Цели:
- Формирование у учащихся представления о
семье, как о людях, которые любят друг друга,
заботятся друг о друге;
- Развивать у учащихся умение
самостоятельно добывать знания из различных
источников информации, перерабатывать их и
творчески применять в конкретной ситуации;
развивать умение анализировать, обобщать, делать
выводы, выступать перед аудиторией.
- Воспитание у учащихся чувства любви и
уважения к родителям, гордости за свою семью;
толерантность к чужому мнению, способности
работать в коллективе.
Задачи:
- Обобщить, расширить и углубить знания учащихся
по теме;
- Рассмотреть права и обязанности членов семьи;
- Показать ценность семьи, как связующего звена,
соединяющего наше прошлое и настоящее.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, ножницы, клей,
карандаши, листы белой бумаги, магниты, разные
глянцевые журналы, магнитофон, записи
релаксационной музыки, жетоны, выставка работ
учащихся "Родословное древо”.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся и гостей, создание
положительной мотивации на учебное занятие
(любой ответ фиксируется жетонами).
Учитель ОЗОЖ. Семья – самое главное в
жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и
родные люди, те, кого мы любим, с кого берем
пример, о ком заботимся, кому желаем добра и
счастья. Именно в семье мы учимся любви,
ответственности, заботе и уважению.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о семье,
итак Семья – это …?
На этот вопрос мы с вами попытаемся получить
ответ в конце урока.
2. Упражнение "Солнышко”
– Давайте заглянем на страницы семейного
альбома. (Слайд-шоу.) По окончании просмотра
назовите несколько прилагательных, которые
характеризуют семью.
3. Функции семьи
Сущность семьи отражается в ее функциях, в
структуре и в ролевом поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются:
хозяйственная, воспитательная и психологическая
.Функции семьи – сфера жизнедеятельности семьи,
непосредственно связанная с удовлетворением
определенных потребностей ее членов.
Воспитательная функция семьи. Семья учит
ребенка жить среди людей. Но этими мерами не
ограничивается ее воспитательная функция. В
семье он познает и осваивает нравственные нормы,
здесь же у него вырабатываются первичные навыки
и образцы поведения, шлифуются индивидуальные
нравственно-психологические черты, особенности.
Да и фундамент физического здоровья и развития
закладывается в семье. Это происходит, прежде
всего, благодаря воспитательной деятельности
семьи, то есть целенаправленному воздействию на
ребенка с целью привития ему определенных
заранее заданных качеств с учетом требований
общества. Воспитание осуществляется в процессе
повседневного общения ребенка с членами семьи,
родственниками, всеми людьми, с которыми семья
поддерживает постоянные отношения.
Хозяйственная функция семьи охватывает
различные аспекты семейных отношений. Это
ведение домашнего хозяйства, соблюдение
домашнего бюджета, управление семьей.
Хозяйственная функция состоит в экономической
поддержке несовершеннолетних и
нетрудоспособных членов семьи, обеспечении
материальных условий жизни семьи, ведение
домашнего и личного хозяйства, поддержание
определенного порядка в жилище, приготовление
пищи, приобретение и ремонт одежды, обувь.
Психологическую функцию семьи обозначаются
как "функцию психотерапии”. Семья способна
одновременно обеспечивать своим членам чувство
безопасности ("убежище”), психологическую
поддержку и защиту, спасается от стрессов и
перегрузок, возникающих при контактах с внешним
миром. Семья – это сфера абсолютной
защищенности, абсолютного принятия человека, вне
зависимости от его талантов, жизненных успехов,
финансового положения и т.д. Выражение "мой дом
– моя крепость” хорошо выражает мысль, что
здоровая, неконфликтная семья – наиболее
надежная опора, наилучшее убежище, где человек
может укрыться от всех поползновений далеко не
дружелюбного внешнего мира, разрядить свои
отрицательные эмоции.
4. Упражнение "Коллаж”
(Работает педагог-психолог.)
Работа в группах. (Звучит релаксационная
музыка.)
Составление из предложенных материалов
коллажей "Типичная женщина” и "Типичный
мужчина”. Представление своих творений.
Вопрос: Бывают ли в жизни люди, которые
подходят под описание "типичных” мужчин и
женщин?
5. Родословное древо
Родословное Древо – это самый известный и
понятный документ, описывающий родословную
человека. Любому человеку хочется ощутить себя
не просто отдельной личностью, а частью рода,
связывающего с поколениями наших предков.
Каждому хочется узнать родословную семьи,
увидеть семейное древо, соединяющее через века
наше прошлое и настоящее.
Мы предлагаем несколько вариантов Вашего
Родословного Древа.
Представление работ учащихся.
6. Упражнение "Мои права”
Ребятам предлагается поработать в тетрадях.
Под заголовком "Мои права” необходимо
перечислить собственные права, которыми бы
подростку хотелось обладать в рамках своей
семьи. Можно перечислять любые желательные
права, не задумываясь о том, что в реальности
позволят родители, а что – нет.
Вопрос: Что такое партнерские отношения
в семье?
Исправление заголовка "Мои права” на "Права
моих родителей” и анализ получившегося.
Мое отношение к результатам упражнения "Мои
права”
Составление реалистичного списка прав и
обязанностей.
7. Качества идеальной семьи
Ребятам предлагается назвать качества,
которыми обладает идеальная семья.
Вопрос: Существует ли идеальная семья?
Объясните свой ответ.
8. Определение счастливой семьи
Учащиеся формулируют определение семьи, с
учетом полученной на уроке информации.
Вывод:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
9. Релаксация
(Слайд 8)
10. Домашнее задание
Написать мини-сочинение "Моя семья”
11. Оценка деятельности учащихся
Выставляются оценки.
Преподаватель благодарит учащихся за
плодотворный труд. |