Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:57:28
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Самоотношение. Урок психологии в 11 классе
10.05.2011, 11:58:02

Цель: раскрыть значение самоуважения, чувства собственного досто­инства для жизнедеятельности человека; показать пути формирования адекватной самооценки, избавления от неуверенности в себе, «Я - кон­цепции».

Ход работы

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоит самоот­ношение, о значении самоуважения и о том, как обрести уверенность в себе.

1. Что включает в себя понятие «самоотношение»? Отношение к себе, как мы с вами уже знаем, входит в «Я-концепцию». В связи с очень важным значением этого личностного образования для жизнедеятельности человека ему посвящено много специальных психологических исследований.

Самоотношение - это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я - образ». Представле­ния о себе многоплановы, выделяются различные формы представле­ний о себе, разделяющиеся по сфере проявлений жизнедеятельности человека («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «семейное Я» и т. д.), либо как реальность и идеал («реальное Я», «идеальное Я»), либо в отношении временной пер­спективы («Я в прошлом», «Я в будущем»).

Самоотношение, так же как и «Я-концепция», - сложное обра­зование. Оно включает как общее, глобальное чувство «за» и «против» самого себя, так и более специфические измерения: самоуважение, аутосимпатию или склонность к самообвинениям, самоинтерес, ожидаемое отношение других.

- Как бы вы могли определить значение самоуважения в жизни человека?

2. Самоуважение. Отношение к себе влияет на все направления нашей жизни. Люди, оценивающие себя позитивно, обладают уверен­ностью и спокойствием, которые отражают их внутреннее удовлет­ворение. Такие люди не нуждаются в похвалах и поощрениях, потому что знают себе цену. Они участники, инициаторы и движущие силы всего происходящего. Они способны отдавать и получать все лучшее, что создано в обществе.

Итак, позитивное самоотношение называют самоуважением, это все­объемлющая позитивная самооценка или чувство собственного досто­инства. Если самооценка показывает, как человек оценивает себя по некото­рым отдельным свойствам, то самоуважение выражает обобщенную самооценку..

Известная формула У. Джеймса отражает зависимость самоува­жения человека от уровня его притязаний и реальных достижений

А Уровень притязаний - один из компонентов личности - характеризует установку человека, его ожидания в отношении своих достижений, по­ложения в обществе и т.п. Чем выше притязания, тем большими долж­ны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

успех

Самоуважение =

уровень притязаний

Если же успех и не ожидался (низкий уровень притязаний), то нет причины огорчаться, с другой стороны, можно радоваться и ма­лому. Часто, чтобы сохранить свой уровень самоуважения, люди под­сознательно снижают значимость того, чего не удалось добиться, при­держиваясь формулы: «Зелен виноград» (не очень-то и хотелось).

Чем большего успеха добивается человек в значимой области, тем больше он уважает самого себя. Однако, если его притязания слишком велики (например, получить «четыре» по физике для одного человека - это большой успех, а другого это совсем не устраивает - он ориентирован на медаль), то самоуважение достигается только очень серьезными успехами.

Особенно опасной может быть нереалистическая оценка своих возможностей при очень высоком уровне притязаний. Так, описывают случай, когда девушка, убежденная в том, что ее судьба - быть актрисой и что она, несомненно, имеет большое дарование, провалившись на экзаменах в Театральный институт, бросилась йод машину: «Если не театр, то жить не стоит!..»

3. Преимущества высокого уровня самоуважения. Высокий уровень самоуважения приносит свои дивиденды. Если сравнивать людей с высокой и низкой самооценкой, то оказывается, что люди с чувством собственного достоинства более счастливы, менее невротичны, менее склонны к наркомании и алкоголизму. Кто-то правильно заметил, что «успех порождает успех, неудачи порождают неудачи». И люди, обладающие самоуважением, охотней берутся за новые предприятия, чаще доби­ваются успеха - их уровень притязаний адекватен, они не боятся не­удач и поражений, а воспринимают их как ценный опыт. Как сказал римский поэт Вергилий: «Они могут, потому что они думают, что могут».

В психологических экспериментах люди, считающие себя трудолюбивыми и преуспевающими, лучше справлялись со сложными задачами, чем те, кто считал себя неудачником.

Люди, испытывающие самоуважение, нашли свою защиту в жизни. Они не страдают от критики или от того, что их отвергли, а благодарят вас за «дельный совет». Когда они получают отказ, то не истолковывают его лично на свой счет; вместо этого возникает не­сколько объяснений: их действия были недоработаны, ситуация и вре­мя оказались неподходящими; отказ является проблемой, которая нуж­дается в обсуждении. Причина отказа редко бывает вызвана персо­нальными качествами человека, она только результат сопутствующих, условий. Перегруппировав силы, можно снова действовать продуман­ными методами. Таким людям легко быть оптимистами, они часто добиваются своей цели.

- Как вы думаете, можно ли стать такими людьми, как те, о которых только что шла речь, или такими нужно родиться?

