Творческие способности. Креативность. Урок психологии в 11 классе
10.05.2011, 13:37:47
Цель: дать учащимся представление о творческих
способностях и креативности; соотношении креативности и интеллекта; отработать
приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие
креативности, преодоление стереотипности мышления.
Ход работы
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое
творчество, творческие способности.
Мы с вами говорили, что от способностей зависит
успешность приобретения знаний, умений и навыков. Как вы думаете, для чего
нужны человеку творческие способности?
1. Что такое творчество? Понять природу творческих
способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно.
Творчество - это деятельность человека, направленная
на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства,
техники, производства и организации. Творческий акт - это всегда прорыв в
неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые
возможности в развитии, - будь то собственное, личностное развитие человека,
развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта.
Творческому акту предшествует длительное накопление
соответствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навыках;
постановка задачи; проработка всех возможных ее решений. Накопление знаний и
опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда
имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными методами, при помощи
привычных и стереотипных операций мышления. Сам же творческий акт характеризуется
переходом количества всевозможных идей и подходов в их новое своеобразное
качество, которое и является истинным решением данной задачи. Помните
знаменитое «Эврика!» Архимеда? Открытие закона явилось ему как бы вдруг, когда
он принимал ванну. Но это был результат долгих сосредоточенных раздумий над
проблемой.
- Как вы думаете, всегда ли накопленный опыт
способствует созданию чего-то нового? В каких случаях это происходит, а когда
нет?
- Всякого ли человека с высоким интеллектом можно
назвать творческой личностью? Разные ли это понятия - умный и творческий
человек? В чем разница?
2. Творческие способности (креативность). Исследования
творческих способностей, интенсивно развернувшиеся в Америке в 60-х годах,
привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом
способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна.
Выделение универсальной творческой способности,
названной креативностью (от английского creativity-
дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда,
предложившего уже упоминавшуюся трехфакторную модель интеллекта. Гилфорд указал
на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление,
направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было
названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных
направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным
(расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным,
непредвиденным выводам и результатам.
Гилфорд выделилчетыре основных параметра креативности:
1) оригинальность - способность продуцировать
необычные ответы;
2) продуктивность - способность к генерированию
большого числа идей;
3) гибкость - способность к легкой переключаемости и
выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
4) способность усовершенствовать объект, добавляя
детали.
Кроме того, к креативности относится способность к
обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е.
способность к анализу и синтезу.
В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя
и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно
видеть и ставить проблемы.
3. Взаимосвязь между креативностью и интеллектом.
Некоторые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть
явление в иной, творческой перспективе. Другие утверждают, что неспособность
сознания быть творческим связана с тем, что оно логично и ограничено строго
упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение. Для развития
высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень
умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой
базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность
развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития
интеллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии
творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц),
проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими
знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано
со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для
спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться от того, что уже известно.
4. сущность креативности, сущность творческого акта,
творческих способностей различные исследователи раскрывают с разных сторон.
Рассмотрим ряд определений.
«Креативность - это способность привносить нечто новое
в опыт» (Баррон).
«Способность осознавать проблемы и противоречия»
(Торренс). , «Способность порождать оригинальные идеи в условиях постановки
новых проблем» (Баллах).
«Способность отказываться от стереотипных способов
мышления» (Гилфорд).
«Способность удивляться и познавать, умение находить
решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и
способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).
Есть и такое интересное определение: творчество - это
«способность думать около».
Один из наиболее известных исследователей творческих
способностей - американский ученый Поль Торренс - понимает под креативностью
способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях,
чуткость к дисгармонии и т.п. Он считает, что творческий акт делится на:
восприятие проблемы; поиск решения; возникновение и формулировку гипотез;
модификацию гипотез; нахождение результата.
Торренс является автором наиболее известного теста,
позволяющего определить уровень креативности человека, он также разработал программы,
с помощью которых можно развивать креативность.
5. Творческие способности и успешность. Мы с вами уже
говорили о том, что высокие способности к обучению и творческость далеко не
всегда совпадают. Неуспевающие учащиеся могут обладать высокими творческими
способностями, и наоборот.
