Цель: дать учащимся представление о способностях;
рассмотреть факторы, влияющие на развитие способностей; познакомить с понятиями
«интеллект», «когнитивные стили», теориями интеллекта и способами его
измерения.
Ход работы
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое
способности и интеллект, и попытаемся определить их роль в жизнедеятельности
человека.
Каждому из вас знакомы такие слова, как способности,
способный. Что же такое способности?
1. Способности. Два ученика отвечают на уроке примерно
одинаково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит,
другим недоволен. «У них разные способности, - объясняет он.
Второй учащийся мог бы ответить несравненно лучше».
Способности -это такие психологические особенности человека, от которых зависит
успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию
этих знаний, умений и навыков не сводятся. Иногда человек, первоначально что-то
не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения
начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет
всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других,
способности.
Как уже было сказано, способности к знаниям и умениям
не сводятся. Они выступают как некоторая возможность. А вот превратится ли
возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий
входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе)
заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его
будут обучать, как будет организована деятельность, в которой эти умения и
навыки понадобятся и закрепятся; приложит ли сам человек соответствующие
усилия. Например, имеющиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере
не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это
произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная
педагогом, и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального
инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут
угаснуть, так и не развившись.
- В каких случаях человек с менее выраженными
способностями к какой-либо деятельности может превзойти человека с более ярко
выраженными способностями?
2. Условия развития способностей. Итак, для выявления
и развития способностей зачастую решающую роль играет труд. Без упорного труда
нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми
блестящими задатками. Д.И. Менделеев писал: «Нет без явно усиленного трудолюбия
ни талантов, ни гениев». При этом способности развиваются тем полнее и ярче,
чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес
он проявляет к ней. И, наоборот, отношение к работе как к повинности приводит
к постепенному угасанию имеющихся способностей. Следовательно, никогда нельзя
позволять себе делать что-то «спустя рукава».
Высшую ступень развития способностей называют
талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность
успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную
деятельность. Так же как и способности, талант представляет собой возможность
приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. «Гений -
это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота», - любил
говорить Эдисон. Поверим ему, человеку высокого творческого труда.
Как вы уже поняли, даже очень одаренные, талантливые
дети без активной поддержки взрослых не могут достичь впечатляющих результатов,
поэтому очень важно, чтобы родители заметили необычные способности своих детей
вовремя и создали условия для их полного развития. Ни в коем случае нельзя
пытаться погасить природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Придет
время - выберет сам, недаром говорят: «Талантливый человек талантлив во всем».
- Как вы думаете, что такое интеллект?
3. Интеллект, ум и способности. Хотя в жизни мы часто
оперируем этим понятием, ученые много лет бьются над разрешением загадки: что
представляет собой интеллект человека? У. Эстерс отметил: «Понятие интеллекта
всегда являлось источником парадоксов. Казалось бы, это одно из наиболее
очевидных понятий психологии, но в то же время и одно из наиболее неуловимых».
Мы увидим с вами дальше, что житейское отождествление
понятий «интеллект» и «ум» не всегда правильно. В жизни умным часто называют
человека, который свободно ориентируется в ситуации, легко адаптируется, хотя и
не имеет большого запаса знаний, не отличается способностями к установлению
закономерностей. И наоборот: ученый, сделавший научное открытие мировой
значимости, может быть совсем не приспособленным к жизни.
Способность человека адаптироваться к окружающей среде
в последние годы принято называть социальным интеллектом, который имеет
неоднозначные связи с интеллектом как способностью решать сложные абстрактные
задачи. Итак, это один из парадоксов, которыми изобилует история развития
теории интеллекта.
В общем виде можно дать такое определение: интеллект -
это относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные,
так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной
информации и ее осознанную оценку. С психологической точки зрения, назначение
интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в определенную
систему сигналов из окружающей среды, а также согласование своих индивидуальных
потребностей с объективными требованиями реальности.
4. Измерение интеллекта. Коэффициент интеллекта.
Развитие взглядов на сущность интеллекта в истории психологии связано с
применением тестирования как способа измерить умственные способности человека.
Французский врач и психолог Альфред Бине в начале нашего века разработал тесты
для исследования способностей детей к обучению в школе. Им было введено понятие
умственный возраст, который может не совпадать с хронологическим. Дальнейшее
совершенствование этих тестов американскими учеными привело к тому, что в 1916
году В. Штерном в качестве показателя умственных способностей был предложен
коэффициент интеллектуальности (10).