4. Самоуважение и любовь к себе. Вы вполне можете быть та­кими. Для этого нужно только по-настоящему любить себя. Замеча­тельный психотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть со­бой» говорит, что любовь к себе - это первейшая необходимость чело­века. Прекраснейшие люди страдают от недовольства собой всех жест­че. Но человек, себя не любящий, страшен. Только тот, кто умеет лю­бить себя, способен любить других. Посмотрим на самых добрых лю­дей и убедимся: они любят себя спокойно. Им не приходится подсте­гивать себя самоутверждением, скрывать недостатки, бояться насме­шек и осуждения. Эта любовь естественна, незаметна. Такие люди -всеобщие любимцы - показывают, что любовь к себе не имеет ничего общего ни с самолюбием, ни с самодовольством, ни с эгоизмом. Это ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. Человек, уважающий себя, способен по-настоящему уважать других и не нарушать их права.

Уважайте себя хотя бы за то, что вы уникальны и живете только один раз! Дорогу, подаренную нам провидением, можно пройти: с удовольствием, преисполнившись любви и уважения к себе, а можно и по-другому - выбор за вами.

Подумайте о ваших позитивных возможностях, и вы успешнее будете строить планы и действовать. Мне нравится высказывание Ричарда Баха: «Не тверди, что знаешь свой потолок, - поначалу убе­дись, что он твой».

— Какой смысл, по вашему мнению, вложил Ричард Бах в свое высказывание?

5. Путь к уверенности в себе. Пока вы не запечатлели свой уровень самоуважения в граните, пора его менять! Думайте о себе только хорошее, ставьте значительные цели, которые требуют для достижения честолюбия, трудолюбия и настойчивости. Затем научитесь оценивать свои достижения честно и реально. Прислушайтесь к следующим советам психолога Феликса Зимбардо:

1. Определите, что является основой вашей личности. При помо­щи анализа своего прошлого определите, какие личные связи и приня­тые решения заставили вас жить именно так, как вы живете.

2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьте ваши возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть.

3. Постарайтесь понять и простить тех, кто вас обидел и не помог, когда вы в этом нуждались, простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания. Постоянно хороните все негативные воспоминания, но только после того, как тщательно извлечете из них се полезное для себя. Помните - пока в вас живут плохие воспоми­нания, они владеют вами. Немедленно выселите их. Заселите комнату {памяти прошлыми успехами, даже если их мало.

4. Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводя вас от позитивных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно!

5. Никогда не говорите о себе плохо, особенно остерегайтесь таких категоричных оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник, не­исправимый человек».

6. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества -: предметом обсуждения могут стать только ваши действия. Не бойтесь

обратной связи - она может быть весьма полезной.

7. Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока в вас не начал развиваться комплекс неполноценности.

8. Давайте себе время, чтобы расслабиться, отдохнуть, прислу­шаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы можете общаться с самим собой.

9. Развивайте навыки общения, заинтересуйтесь какой-то темой и становитесь авторитетом в области, которая может служить почвой для установления контактов с другими людьми. Имейте, по крайней мере, одно качество, которое радует других, может быть полезно им.

10. Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выбе­рите ближние. Разработайте реальный план достижения ближних це­лей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостережение». Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.

 

6. Права человека, которые поддерживают уверенность в себе.

Другой известный психолог Дж. Келли приводит перечень основных прав человека, которые следует помнить, чтобы не потерять уве­ренности в себе:

- право быть одному;

- право быть независимым;

- право быть выслушанным и принятым всерьез;

- право получить то, за что платишь;

- право иметь права, например, право действовать в манере уве­ренного в себе человека;

- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя, себя вино­ватым или эгоистичным;

- Право просить то, чего хочешь;

- право на успех;

.- право делать ошибки и быть ответственным за них;

- право не быть напористым.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Обсуждение. Давайте попробуем разобраться, как можно реализовать каждое из прав, поддерживающих уверенность в себе, в повседневной жизни. Почему это так важно? Каким образом эти права поддерживают уверенность человека в себе?

Упражнение. Составьте в тетради список личных достоинств, состоящий из 10 пунктов. Это могут быть ваши качества, навыки, которыми вы гордитесь, и т.д. Желающие могут зачитать свой список.

Задание на дом. Когда-то в древних графских и герцогских родах было принято иметь свои гербы, которые отражали то, чем гордился род, главные его особенности, значительные достижения. Попробуйте дома нарисовать свой собственный герб, в котором может отразиться ваше отношение к себе, или ваши ценности, или то, чем вы гордитесь, или чего хотите достичь. Это может быть нравящийся вам девиз или высказывание, просто некое изображение, имеющее для вас символическое значение. Главное, чтобы этот герб был именно ваш, давал представление о том, кто вы.

Подведение итогов.
Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: конспект урока психологии, открытый урок, урок психологии, школьный психолог, учителю психологии, иду на урок, психология для детей
Просмотров: 2307 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0