По данным Торренса (1962 год) около 30% детей,
отчисляемых из школы за неспособность, неуспеваемость и даже глупость, составляют
дети, высоко творчески одаренные. Торренс провел длительные исследования,
проследив судьбу детей, которые проявляли высокие творческие способности.
Оказалось, что через 20 лет многие из них ничего не добились в жизни и
занимали низкий социальный статус («мусорщики»).
И здесь встают интересные вопросы о том, что
дают.человеку творческие способности. Всегда ли они востребованы? Что, кроме
творческих способностей, необходимо человеку для того, чтобы реализовать свой
творческий потенциал, сделать открытие, добиться чего-то в жизни, стать
успешным, принести пользу обществу?
6- Развитие творческих способностей. Творчество
стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к
ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации,
рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем.
Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым,
который увидел Периодическую таблицу химических элементов во сне. (Это не
значит, что, чем больше, спишь, тем больше шансов сделать открытие).
Творческие способности можно развивать. Особенно
эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленьт кими
детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску
правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут
развивать в себе творческие способности, креативность.
Это удобно делать в группе, когда высказываются
различные идеи - в виде «мозгового штурма». Кстати, на Западе этот метод успешно
применяется крупными фирмами в ситуациях кризиса, когда прежние способы работы
оказываются неэффективными. Собирается
Группа разработчиков, которые генерируют новые идеи.
На первом этапе ничего не критикуется. На втором - отбираются наиболее интересные
предложения. На третьем - проверяется возможность их применения.
История научных открытий изобилует примерами, когда,
казалось бы, совершенно дикая идея оказывалась наиболее плодотворной и вела к
открытиям новых фактов, изобретению более совершенных технологий и т. д.
В книге М. Ариста «Жизнь изобретений» приводится такой
пример. Инженер Шухов однажды после работы засиделся в своем кабинете. Он
наблюдал, как уборщица, стирая пыль, сняла тяжелый горшок сцветкомипереставилаегона
перевернутуювверх дном легкую мусорную
корзинку, сплетенную из ивовых прутьев.Это привлекло внимание инженера. Он подумал: «Почему такая хрупкая
корзина выдерживает такой большой груз?» И понял, что прутья образуют между
собой гиперболоид вращения,криволинейная поверхность которого выполнена из прямоугольных
элементов.Эта мысль воплотилась в
изящнуюичрезвычайнопрочнуюстроительнуюконструкцию-башню, поверх которой был установлен огромный бак для воды. Это
изобретениеоказалосьчрезвычайнополезнымдляводоснабжения городов и железных дорог.
Практическая работа. Закрепление пройденного материала
Обсуждение. Что отличает личность творческого человека? Что может мешать
процессу творчества?
Упражнения на развитие творческих способностей. а)
Нестандартноеиспользование предметов.
В течение трех минут придумайте как можно больше
нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты
нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Засекаю
время! Итак, этот предмет - газета (кирпич, линейка, веревка и т.д.).
По истечении времени ведущий останавливает учеников и
спрашивает: кто придумал 20 вариантов? 15? 12? Предлагается зачитать свой
список тому, у кого больше всего вариантов. При зачитывании списка ведущий
одобряет, подбадривает, отмечает оригинальность, ничего не критикует и не
выражает сомнения. Затем просит остальных участников дополнить список -
предложить варианты, которые еще не звучали. Обязательны замечания типа:
«Прекрасно, очень интересно, смотрите, как необычно!» и т. д.
б) Синонимы.
В течение двух минут придумайте как можно больше
синонимов к слову «высокий». При анализе ответов, который проводится аналогично
первому упражнению, внимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности,
как «гибкость». Обычно слово «высокий» ассоциируется с величиной, размером, и
типичными будут синонимы: длинный, каланча и т.п. Вырваться из стереотипных
ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть, кто-то вспомнит, что
«высокий» говорят еще о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится
синонимами «тонкий», «звонкий» и т. д. Понятие «высокий» приложимо к
нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации
«благородный», «целеустремленный» и т. п.
в) Непредсказуемыепоследствия.
В условиях ограниченного времени предлагается записать
на своих листочках различные варианты последствий какого-либо фантастического
события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие
последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?
г) Круги.
На бланках, где начерчены 20 кругов, в течение 5-10
минут изобразить как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как
основу.
Существует много различных игр и заданий на развитие
творческих способностей. Описание их можно найти в литературе.