В настоящее время для измерения интеллекта продолжают
использоваться батареи тестов Стэнфорд - Бине и тест Векслера. Тест Векслера,
например, состоит из десяти заданий, результаты выполнения которых оцениваются
в баллах. Ряд этих заданий представляют собой вопросы, которые призваны выявить
умение испытуемого понимать словесные конструкции, оперировать понятиями
(например, «Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?»). Эти тесты
называются вербальными (словесными). Другие тесты представлены в несловесной
форме (например, сложить из кубиков картинку по образцу) и называются
невербальными.
Векслер считал, что вербальный интеллект отражает
приобреценные индивидом способности, а невербальный интеллект - его природные
психофизиологические возможности. Действительно, первый гораздо выше у детей,
развитию которых в семье уделяют много внимания; дети же, растущие в
интернатах, часто имеют сниженный показатель вербального интеллекта, хотя их
невербальный интеллект может соответствовать норме и даже быть выше среднего.
После выполнения тестов полученная испытуемым
суммарная Оценка переводится по специальным таблицам (с учетом возраста испытуемого)
в коэффициент интеллекта. Теоретически 10 может варьироваться от О до 200
условных единиц. Статистический характер «нахождения 10 обусловливает его
нормальное распределение в популяции людей.
Вы видите, что ученые включали в понятие интеллекта и
память, и мышление, и накопленные знания. Но, пожалуй, самое главное - это
способность оперировать информацией, упорядочивать ее в определенные схемы и
структуры. В последние десятилетия выявилось, что люди различаются по способам
переработки и кодирования информации. В исследовании интеллекта выделилось
направление, получившее название когнитивные стили, которые определяют индивидуальные
особенности в переработке информации.
Среди них такой стиль, как полезависимость —
поленезависи-мость. Американский ученый Виткин поставил эксперимент, известный
под названием «стержень-рамка». В затемненной комнате находился металлический
стержень, помещенный внутри рамки. И стержень, и рамка могли менять свое
положение. Испытуемым предлагалось, сидя на меняющем свое положение кресле,
манипулировать рычагами так, чтобы рамка и стержень оказались перпендикулярны
друг другу. Выявилось, что одни люди выполняли эту задачу, манипулируя рамкой,
а другие - стержнем. Первые были названы полезави-симыми, а другие -
поленезависимыми. В дальнейшем было установлено, что полезависимые люди обычно
полагаются на чей-то авторитет, любят совместные виды деятельности,
ориентируются больше на эмоции, чем на логику. Поленезависимые, наоборот,
стремятся принимать решения, исходя из своего собственного мнения, легче
абстрагируются от сопутствующих деталей, менее подвержены влиянию эмоций при
восприятии информации.
Однако в последние годы ученые приходят к выводу, что
далеко не всегда измерение интеллекта с помощью тестов дает объективные данные.
Например, ребенок в ситуации тестирования, которое проводится незнакомыми
людьми, может теряться и не ответить на вопросы теста, хотя знает ответ.
Отсутствие же ответов будет снижать общий балл и в конечном итоге приведет к
вычислению коэффициента интеллекта, который не отражает реальную картину.
Многие из тестов выполняются в условиях ограничения времени, что ставит в
невыгодное положение медлительных людей, хотя они могут быть весьма успешными
при решении умственных задач в комфортном для них темпе.
Обсуждение. Итак, давайте попробуем выяснить, что
каждый из вас вкладывает в понятие «интеллект». Вы видели, что даже ученые,
посвятившие исследованию этого феномена многие годы, не могут .пока прийти к
общему мнению.
Преподаватель записывает на доске определения, которые
предлагают учащиеся.
Вопрос к учащимся: Кто чаще становится лидером -
полезависимые или поленезависимые люди?
Стиль импульсивность-рефлексивность характеризует
особенности интеллектуальной деятельности в ситуации принятия решений в
условиях неопределенности. Импульсивные люди склонны быстро реагировать на
проблемную ситуацию, решения принимаются ими без тщательного продумывания. Рефлексивные,
наоборот, реагируют медленно, решения принимают на основе тщательного
обдумывания и проработки различных вариантов ответов.
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, кто в школе более
успешен -рефлексивные или импульсивные учащиеся? Почему?
Интересную информацию дает знание такого когнитивного
стиля, как «когнитивная простота - сложность». Этот стиль характеризует
разработанность, расчлененность восприятия, степень способности видеть в
объектах и явлениях разнообразные связи, детали, отношения. Когнитивно сложные
индивиды способны тонко дифференцировать нюансы, воспринимать мир как сложное
целое, состоящее из противоречий. Для когнитивно простых мир состоит из
полярностей, таких, как: добрый-злой, хороший - плохой.
