Цель: познакомить учащихся с психодинамическими
особенностями личности, понятием «темперамент», дать, представление об учении о
типах нервной системы (школа И. П. Павлова) и истории развития учения о
темпераментах; изучить характерные особенности четырех типов темперамента;
углубить самопонимание, развить навыки самоанализа с помощью определения своего
типа нервной системы и типа темперамента.
Ход работы
—Тема нашего урока - «Темперамент». Познакомившись с
этой темой, вы сможете лучше понять, почему люди заметно отличаются друг от
друга по особенностям поведения, впечатлительности, проявляемой энергии.
1. Психодинамические особенности и темперамент. На
уроке, посвященном теме «Личность», мы. говорили с вами о том, что личность
представляет собой уникальное образование, в котором сложно переплетены
индивидуально-типические (врожденные, биологические особенности человека, в том
числе свойства его нервной системы) и социальные влияния. Мы с вами отмечали,
что личность - продукт общественных отношений, но возникает этот продукт на
почве генетического наследства, и корни его составляют конституциональные,
биологические, врожденные особенности, которые и являются основой
темперамента.
В индивидуально-психологических различиях между людьми
существенное место занимают так называемые динамические особенности психики.
Под динамическими свойствами подразумевается, прежде всего, степень
интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость
их протекания. Так, один человек склонен к медлительности, другой - к
торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому -
хладнокровие. Итак, индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная
совокупность динамических проявлений психики называется темпераментом человека.
2. Проявления темперамента в разных сферах психики.
Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности
моторной сферы и свойства эмоциональности (т.е. область чувств).
Общая активность определяется интенсивностью и общим
объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной.
По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным,
инициативным, активным, стремительным.
Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать
как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и
общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении
темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность,
импульсивность и т.д.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов
темперамента, сразу хотелось бы подчеркнуть, что нет лучших или худших
темпераментов - каждый из них имеет свои положительные особенности, поэтому главные
усилия должны быть направлены на разумное использование достоинств и
нивелирование отрицательных сторон своего темперамента.
История развития представлений о темпераменте.
Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной
науки на природу индивидуально-психологических различий.
Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее
представителя Гиппократа (V в. до н. э.) считала, что состояние организма зависит,
главным образом, от количественного соотношения «соков», или жидкостей,
имеющихся в организме (кровь, лимфа, желчь). Римские врачи, работавшие
несколькими столетиями позже, обозначили пропорцию в смешении этих соков
латинским словом 1еТрегаТеп1ит, что означает «надлежащее соотношение частей»,
от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке
получила распространение мысль о том, что психические особенности людей зависят
от темперамента, т. е. от пропорции, в которой смешаны в организме человека
основные «соки». Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.
Смешение жидкостей в организме, характеризующееся
преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от лат. слова
«сангвис» - кровь); смешение, при котором преобладает лимфа, -флегматическим
темпераментом (от греч. слова «флегма» - слизь); смешение с преобладанием
желтой желчи — холерическим темпераментом (ОТ греч. слова «холэ»'- желчь) и,
наконец, смешение с преобладанием черной желчи - меланхолическим темпераментом
(от греч. слова «мелайна холэ» - черная желчь).
Учение об органической основе темперамента, созданное
античной наукой, представляет сейчас лишь исторический интерес. Однако в науку
прочно вошел термин «темперамент», и до наших дней сохранило значение деление
людей в зависимости от их темперамента на четыре типа.
3. Учение о типах нервной системы. Уже в наше время
ряд отечественных ученых (И.П. Павлов, Д.М.Теплов, В.Д. Небылицын и др.)
задались вопросом о том, в чем же состоит физиологическая основа темперамента.
Ими было выдвинуто учение о типах нервной системы, или свойствах нервной
системы. И. П. Павлов и его сотрудники на основе многочисленных экспериментов
на собаках выявили несколько основных типов нервной системы.
Сильный тип нервной системы способен выдерживать очень
сильные раздражители,работоспособен;слабый тип-чувствительный, восприимчивый, но плохо переносит большие нагрузки и
при сверхсильных раздражителях (для человека это могут быть стрессы) склонен
впадать в «запредельное торможение» (нервная система не выдерживает нагрузки и
предохраняет сама себя - как бы временно отключается, перестает реагировать).
Кроме того, тип нервной системы может быть уравновешенный или неуравновешенный
(например, когда человека трудно «вывести из себя» - это уравновешенный тип), а
также подвижный или инертный (быстро или тяжело переключается с одного вида
деятельности на другой). Инертность, трудность переключения еще называют
ригидностью, в поведении это может сказаться как консерватизм, приверженность
к одному и тому же порядку, педантизм.
В школе И.П.Павлова сформировалась идея о том, что тип
нервной системы тесно связан с особенностями поведения, составляет основу
темперамента человека.
Тест. «Теппинг-тест» Е.П. Ильина для ориентировочного
выявления типа своей нервной системы (прил. 7).
4. Типы темпераментов. Существует психологическая
трактовка темперамента: каждый из четырех названных выше типов темперамента
определяется на основании некоторых характерных психологических особенностей.
Человека с заметной психической активностью, быстро
отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений,
сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с
выразительной мимикой и движениями называют сангвиникам.
Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением,
с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым
внешним выражением душевных состояний называют флегматиком.
Человека очень энергичного, способного отдаваться делу
с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным
вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют
холериком.
Человека впечатлительного, склонного к глубоким
переживаниям, легко ранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со
сдержанными движениями и приглушенной речью называют меланхоликом.
- Вы все знакомы с произведением А. Дюма «Д' Артаньян
и три мушкетера». Главные его герои - Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис. Как вы
думаете, каков тип темперамента каждого из них? Обоснуйте ответ.
5. Экстраверсия - интроверсия. Знаменитый английский
психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от
соотношения таких свойств личности, как интроверсия — экстраверсия и
эмоциональная стабильность - нейротизм.
Показатель «интроверсия - экстраверсия» характеризует
индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов
(экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия).
Принято считать, что экстравертам свойственны
общительность, стремление «быть среди людей», импульсивность, гибкость поведения,
большая инициативность и высокая социальная адаптированность.
Интровертам присущи: необщительность, уход в себя,
богатый внутренний мир, социальная пассивность (при достаточно большой
настойчивости), склонность к самоанализу.
Показатель нейротизма характеризует человека со
стороны эмоциональней устойчивости (стабильности). Показатель этот также
биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой .находятся люди,
характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, прекрасной
«адаптированностью, а на другом - нервозные, неустойчивые и плохо
адаптированные индивиды.
Практическая.работа. Закрепление пройденного материала
Поясните, пользуясь «кругом Айзенка», какие качества
присущи каждому из типов темперамента, занимающих один из четырех квадратов (на
рисунке, предъявляемом учащимся, качества отсутствуют).
Тест-опросник Г. Айзенка (прил. 8).
Итак, вы выяснили, какой тип темперамента характерен
для каждого из вас. Подробная характеристика особенностей каждого типа будет
дана на следующем уроке.