Цель: познакомить учащихся со структурой и функциями
самосознания, понятием «Я-концепция», углубить самопонимание самосознания
обучаемых.
Ход работы
- Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми гранями
личности, и темой нашего урока будет высший уровень развития человеческойпсихики:самосознание.Мы приблизимсякпониманию сложной структуры
самосознания человека и остановимся на представлении человека о себе самом -
его «Я-концепции», попробуем выяснить, что вы знаете о самих себе, Каково ваше
мнение о собственном «Я».
1. Знаем ли мы самих себя? Еще древние философы и
мудрецы обращали внимание на то, что познание самого себя является одной из
наиболее важных и одновременно наиболее сложных задач человека. «Познай самого
себя!» - этот знаменитый девиз, как вы помните, принадлежал древнегреческому
мудрецу Сократу; а римский поэт и философ Сенека считал, что «целью жизни
является самопознание и проистекающая отсюда свобода».
Казалось бы, «Я» - такой родной и близкий, конечно, я
знаю себя. Но психологические исследования показывают, что объективное познание
себя во всех своих проявлениях - чрезвычайно сложно и почти невозможно. Мы
прячемся от самих себя, то приписывая себе желательные качества, то
идентифицируя себя с каким-то посторонним человеком, то вытесняя неприятную информацию
и демонстрируя окружающим только то, что они хотели бы видеть.
Сознание человека, о котором мы говорили на первом
уроке, ориентировано на познание внешнего мира, а самосознание - внутрь
человеческой психики. Существует мнение, что человек по-настоящему стал
человеком в тот момент, когда у него сформировалось понятие «Я».
2. Процесс самосознания и «Я-браз». Самосознание можно
рассматривать как процесс, с помощью которого человек познает себя и относится
к самому себе, и тогда говорят о самопознании, которое протекает, главным
образом, в виде самонаблюдения и самооценки, сопоставления себя с другими. Но
самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе,
«Я-образом», или «Я-концепцией». Уровень самосознания, уровень сложности,
интегрированности, устойчивости образа «Я» тесно связан с развитием интеллекта.
Маленький ребенок еще не вычленяет себя из окружающего мира, он не способен
противопоставить себя всему другому «не-Я».
В «Я-образе» выделяется два аспекта: знание о себе и самоотношение.
В ходе жизни человек познает себя и. Накапливает о себе знания, эти знания
составляют содержательную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию».
Однако знания о себе, естественно, ему небезразличны: то, что он узнает, он
оценивает, испытывая определенные чувства, т.е. формируется более или менее
устойчивое самоотношение. Не все в собственном самоотношении ясно осознано,
некоторые аспекты «Я-образа» ускользают от сознания, неосознаны.
Стремление видеть и отмечать в себе социально одобряемые
качества - одно из реальных стремлений человека, которое, конечно же,
отражается в его «Я-концепции». Психологи выделяют такой феномен, как «эффект
фасада», т.е. часто человек хочет произвести хорошее впечатление, выглядеть
лучше, чем он есть на самом деле. Иногда он сам искренне в это верит.
Мини-тест «20 Я» (для выявления особенностей
«Я-концепции»)
Сейчас мы проведем с вами маленький эксперимент. Все
вы уникальные и сложные создания и можете по-разному ответить на вопрос: «Кто
Я?». Вам нужно в течение 5 минут записать 10 ответов (а лучше — 20) на этот
вопрос.
Учащиеся пишут на своих листочках, на все их вопросы:
«Что писать?» - преподаватель отвечает: «Как считаете нужным... Это же о вас,
только вы знаете, кто вы». Затем желающие зачитывают свои варианты. Итак, вы
получили перечень определений. Все эти ответы, вместе взятые, и определяют вашу
«Я-концепцию» - ваше сегодняшнее представление о себе. В конце урока мы еще раз
вернемся к анализу выполненной вами работы.
3. «Я-концепция» и ее составляющие. Итак,
«Я-концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе,
сопряженная с их оценкой. «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но
важный фактор, влияющий на поведение человека, такое внутриличностное
образование, которое во многом определяет направление деятельности индивида,
его поведение в ситуациях выбора, контактах с людьми.
Как уже было сказано, «Я-концепция» определяет не
просто совокупность знаний человека о себе, но и то, что он о себе думает, как
смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Выделяются три основные составляющие «Я-концепции»:
когнитивная (т.е. мысленный, осознанный образ), оценочная и поведенческая.
Первую когнитивную составляющую «Я-концепции» называют
еще самопониманием.Это - знания о себе.
