Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 05:59:05
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Способности, интеллект. Урок в 11 классе
10.05.2011, 13:41:40

Цель: дать учащимся представление о способностях; рассмот­реть факторы, влияющие на развитие способностей; познакомить с по­нятиями «интеллект», «когнитивные стили», теориями интеллекта и способами его измерения.

Ход работы

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое способности и интеллект, и попытаемся определить их роль в жизнедеятельности человека.

Каждому из вас знакомы такие слова, как способности, способ­ный. Что же такое способности?

1. Способности. Два ученика отвечают на уроке примерно оди­наково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. «У них разные способности, - объясняет он.

Второй учащийся мог бы ответить несравненно лучше». Способности -это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.

Как уже было сказано, способности к знаниям и умениям не сво­дятся. Они выступают как некоторая возможность. А вот превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет органи­зована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся; приложит ли сам человек соответствующие усилия. Напри­мер, имеющиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчи­вость, проявленная педагогом, и ребенком, хорошее состояние здо­ровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других усло­вий, без которых способности могут угаснуть, так и не развившись.

- В каких случаях человек с менее выраженными способностями к какой-либо деятельности может превзойти человека с более ярко выраженными способностями?

2. Условия развития способностей. Итак, для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд. Без упорного труда нельзя развить никакую способность, даже если чело­век обладает самыми блестящими задатками. Д.И. Менделеев писал: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он про­являет к ней. И, наоборот, отношение к работе как к повинности при­водит к постепенному угасанию имеющихся способностей. Следова­тельно, никогда нельзя позволять себе делать что-то «спустя рукава».

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо слож­ную деятельность. Так же как и способности, талант представляет собой возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. «Гений - это один процент вдохновения и девя­носто девять процентов пота», - любил говорить Эдисон. Поверим ему, человеку высокого творческого труда.

Как вы уже поняли, даже очень одаренные, талантливые дети без активной поддержки взрослых не могут достичь впечатляющих результатов, поэтому очень важно, чтобы родители заметили необыч­ные способности своих детей вовремя и создали условия для их полно­го развития. Ни в коем случае нельзя пытаться погасить природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Придет время - выберет сам, недаром говорят: «Талантливый человек талантлив во всем».

- Как вы думаете, что такое интеллект?

3. Интеллект, ум и способности. Хотя в жизни мы часто опе­рируем этим понятием, ученые много лет бьются над разрешением за­гадки: что представляет собой интеллект человека? У. Эстерс отметил: «Понятие интеллекта всегда являлось источником парадоксов. Каза­лось бы, это одно из наиболее очевидных понятий психологии, но в то же время и одно из наиболее неуловимых».

Мы увидим с вами дальше, что житейское отождествление поня­тий «интеллект» и «ум» не всегда правильно. В жизни умным часто называют человека, который свободно ориентируется в ситуации, легко адаптируется, хотя и не имеет большого запаса знаний, не отличается способностями к установлению закономерностей. И наоборот: ученый, сделавший научное открытие мировой значимости, может быть совсем не приспособленным к жизни.

Способность человека адаптироваться к окружающей среде в последние годы принято называть социальным интеллектом, который имеет неоднозначные связи с интеллектом как способностью решать сложные абстрактные задачи. Итак, это один из парадоксов, которыми изобилует история развития теории интеллекта.

В общем виде можно дать такое определение: интеллект - это относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечи­вающие переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку. С психологической точки зрения, назначение интеллекта - соз­давать порядок из хаоса на основе приведения в определенную систему сигналов из окружающей среды, а также согласование своих индиви­дуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

4. Измерение интеллекта. Коэффициент интеллекта. Развитие взглядов на сущность интеллекта в истории психологии связано с применением тестирования как способа измерить умственные способ­ности человека. Французский врач и психолог Альфред Бине в начале нашего века разработал тесты для исследования способностей детей к обучению в школе. Им было введено понятие умственный возраст, который может не совпадать с хронологическим. Дальнейшее совер­шенствование этих тестов американскими учеными привело к тому, что в 1916 году В. Штерном в качестве показателя умственных способностей был предложен коэффициент интеллектуальности (10).

В настоящее время для измерения интеллекта продолжают ис­пользоваться батареи тестов Стэнфорд - Бине и тест Векслера. Тест Векслера, например, состоит из десяти заданий, результаты выполне­ния которых оцениваются в баллах. Ряд этих заданий представляют собой вопросы, которые призваны выявить умение испытуемого понимать словесные конструкции, оперировать понятиями (например, «Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?»). Эти тес­ты называются вербальными (словесными). Другие тесты представле­ны в несловесной форме (например, сложить из кубиков картинку по образцу) и называются невербальными.

Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобре­ценные индивидом способности, а невербальный интеллект - его при­родные психофизиологические возможности. Действительно, первый гораздо выше у детей, развитию которых в семье уделяют много вни­мания; дети же, растущие в интернатах, часто имеют сниженный пока­затель вербального интеллекта, хотя их невербальный интеллект может соответствовать норме и даже быть выше среднего.

После выполнения тестов полученная испытуемым суммарная Оценка переводится по специальным таблицам (с учетом возраста испытуемого) в коэффициент интеллекта. Теоретически 10 может варьи­роваться от О до 200 условных единиц. Статистический характер «нахождения 10 обусловливает его нормальное распределение в популяции людей.

Вы видите, что ученые включали в понятие интеллекта и память, и мышление, и накопленные знания. Но, пожалуй, самое главное - это способность оперировать информацией, упорядочивать ее в определен­ные схемы и структуры. В последние десятилетия выявилось, что люди различаются по способам переработки и кодирования информации. В исследовании интеллекта выделилось направление, получившее название когнитивные стили, которые определяют индивидуальные особен­ности в переработке информации.

Среди них такой стиль, как полезависимость — поленезависи-мость. Американский ученый Виткин поставил эксперимент, извест­ный под названием «стержень-рамка». В затемненной комнате нахо­дился металлический стержень, помещенный внутри рамки. И стер­жень, и рамка могли менять свое положение. Испытуемым предла­галось, сидя на меняющем свое положение кресле, манипулировать рычагами так, чтобы рамка и стержень оказались перпендикулярны друг другу. Выявилось, что одни люди выполняли эту задачу, мани­пулируя рамкой, а другие - стержнем. Первые были названы полезави-симыми, а другие - поленезависимыми. В дальнейшем было установ­лено, что полезависимые люди обычно полагаются на чей-то автори­тет, любят совместные виды деятельности, ориентируются больше на эмоции, чем на логику. Поленезависимые, наоборот, стремятся при­нимать решения, исходя из своего собственного мнения, легче абстра­гируются от сопутствующих деталей, менее подвержены влиянию эмо­ций при восприятии информации.

Однако в последние годы ученые приходят к выводу, что далеко не всегда измерение интеллекта с помощью тестов дает объективные данные. Например, ребенок в ситуации тестирования, которое проводится незнакомыми людьми, может теряться и не ответить на вопросы теста, хотя знает ответ. Отсутствие же ответов будет снижать общий балл и в конечном итоге приведет к вычислению коэффициента интеллекта, который не от­ражает реальную картину. Многие из тестов выпол­няются в условиях ограниче­ния времени, что ставит в невыгодное положение мед­лительных людей, хотя они могут быть весьма успеш­ными при решении умствен­ных задач в комфортном для них темпе.

Обсуждение. Итак, давайте попробуем выяснить, что каждый из вас вкладывает в понятие «интеллект». Вы видели, что даже ученые, посвятившие исследованию этого феномена многие годы, не могут .пока прийти к общему мнению.

Преподаватель записывает на доске определения, которые предлагают учащиеся.

Вопрос к учащимся: Кто чаще становится лидером - полезависимые или поленезависимые люди?

Стиль импульсивность-рефлексивность характеризует особен­ности интеллектуальной деятельности в ситуации принятия решений в условиях неопределенности. Импульсивные люди склонны быстро реа­гировать на проблемную ситуацию, решения принимаются ими без тщательного продумывания. Рефлексивные, наоборот, реагируют мед­ленно, решения принимают на основе тщательного обдумывания и проработки различных вариантов ответов.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, кто в школе более успе­шен -рефлексивные или импульсивные учащиеся? Почему?

Интересную информацию дает знание такого когнитивного стиля, как «когнитивная простота - сложность». Этот стиль характе­ризует разработанность, расчлененность восприятия, степень способ­ности видеть в объектах и явлениях разнообразные связи, детали, от­ношения. Когнитивно сложные индивиды способны тонко дифферен­цировать нюансы, воспринимать мир как сложное целое, состоящее из противоречий. Для когнитивно простых мир состоит из полярностей, таких, как: добрый-злой, хороший - плохой.

