ЦЕЛИ:
- Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.
- Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь
детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Предоставить учащимся рекомендации для
установления, сохранения и поддержания
дружеских взаимоотношений.
- Способствовать формированию навыков
конструктивного взаимодействия в группе.
- Способствовать преодолению барьеров в общении.
Совершенствовать навыки общения.
- Повысить самооценку детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Анализ учащимися своих отношений с окружающими
людьми, корректировка и введение новизны в эти
отношения.
- Осознание школьниками важности и необходимости
дружеских взаимоотношений.
МАТЕРИАЛЫ:
- Мяч или игрушка.
- Поговорки и пословицы о дружбе.
- Кодекс дружбы.
- Листы бумаги, ручки или карандаши.
- Материалы к упражнению "Что важно для дружбы?”
Беседа рассчитана на 3 урока по 1 разу в неделю.
Возможно проведение на классных часах. В беседе
участвует весь класс без предварительной
подготовки.
ХОД БЕСЕДЫ
Знакомство
Короткий рассказ о целях беседы, о особенностях
предстоящих встреч. Постановка проблемы.
Упражнение "Что я больше всего люблю
делать и чему хотел бы научиться”
Цели:
- Создание в группе доверительных отношений.
- Формирование у детей положительного отношения
друг к другу.
- Повышение самооценки детей.
Задача: Предоставить учащимся
возможность ближе познакомиться друг с другом.
"В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из
Вас – интересный человек, интересная личность,
каждый вносит свой вклад в дела класса, во
внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч
(или игрушку) друг другу, назовите своё имя и
расскажите немного о том, что каждый из Вас любит
делать и что у Вас лучше всего получается. И
скажите так же о том, чему Вы бы хотели
научиться”.
Обсуждение по теме занятия
Вопрос: Что такое дружба?
"Дружба” (словарь) – это близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов.
"Дружба” (словарь) – отношение самоценное,
само по себе являющееся благом, так как друзья
помогают друг другу бескорыстно.
"Дружба” (словарь) –
индивидуально-избирательна и основана на
взаимной симпатии.
Известно, что друзья могут быть постоянные или
временные. Временных друзей мы называем
приятелями.
Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?
Сколько у человека может быть настоящих друзей?
! Проведённые социологические исследования
показали, что люди, которые утверждали, что имеют
много друзей, в сложной, критической ситуации
оставались либо сами с собой, либо с близкими
родственниками. А люди, которые утверждали, что
друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у
них поддержку и понимание. Таким образом, можно
сказать, что настоящих друзей всегда не так
много. Но у любого человека обязательно должны
быть не только друзья, но и приятели.
Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не
придаст, не подведёт, способен поддержать нас в
трудную минуту, посочувствовать нам и помочь.
Другу мы можем доверить все свои откровения.
Человек в течение своей жизни приобретает и, к
сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных
ситуаций. Дружба доставляет нам много радости.
Дружеские отношения могут изменяться по мере
того, как мы сами растём и изменяемся.
Вопрос: Кто же такой друг? Какими
качествами в идеале он должен обладать?
Упражнение "Мой идеальный друг”
Цель: осознание учащимися тех
качеств, которые ценятся в дружбе.
Задача: самоанализ учащимися своих
взглядов на качества, необходимые в дружбе.
Учащимся предлагается в группах написать те
качества, которые необходимы другу. "Друг – это
тот, кто…”
Совместное обсуждение результатов.
Дискуссия по кругу
Вопросы:
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том,
что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты
думаешь, что именно он (она) сказал бы?
- А если бы этого человека попросили сказать о
том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о
чём он сказал бы?
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Что может помешать дружбе?
Знакомство с кодексом дружбы (правилами
дружбы).
Кодекс дружбы, разработанный
отечественными социологами и психологами:
- Всё проверяется временем, годами! Если с Вами
рядом есть человек, с которым Вы общаетесь
регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у
Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие
взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда
можете обратиться к нему со своими вопросами и
проблемами и точно знаете, что отказа не будет –
это значит, что у Вас есть друг!
- Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её!
Знайте, что поссориться всегда просто, а
помириться и простить – очень тяжело. Лучше
обсудить, чем поругаться.
- Никогда не сравнивайте своего нового друга с
другими или прежними друзьями! Если Вы делаете
это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А
недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие
– коней дружбы.
- Помните, что все люди разные! У каждого свои
достоинства и недостатки. Не старайтесь
переделать своего друга – это нечестно по
отношению к нему.
- Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас
требуется понимание, внимательность по
отношению к Вашему другу.
- Не поступайте с другом так, как не хотели бы,
чтобы поступали с Вами.
- Дружба предполагает доверие и искренность.
Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните
поговорку: "Как аукнется, так и откликнется”.
Человек всегда за подозрительность получает
подозрительность, за ложь – ложь, за открытость
– открытость.
Кодекс дружбы, разработанный
европейскими психологами и социологами:
- Делитесь новостями о своих успехах.
- Высказывайте эмоциональную поддержку.
- Добровольно помогайте в случае нужды.
- Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем
обществе.
- Возвращайте долги и оказанные услуги.
- Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
- Защищать друга в его отсутствие.
- Быть терпимым к остальным его друзьям.
- Не критиковать друга публично.
- Сохранять доверенные тайны.
- Не ревновать и не критиковать прочие личные
отношения друга
- Не быть назойливым, не поучать.
- Уважать внутренний мир и автономию друга.
Вопросы:
- Что общего между этими двумя кодексами дружбы?
Чем они отличаются?
- Как Вы думаете, какие правила соблюдать
особенно важно для укрепления и сохранения
дружбы?
- Как Вы думаете несоблюдение каких правил
может привести к распаду дружеских отношений?
Обсуждение высказываний, пословиц и
ситуаций
1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи,
часто читал их друзьям по телефону в любое время
дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в
очередной раз среди ночи телефонным звонком,
упрекнул его: "А ты знаешь, который час?”
"Дружба – понятие круглосуточное!”, - ответил
Светлов.
2. Ходжу Насреддина однажды спросили: "Ты
можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом
городе?”
"Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не
могу, потому что у меня в этом году выдался
хороший урожай, живу в достатке. А друзья
познаются в беде.”
3. Восточного мудреца спросили: "Почему друзья
легко превращаются во врагов, в то время как
враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он
ответил: "Разрушить дом легче, чем его построить,
разбить сосуд проще, чем его починить, истратить
деньги легче, чем их приобрести”.
Упражнение "Что Важно для дружбы?”
Цели:
- закрепление полученных знаний о дружбе,
- формирование новых отношений с окружающими
людьми
Задача: расширить свои
представления о дружеских взаимоотношениях.
Проранжируйте в порядке значимости для Вас
следующие высказывания. Что важно для дружбы:
- Давать друг другу списывать контрольные работы
и домашние задания.
- Защищать друг друга от обидчиков.
- Придумывать вместе интересные игры.
- Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
- Угощать друг друга сладостями.
- Уметь сказать друг другу правду, даже если она
не очень приятна.
- Уметь уступать друг другу.
- Часто ходить друг к другу в гости.
- Говорить друг другу всегда только приятные
слова.
- Уметь делиться новостями.
- Помогать друг другу.
- Уметь слушать друг друга и понимать.
- Уметь относиться терпимо к другим друзьям
своего друга.
- Не ссориться друг с другом по пустякам.
- Искренне радоваться успехам друг друга.
Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень
часто от ребят можно услышать следующие фразы:
"У меня нет настоящего друга”, "Не могу найти
друзей”, "Мне сложно дружить” и так далее?
Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но
хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это
друзья детства, школы. В школе проще найти
человека, с которым Вам будет интересно вместе, с
которым у Вас будут общие планы, общие взгляды,
общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче
понять друг друга.
Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения
дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что
возрастных ограничений нет. Но всё же
большинство людей придерживаются мнения, что
друг должен быть одного возраста или на немного
старше или младше Вас самих.
В заключение несколько полезных советов:
- Не будьте слишком критичны по отношению к
окружающим Вас людям. Для установления отношений
очень важно, какое Вы сами производите
впечатление на окружающих людей. Люди всегда
видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь
общаться. Общение – это целое искусство!
Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте
критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если
вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны –
вы привлекательны для окружающих.
- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди
имели основание относиться к Вам с уважением,
видели в Вас сильного и привлекательного
человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно.
Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о
ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про
себя. Это довольно сложно! Но получается, что если
мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется,
что о нас так же все думают только хорошее.
- Стройте своё отношение и общение с другими
"на равных”, не задевайте того, что человеку
дорого: его стиль одежды, его увлечения, его
близких, его идеалы и ценности.
- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор
тот, который направлен на другого человека. Если
Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих,
то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
- Что касается советов, то они редко учат, но
часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы,
хотелось бы сказать, что их нужно давать только
тогда, когда вас об этом просят и только такие, за
которые Вам будут благодарны.
- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте
здороваться, не забывайте поздравлять людей с
праздниками, помните дни рождения окружающих вас
людей.
И тогда вас тоже обязательно заметят,
обязательно запомнят, будут дорожить Вашим
общением, будут ценить и уважать. И у каждого из
Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья,
которые помогут Вам в самых сложных жизненных
ситуациях.
- А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс
дружбы.
Особенности проведения беседы:
Беседу удобнее проводить, когда участники
сидят в кругу. Желательно оформить кабинет:
подготовить выставку книг по данной тематике, в
том числе художественную литературу, оформить
плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.
1. В конце каждого занятия обязательно
проводится обсуждение итогов. Обсуждаются
чувства участников группы. Учащиеся говорят о
том, что им понравилось или не понравилось, что
они узнали нового из беседы, что их удивило или
обрадовало, какие вопросы у них остались.
2. В конце каждого занятия даётся домашние
задание. Варианты домашних заданий:
- Написать рассказ о своём настоящем (или
придуманном) друге.
- Придумать и написать объявление: "Ищу друга”
(с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть
в друге).
- Придумать и написать (совместно со своими
друзьями) девиз дружбы.
- Взять интервью у родителей. Примерные вопросы:
Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас
настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете?
Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах
дружбы?
3. Занятие всегда начинается с какого либо
упражнения для разминки, которая направлена на
создание доверительных отношений между
участниками беседы. В разминке можно
использовать элементы психогимнастики или
упражнения. Примеры упражнений:
1. Психогимнастика: "Поменяйтесь местами
все те…”
Цель: развитие доверительной
атмосферы между учащимися.
Задача: сплотить группу.
Участники сидят в кругу, где не хватает одного
стула. Водящий находится в центре круга, даётся
команда: "сейчас поменяются местами все те, у
кого…”. Называется любой признак: цвет волос,
одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с
соседом слева и справа. Водящий должен успеть
сесть на освободившийся стул. Кто остался без
места, тот и водит.
2. Игровое упражнение: "Привет!”
Цель: развитие доверительных
отношений между учащимися.
Задача: сближение участников группы
друг с другом.
Участники начинают ходить по комнате. Им
предлагается поздороваться с каждым из группы за
руку и при этом сказать "Привет! Как твои дела?”.
Говорить нужно только эти слова и больше ничего.
Здороваясь с кем-либо из участников, можно
освободить свою руку только после того, как
другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё.
Имыми словами, необходимо быть непрерывно в
контакте с кем-либо из группы и поздороваться со
всеми членами группы.
Игру можно использовать и в конце занятия,
заменяя приветствие прощанием: "Спасибо!” или
"Спасибо, с тобой было так хорошо работать
сегодня”. |