Задачи игры.
- Познакомить учащихся с основными эмоциями.
- Помочь учащимся реагировать на негативные эмоции и заменять их
позитивными.
- Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
- Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная
игра.
Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей, и умения
адекватно выразить свое состояние. Развитие коммуникативных навыков, умения
сотрудничать. Обогащение словарного запаса и понятийного аппарата
Предполагаемый психологический результат.
Обогащение мира эмоций и чувств подростков. Расширение представлений о мире
человеческих чувств и переживаний.
Описание сюжетной канвы.
Учащиеся путешествуют по Стране эмоций на воображаемом поезде, делая
остановки на разных станциях. Они знакомятся со страной Эмоций, погружаются в ее
атмосферу, проходят различные испытания, участвуют в состязаниях. Разработан
"Маршрут движения”, на котором отмечаются места пребывания.
Игровой результат.
Приобретение "багажа” – впечатлений, знаний о собственном мире эмоций и
чувств. "Багаж” наглядно выражен в работах учащихся и представлен на
"Вернисаже”.
Тип сюжета. Реальный.
Время на игру и на обсуждение. 1.5–2 ч.
Участники: Учащиеся 5–6 классов (11–12 лет). Размер группы. До 20
человек.
Возможно продолжение игры в деятельности психолога в рамках уроков
психологии, тренинговых занятий, в деятельности педагогов – цикл классных часов
"Учитесь властвовать собой”.
Материалы, необходимые для проведения игры.
Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей.
"Маршрут движения”. Таблица чувств. Карточки с пиктограммами. Карточки с
названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Репродукции картин русских
художников, отрывки из музыкальных произведений, отрывки из стихотворений.
Вырезки из журналов частей лица; овалы лица. Лепестки цветов, середина
(ромашка), Таблица "Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым
изображением настроения.
Ход игры
I. Погружение в игру. 5 мин.
Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по необычной стране – по Стране
Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой
страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша
смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время
путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где
необходимо проявить себя. Выходить мы будем и группами, и вместе, где каждый
будем за себя. Очень важно после остановок не опоздать на поезд. А чтобы вы не
скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться.
Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми
знаниями, впечатлениями, практическими работами. "Маршрут движения” поможет нам
ориентироваться в этой необычной стране. Будьте внимательны, старайтесь
запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам,
чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
Итак, в добрый путь!
II. Начало путешествия. 10 мин.
1. Упражнение "Приветствие”.
Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.
2. Обсуждение.
- Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не
плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и
означает " потрясаю, волную”. - Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для
чего их нужно изучать?
Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае
необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.
3. Конкурс "Знатоки чувств”.
Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек.
Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из
конкурса.
Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.
III. Прибытие на первую станцию "Мимика человека”. 10 мин.
1. А как мы выражаем свои эмоции?
– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент,
какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные
эмоции.
2. Упражнение "Изобразите ту или иную эмоцию на лице”.
- Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
- Что изменялось в выражении лица?
Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ
и бровей.
Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален.
Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и
97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.
3. Упражнение. "Понимаете ли вы язык мимики?”
Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять
эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.
4. Игра "Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами).
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети
по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка –
узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых
интонаций.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что
происходит в его мини-сценке.
IV. В пути. 10 мин.
1. Упражнение. Изображение эмоций.
Схематически нарисуйте эмоции, которые помогают вам в общении,
а затем те эмоции, которые мешают вам общаться.
2. Упражнение "Волшебный магазин”.
Инструкция: "Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий
в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь,
дружба.
Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить
в нем неприятные чувства”.
Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания
выбрать чувства, которые он хочет иметь.
Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего
нужно приобретаемое?
Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои
чувства.
Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.
Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться
контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать
их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
V. Прибытие на вторую станцию "Артистическая”. 10 мин.
1. Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?
Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса.
Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было
много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.
Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и
выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица
(или в мимике).
Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как
это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать
что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: "Ничего себе!”,
"Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов,
интонаций голоса.
И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь,
ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия
(или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).
Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу,
мимику, жесты, интонацию.
2. Разыгрывание этюдов.
Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.
Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и
закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула
собака.
Золушка (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не
увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.
В лесу (внимание – страх – радость).
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого.
Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он
какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но
тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик
обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).
VI. В пути. 15 мин.
А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал писатель, художник или
композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения?
а) Отрывки из стихотворений. Какие чувства хотел передать автор? Какие
чувства вы переживали, слушая читаемые стихи? Какие, по вашему мнению, чувства
переживали другие учащиеся класса?
б) Репродукции картин. Какие эмоциональные состояния,
чувства хотел передать художник? (репродукции представлены в виде
компьютерной презентации).
в) Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные
фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под
действием прослушанной музыки.
VII. Прибытие на третью станцию "Командная”. 10 мин.
Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой
команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам: красный,
желтый, зеленый, оранжевый).
Упражнение: составьте чувство радости из вырезок журналов.
Работа по командам – 4 команды.
Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица
составляет чувство "радость”.
Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица.
Каждая команда демонстрирует свой шедевр.
Инструкция: "Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и
фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша
задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так,
чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: "Все эти лица радостные”.
Приступайте к работе.
VIII. В пути. 5 мин.
Упражнение: "Букет приятных событий”, "Ромашка”.
А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных
событий.
На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел,
когда…
В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел,
когда…(оранжевый).
Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.
IX. Прибытие на заключительную станцию "Изобразительная”. 10 мин.
Упражнение "Мое настроение сейчас”. Нарисуйте свое настроение в данный
момент. Используйте цветные карандаши, фломастеры.
X. Окончание путешествия. 10 мин.
1. Вернисаж работ учащихся. "Настроение”, "Букет приятных событий”,
"Составленные чувства”.
2. Упражнение "Мое настроение”.
Учащимся предлагается оценить цветом свое настроение.
"Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности,
объясните, почему у вас такое настроение на данный момент”.
Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:
Мое настроение
Цвет |
Эмоциональное состояние |
Красный |
Восторг |
Оранжевый |
Радость, веселье |
Желтый |
Светлое, приятное настроение |
Зеленый |
Спокойное, уравновешенное состояние |
Синий |
Грустное настроение |
Фиолетовый |
Тревожное, напряженное состояние |
Черный |
Упадок сил, уныние |
Белый |
Равнодушие (трудно сказать) |
3. "Наш багаж”. Проверка содержимого багажа, приобретенного во время
путешествия.
Давайте посмотрим, чем мы пополнили наш багаж во время нашего путешествия.
4. Весь ли маршрут движения преодолели?
XI. Рефлексия. Выводы. 15 мин.
Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек
эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью
эмоций передает свое отношение к действительности.
Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное
занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны
человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их
проявлениях.
- Что особенно понравилось?
- А что для вас было самым интересным?
Заключительное упражнение.
Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.
|