Они слабо улавливают тонкие различия, стремятся к
однозначности. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, для кого из персонажей романа
Достоевского - Ивана Карамазова или АлешиКарамазова - характерна когнитивная простота, а для кого - когнитивная
сложность? Выделеныи другиекогнитивныестили,назовемещеодин:
аналитичность - синтетичность. Этот параметр позволяет
различать людей по их склонности воспринимать ситуацию, вычленяя в ней
отдельные детали (аналитичность) или, наоборот, ориентироваться на целостную,
обобщенную картину (синтетичность).
5. Развитие взглядов на природу интеллекта. Различные
теории интеллекта стали появляться в начале века, отражая разные подходы в
поисках ответа на вопрос: что же представляют собой умственные способности
человека?
Английский ученый Чарльз Спирмен в 1904 году
предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяется двумя критериями:
неким общим фактором и фактором, специфическим для данной деятельности. Первый
фактор он назвал генеральным фактором «С», который определил как общую способность,
или «общую умственную энергию». По мнению Спирмена, этой энергией наделены все
люди и от нее зависит успех выполнения любой деятельности. Позднее выявилось,
что этот фактор соответствует обучаемости.
Американский ученый Терстоун в 20 - 30-х годах выделил
в структуре интеллекта 12 «первичных умственных способностей, или потенций». К
ним были отнесены: счетная способность (способность оперировать числами и
выполнять арифметические действия); словесная гибкость (легкость, с которой
человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова); способность
понимать устную и письменную речь; память; способность к рассуждению; быстрота
восприятия сходств или различий между предметами или их изображениями и др.
Р. Кэттел выделил два компонента интеллекта:
«кристаллизованный интеллект» и «текучий интеллект». Первый - это результат
образования и различных культурных влияний. Его функция состоит в накоплении и
организации знаний и навыков. Текучий интеллект характеризует биологические
возможности нервной системы. Его основная функция - быстро и точно
обрабатывать текущую информацию.
Джордж Гилфорд предложил знаменитую трехмерную модель
интеллекта. В этой структурной модели сделана попытка описать три стороны
интеллектуальной деятельности: тип выполняемой умственной операции (узнавание,
оценка, запоминание); содержание или вид информации, с которой проводятся
операции (изображения, символы, слова, поведение), и формы или разновидности
конечного продукта (классификация, трансформация, манипуляция с единичными
объектами и т.д.).
6. Что думать или как думать? Таким образом, в
интеллекте выделяется способность к обучению, специальные способности, стиль
переработки информации и ее структурирования. Сумма знаний, которыми обладает
человек, еще не говорит о его высоком интеллекте. В школе встречаются ученики,
чьи учебные достижения далеко не являются оценкой их интеллектуальных
способностей. К сожалению, в школе более ценится усидчивость, формальное
накопление знаний и их репродуктивное воспроизведение. Приведу вам известное
изречение Лихтенштейна: «Было бы лучше, если бы людей учили не тому, что
думать, а как думать». Развитие способности к эффективному структурированию
опыта превращает индивидуальный интеллект в своего рода безразмерную губку,
готовую впитывать любую информацию и удобную для пользования.
Способность к творчеству, к изобретению нового также
относится к интеллектуальным функциям. О том, каковы соотношения интеллекта и
творческих способностей, мы поговорим с вами на следующем уроке.
7. Факторы, влияющие на развитие интеллекта. Развитие
интеллекта зависит от врожденных факторов - генетически передающейся
наследственности. Есть данные о том, что отрицательное влияние на
интеллектуальное развитие ребенка оказывают: пожилой возраст родителей,
неполноценное питание и определенные заболевания матери во время беременности,
употребление алкоголя и курение, злоупотребление антибиотиками.
Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок,
очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения
смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контактах с окружающей средой,
с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Очень важное значение для
интеллектуального развития имеют положительные эмоциональные контакты маленького
ребенка с матерью или другим взрослым, ее заменяющим. Позже мы, вернемся к
этому вопросу при изучении раздела «Возрастная психология».
Практическая работа. Закрепление пройденного материала
Какова роль способностей в процессе обучения человека?
Какие условиянеобходимы,чтобы процессобучениябыл успешным?
Что такое интеллект?
Почему интеллект связан с адаптацией человека? Какие
факторы влияют на развитие интеллекта? Что такое коэффициент интеллекта, и как
он измеряется?
Опишите один из когнитивных стилей.
Желающим можно предложить определить коэффициент
своего интеллекта с помощью тестов (Равена, 12-факторного теста Кэттела,
Айзенка, III тур) после уроков в кабинете
психолога.