Они слабо улавливают тонкие различия, стремятся к однозначности. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, для кого из персонажей романа Достоевского - Ивана Карамазова или Алеши  Карамазова - характерна когнитивная простота, а для кого - когнитивная сложность? Выделены  и другие   когнитивные  стили,   назовем   еще  один:

аналитичность - синтетичность. Этот параметр позволяет различать людей по их склонности воспринимать ситуацию, вычленяя в ней отдельные детали (аналитичность) или, наоборот, ориентироваться на целостную, обобщенную картину (синтетичность).

5. Развитие взглядов на природу интеллекта. Различные теории интеллекта стали появляться в начале века, отражая разные подходы в поисках ответа на вопрос: что же представляют собой умственные способности человека?

Английский ученый Чарльз Спирмен в 1904 году предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяется двумя кри­териями: неким общим фактором и фактором, специфическим для дан­ной деятельности. Первый фактор он назвал генеральным фактором «С», который определил как общую способность, или «общую умст­венную энергию». По мнению Спирмена, этой энергией наделены все люди и от нее зависит успех выполнения любой деятельности. Позднее выявилось, что этот фактор соответствует обучаемости.

Американский ученый Терстоун в 20 - 30-х годах выделил в структуре интеллекта 12 «первичных умственных способностей, или потенций». К ним были отнесены: счетная способность (способность оперировать числами и выполнять арифметические действия); словесная гибкость (легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова); способность понимать устную и письменную речь; память; способность к рассуждению; быстрота восприятия сходств или различий между предметами или их изображениями и др.

Р. Кэттел выделил два компонента интеллекта: «кристаллизо­ванный интеллект» и «текучий интеллект». Первый - это результат образования и различных культурных влияний. Его функция состоит в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интеллект ха­рактеризует биологические возможности нервной системы. Его основ­ная функция - быстро и точно обрабатывать текущую информацию.

Джордж Гилфорд предложил знаменитую трехмерную модель интел­лекта. В этой структурной модели сделана попытка описать три сто­роны интеллектуальной деятельности: тип выполняемой умственной операции (узнавание, оценка, запоминание); содержание или вид инфор­мации, с которой проводятся операции (изображения, символы, слова, поведение), и формы или разновидности конечного продукта (классифика­ция, трансформация, манипуляция с единичными объектами и т.д.).

6. Что думать или как думать? Таким образом, в интеллекте выделяется способность к обучению, специальные способности, стиль переработки информации и ее структурирования. Сумма знаний, кото­рыми обладает человек, еще не говорит о его высоком интеллекте. В школе встречаются ученики, чьи учебные достижения далеко не явля­ются оценкой их интеллектуальных способностей. К сожалению, в школе более ценится усидчивость, формальное накопление знаний и их репродуктивное воспроизведение. Приведу вам известное изречение Лихтенштейна: «Было бы лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а как думать». Развитие способности к эффективному структу­рированию опыта превращает индивидуальный интеллект в своего рода безразмерную губку, готовую впитывать любую информацию и удобную для пользования.

Способность к творчеству, к изобретению нового также отно­сится к интеллектуальным функциям. О том, каковы соотношения интеллекта и творческих способностей, мы поговорим с вами на сле­дующем уроке.

7. Факторы, влияющие на развитие интеллекта. Развитие интел­лекта зависит от врожденных факторов - генетически передающейся наследственности. Есть данные о том, что отрицательное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают: пожилой возраст родителей, неполноценное питание и определенные заболевания мате­ри во время беременности, употребление алкоголя и курение, злоупот­ребление антибиотиками.

Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контактах с окружающей средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Очень важное значение для интеллектуального развития имеют положительные эмоциональные контакты маленького ребенка с ма­терью или другим взрослым, ее заменяющим. Позже мы, вернемся к этому вопросу при изучении раздела «Возрастная психология».

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Какова роль способностей в процессе обучения человека? Какие условия  необходимы,  чтобы процесс  обучения  был ус­пешным?

Что такое интеллект?

Почему интеллект связан с адаптацией человека? Какие факторы влияют на развитие интеллекта? Что такое коэффициент интеллекта, и как он измеряется?

Опишите один из когнитивных стилей.

Желающим можно предложить определить коэффициент своего интеллекта с помощью тестов (Равена, 12-факторного теста Кэттела, Айзенка, III тур) после уроков в кабинете психолога.

Подведение итогов.
Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: конспект урока психологии, открытый урок, урок психологии, школьный психолог, учителю психологии, иду на урок, психология для детей
Просмотров: 3448 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0