Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:42:06
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Темперамент. (Изучается на двух уроках). Урок психологии в 11 классе
[ Скачать с сервера (49.7 Kb) ]10.05.2011, 13:08:08

Цель: познакомить учащихся с психодинамическими особенностями личности, понятием «темперамент», дать, представление об учении о типах нервной системы (школа И. П. Павлова) и истории развития учения о темпераментах; изучить характерные особенности четырех типов темперамента; углубить самопонимание, развить навыки самоанализа с помощью определения своего типа нервной системы и типа темперамента.

Ход работы

—Тема нашего урока - «Темперамент». Познакомившись с этой темой, вы сможете лучше понять, почему люди заметно отличаются друг от друга по особенностям поведения, впечатлительности, проявляемой энергии.

1. Психодинамические особенности и темперамент. На уроке, посвященном теме «Личность», мы. говорили с вами о том, что личность представляет собой уникальное образование, в котором сложно переплетены индивидуально-типические (врожденные, биологические особенности человека, в том числе свойства его нервной системы) и социальные влияния. Мы с вами отмечали, что личность - продукт общественных отношений, но возникает этот продукт на почве генетического наследства, и корни его составляют конституциональные, биологические, врожден­ные особенности, которые и являются основой темперамента.

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особен­ности психики. Под динамическими свойствами подразумевается, прежде всего, степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Так, один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие. Итак, индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики называется темпераментом человека.

2. Проявления темперамента в разных сферах психики. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности (т.е. область чувств).

Общая активность определяется интенсивностью и общим объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассмат­ривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.д.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темпе­рамента, сразу хотелось бы подчеркнуть, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные особенности, поэтому главные усилия должны быть направлены на разумное исполь­зование достоинств и нивелирование отрицательных сторон своего темперамента.

История развития представлений о темпераменте.

Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий.

Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представи­теля Гиппократа (V в. до н. э.) считала, что состояние организма зави­сит, главным образом, от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме (кровь, лимфа, желчь). Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, обозначили про­порцию в смешении этих соков латинским словом 1еТрегаТеп1ит, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила рас­пространение мысль о том, что психические особенности людей зави­сят от темперамента, т. е. от пропорции, в которой смешаны в орга­низме человека основные «соки». Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.

Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобла­данием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от лат. слова «сангвис» - кровь); смешение, при котором преобладает лимфа, -флегматическим темпераментом (от греч. слова «флегма» - слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпера­ментом (ОТ греч. слова «холэ»'- желчь) и, наконец, смешение с преоб­ладанием черной желчи - меланхолическим темпераментом (от греч. слова «мелайна холэ» - черная желчь).

Учение об органической основе темперамента, созданное античной наукой, представляет сейчас лишь исторический интерес. Однако в науку прочно вошел термин «темперамент», и до наших дней сохранило значение деление людей в зависимости от их темперамента на четыре типа.

3. Учение о типах нервной системы. Уже в наше время ряд отечественных ученых (И.П. Павлов, Д.М.Теплов, В.Д. Небылицын и др.) задались вопросом о том, в чем же состоит физиологическая ос­нова темперамента. Ими было выдвинуто учение о типах нервной сис­темы, или свойствах нервной системы. И. П. Павлов и его сотрудники на основе многочисленных экспериментов на собаках выявили не­сколько основных типов нервной системы.

Сильный тип нервной системы способен выдерживать очень сильные раздражители,   работоспособен;   слабый тип   -  чувствитель­ный, восприимчивый, но плохо переносит большие нагрузки и при сверхсильных раздражителях (для человека это могут быть стрессы) склонен впадать в «запредельное торможение» (нервная система не выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя - как бы временно отключается, перестает реагировать). Кроме того, тип нервной системы может быть уравновешенный или неуравновешенный (например, когда человека трудно «вывести из себя» - это уравновешенный тип), а также подвижный или инертный (быстро или тяжело переключается с одного вида деятельности на другой). Инертность, трудность переключения еще называют ригидностью, в поведении это может сказаться как консер­ватизм, приверженность к одному и тому же порядку, педантизм.

В школе И.П.Павлова сформировалась идея о том, что тип нервной системы тесно связан с особенностями поведения, составляет основу темперамента человека.

Тест. «Теппинг-тест» Е.П. Ильина для ориентировочного выяв­ления типа своей нервной системы (прил. 7).

4. Типы темпераментов. Существует психологическая трактовка темпе­рамента: каждый из четырех названных выше типов темперамента опреде­ляется на основании некоторых характерных психологических особенностей.

Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиникам.

Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и на­строением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состоя­ний называют флегматиком.

Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с осо­бой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмо­циональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремитель­ными движениями называют холериком.

Человека впечатлительного, склонного к глубоким пережива­ниям, легко ранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенной речью называют меланхоликом.

- Вы все знакомы с произведением А. Дюма «Д' Артаньян и три мушкетера». Главные его герои - Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис. Как вы думаете, каков тип темперамента каждого из них? Обоснуйте ответ.

5. Экстраверсия - интроверсия. Знаменитый английский пси­холог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зави­симости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия — экстраверсия и эмоциональная стабильность - нейротизм.

Показатель «интроверсия - экстраверсия» характеризует инди­видуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия).

Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, стремление «быть среди людей», импульсивность, гибкость поведе­ния, большая инициативность и высокая социальная адаптированность.

Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу.

Показатель нейротизма характеризует человека со стороны эмоциональней устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой .находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, прекрасной «адаптированностью, а на другом - нервозные, неустой­чивые и плохо адаптированные индивиды.

Практическая.работа. Закрепление пройденного материала

Поясните, пользуясь «кругом Айзенка», какие качества присущи каждому из типов темперамента, занимающих один из четырех квадратов (на рисунке, предъявляемом учащимся, качества отсутствуют).

Тест-опросник Г. Айзенка (прил. 8).

Итак, вы выяснили, какой тип темперамента характерен для каждого из вас. Подробная характеристика особенностей каждого типа будет дана на следующем уроке.

ПРИЛОЖЕНИЯ 7 и 8 скачивайте вверху страницы

Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: конспект урока психологии, открытый урок, урок психологии, школьный психолог, учителю психологии, иду на урок, психология для детей
Просмотров: 2255 | Загрузок: 396 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0