теперь на пути,
И тучки пропали. Легко так идти!
Заветная цель видна впереди
Мы острова "Дружбы" достигли в пути!
Этап V. Рефлексия.
Задачи: поддержание хорошего настроения по
результатам выполненной работы.
Время: 5 минут
Необходимые материалы: ватман для создания
портрета класса, приготовленные портреты
мальчиков и девочек, клей, фломастеры, песенка о
дружбе.
- Вот, ребята, мы с вами и попали на остров
"Дружба". (Показать знак "Дружба", где дети
держатся за руки.) Посмотрите, как дружно и весело
здесь живут жители. Давайте сейчас
сфотографируемся на память.
Упражнение "Фотография".
- Перед вами лежат изображения мальчиков и
девочек. Нарисуйте, какое у вас сейчас настроение
и давайте повесим свою фотографию на общий
портрет.
Дети изображают коллаж. Во время этой работы
звучит песня о дружбе.
Этап VI. Завершение игры. Подведение итогов.
Задачи: переключение с игровой деятельности
в реальную обстановку, перенос усвоенных навыков
взаимодействия.
Время: 10 минут
- Вот и закончилось наше путешествие. Вы все
молодцы. Справились со всеми препятствиями,
добрались до цели.
- Что же вам больше всего понравилось в нашем
путешествии?
- Что вам дало это путешествие?
- Чему научились во время игры?
- Что новое узнали о ком-то из класса?
- Как элементы игры использовать в повседневной
жизни?
- На этом наше занятие закончено, до свидания,
ребята! До новых встреч!
Формы обсуждения игры:
В завершении игры, обсуждаем вместе с детьми то,
что делали, как играли. Спрашиваю мнение
участников о путешествии, и обязательно
обсуждаем вопрос чему научились, что взяли для
себя новое, что будете использовать в
повседневной жизни. Делюсь также с детьми своим
мнением, высказываю слова поддержки каждому
участнику, благодарю за работу. А вместе с
учителем обсуждаем материалы, собранные о детях
во время игры, перспективы дальнейшей работы.
|