Представления индивида о самом себе, как правило,
кажутся ему убедительными, независимо от того, основываются ли они на объективном
знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Конкретные способы самовосприятия, в результате которого формируется образ «Я»,
могут быть самыми разнообразными.
Когда мы описываем самих себя, мы в словах пытаемся
выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно
перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые ролевые (я - ученик,
сын, пассажир и т.п.), статусные (я -староста класса), психологические
характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п.
Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом
- одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее.
Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют
«образом Я» или «картиной Я». Каждый из нас имеет довольно устойчивое
представление о себе.
Бывает, что какие-то комплименты нас совершенно не
трогают. Почему?
Вероятно, здесь играет роль и тот факт, что
комплименты могут не совпадать с нашим «образом Я» и поэтому кажутся
фальшивыми.
5. Оценочная составляющая «Я-концепции» - самооценка.
Вторая составляющая. «Я-концепции» называется самооценкой и
является оценочным отношением к себе. Качества,, которые мы приписываем
собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с
ними не всегда готовы согласиться другие люди. В основном, в попытках
охарактеризовать себя присутствует сильный личностный, эмоциональный и
оценочный момент. Даже такие объективные показатели, как рост или возраст,
могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их
«Я-концепции».
Свой рост, составляющий 170 см, одни мужчины
воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным.
В зависимости от взгляда на те или иные характеристики «Я» выстраивается
определенное поведение человека.
Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер
представлений о себе, в котором присутствуют элементы сравнения себя с неким
внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом.
Есть три момента, существенных для понимания
самооценки. Прежде всего, важную роль в ее формировании играет сопоставление
образа «реального Я» с образом «идеального Я», т. е. с представлением о том,
каким человек хотел бы быть. Для того, чтобы выяснить, какова ваша самооценка,
предлагается провести небольшой эксперимент.
Тест «Самооценка» (скачивай приложение вверху страницы).
Анализ и обсуждение результатов.
- Итак, анализируя результаты нашего теста, мы
выяснили, что самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной.
- Как вы думаете, что дает каждый из этих типов
самооценки ее обладателю? Как та или иная самооценка будет проявляться в поведении?
6. Особенности поведения людей в зависимости от
характера
самооценки. Человек с адекватной самооценкой реально
оценивает себя, видит как положительные, так и отрицательные качества, способен
меняться и адаптироваться к изменяющимся условиям.
Человек с завышенной самооценкой хотя и чувствует себя
«на коне», заставляет других людей испытывать трудности в общении с ним; кроме
того, будучи уверен в собственной непогрешимости, он может попасть в сложную
ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать
чужую правоту.
Если же человек ощущает большой разрыв между своим
реальным «Я» и идеальным образом «Я», его самооценка, по всей вероятности,
будет низкой и о таких людях следует поговорить особо. В жизни они часто
чувствуют себя неуверенно, не доверяют сами себе, попадают под влияние,
сомневаются и страдают, предъявляя к себе слишком высокие требования. На
следующем уроке мы поговорим с рами о том, как повысить свою самооценку,
научиться «любить себя по-настоящему».
Однако пониженная самооценка может быть причиной и
другого поведения: человеку очень хочется, чтобы его признали, заметили,
похвалили, - ведь в глубине души он сомневается в себе, и только признание со
стороны может на время приглушить этот «червяк сомнения».
Не каждому по силам, как великому американскому поэт
Уолту Уитмену, сказать:
«... Я таков, как есть, и не жалуюсь.
Если этого не знает никто во Вселенной я доволен,
И если знают все до одного - я доволен.
Та Вселенная, которая знает,
Для меня она больше всех,
и эта Вселенная - Я.
И добьюсь ли я победы сегодня, или через десять тысяч,
или десять миллионов-тысяч лет, я спокойно приму ее сегодня, и так же спокойно
я могу подождать... »
И тогда такой человек будет стремиться завоевать
внимание окружающих, играя роль шута; заставить уважать себя, запугивая других,
оскорбляя или даже физически мучая. Помните, в теории Адлера шла речь о
гиперкомпенсации? Есть немало людей, которым трудно преодолеть искушение
самоутвердиться «за чужой счет» (высмеять или физически посрамить другого,
более слабого) и на его фоне выглядеть не хуже, а намного лучше - умнее,
сильнее. Часто заносчивые и высокомерные люди в глубине души страдают
«комплексом неполноценности», выбирая неадекватный способ защиты - «комплекс
Превосходства» (вспомните, как его характеризовал А. Адлер). Поэтому они так
любят комплименты и лесть, даже грубую. И их действительно можно пожалеть и
«погладить по головке». Однако очень трудно компенсировать то, чего человек был
лишен в детстве, - истинную любовь и уважение.
7. Источники формирования самооценки. Сопоставляя свои
собственные образы «реального Я» и «идеального Я», человек склонен оценивать
себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Это естественно, ведь с
детства мы являемся объектом оценок взрослых, потом - сверстников. Иногда
человек всю жизнь не может избавиться от ярлыка «двоечника» и «неудачника»,
который получил в школе. Однако, какое это имеет отношение к его истинной
ценности?
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование
самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий
и проявлений через призму своей идентичности, принадлежности к определенной
группе, обществу. Люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим
успехом «вписаться» в структуру общества, состояться, быть тем, кого общество
высоко оценивает.
- Итак, от чего зависит формирование самооценки?
8. Поведенческая составляющая «Я-концепции». Третья
составляющая «Я-концепции» называется поведенческой. Отношение к себе
сказывается на взаимоотношениях с людьми и определяет социальное поведение.
Наши поступки часто обусловлены элементами нашей «Я-концепции», которые влияют
на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем людей и себя.
Например, если занятия спортом являются центральной
частью нашей «Я-концепции», мы будем замечать физическое сложение и спортивные
навыки других. Мы будем быстро припоминать связанный со спортом опыт и
радоваться получению подобной информации.
Кстати, когда информация применима к нашим «Я-концепциям»,
мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним. Если нас спросят, применимо ли к
нам такое слово, как «общительный», мы будем помнить впоследствии это слово
лучше, чем если бы нас спросили, применимо ли оно к кому-нибудь другому.
Поведенческая составляющая «Я-концепции» выражается в
большей или меньшей способности к самоконтролю. Самоконтроль -это способность
управлять своим поведением. Формирование способности к самоконтролю требует
постоянного присутствия волевого начала в поведенческих актах человека.
Известный социальный психолог Т. Шибутани считает, что самоконтроль - это
сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя со
стороны, сформировать такой «Я-образ», который был бы приемлем для окружающих.
Многие элементарные формы поведения и суждений прививаются
человеку с детства и превращаются в так называемые социальные стереотипыисоциальныенавыки,выполняемыебессознательно, автоматически. Именно так формируется привычный образ
мыслей, образ психического реагирования и стиль поведения. Человек, который,
ни секунды не раздумывая, бросается спасать утопающего, на первый взгляд не
отдает себе отчета в своих действиях. Однако дело обстоит наоборот. Человек
поступает так именно вследствие высокоразвитого самоконтроля, самосознания,
своей «Я-концепции», сформировавшихся всем ходом предыдущей жизни и
воспитания. Оказание помощи попавшим в беду становится привычкой поведения -
иначе такой человек не сможет себя уважать.
Можно сказать, что ощущение самого себя, отношение к
себе является центром внутреннего мира человека. Психологи называют это
эффектом ссылки на себя, поэтому иногда мы переоцениваем свое влияние на
события, в которых играем лишь небольшую роль.
Практическая работа.
Закрепление пройденного материала
Обсуждение.
Давайте вернемся к заданию, которое вы выполняли в
начале урока, и обратим внимание на то, какие характеристики вы записали в
первую очередь, отвечая на вопрос: «Кто Я?».
Желающие зачитывают свои списки, ведущий побуждает к
анализу результатов, обращая внимание на наличие оценочных, когнитивных и
поведенческих составляющих «Я-концепции».
- Кто-то из вас на первое место поставил: «Я -
учению), кто-то — «Я -девушка» или «Я - парень». В зависимости от такого
расположения определений и выстраивается не только самоощущение, но и шкала
ценностей человека, что, как мы помним с вами из темы «Личность», оказывает
существенное влияние на поведение.
- Как вы думаете, что наиболее важно для человека,
поставившего на первое место: «Я - ученик»? А если это: «Я - парень»?
- Как» видите, у каждого свои центральные элементы «Я
- концепции». Поэтому, когда вы обращаетесь к кому-то за советом, помните, что
все сказанное будет основываться на «Я - концепции» советующего и может вам совсем,
не подходить. Так что, принимая решение, будьте готовы, нести за него
ответственность, а не перекладывать ее на других.
Что такое «Я-концепция»?
Каковы основные составляющие «Я-концепции»?
Охарактеризуйте каждую из них.