Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:33:17
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Творческие способности. Креативность. Урок психологии в 11 классе
10.05.2011, 13:37:47

Цель: дать учащимся представление о творческих способностях и креативности; соотношении креативности и интеллекта; отработать приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие креативности, преодоление стереотипности мышления.

Ход работы

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое творчество, творческие способности.

Мы с вами говорили, что от способностей зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Как вы думаете, для чего нужны человеку творческие способности?

1. Что такое творчество? Понять природу творческих способ­ностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно.

Творчество - это деятельность человека, направленная на созда­ние какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искус­ства, техники, производства и организации. Творческий акт - это всегда прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, - будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совер­шенствование производства или рынка сбыта.

Творческому акту предшествует длительное накопление соот­ветствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количест­венный подход к проблеме, когда имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными методами, при помощи привычных и стереотипных операций мышления. Сам же творческий акт характе­ризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в их новое своеобразное качество, которое и является истинным решением данной задачи. Помните знаменитое «Эврика!» Архимеда? Открытие закона явилось ему как бы вдруг, когда он принимал ванну. Но это был результат долгих сосредоточенных раздумий над проблемой.

- Как вы думаете, всегда ли накопленный опыт способствует созданию чего-то нового? В каких случаях это происходит, а когда нет?

- Всякого ли человека с высоким интеллектом можно назвать творческой личностью? Разные ли это понятия - умный и творческий человек? В чем разница?

2. Творческие способности (креативность). Исследования творческих способностей, интенсивно развернувшиеся в Америке в 60-х годах, привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна.

Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity - дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего уже упоминавшуюся трехфакторную модель интеллекта. Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных опера­ций. Мышление, направленное на нахождение единственно правиль­ного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение раз­личными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергент­ное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным вы­водам и результатам.

Гилфорд выделил   четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать необычные ответы;

2) продуктивность - способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость - способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;

4) способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, к креативности относится способность к обнаруже­нию и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.

3. Взаимосвязь между креативностью и интеллектом. Некоторые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. Другие утверждают, что неспособность сознания быть творческим связана с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение. Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта дальнейшее его возраста­ние никак не сказывается на развитии творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц), проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энцикло­педическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциа­лом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться от того, что уже известно.

4. сущность креативности, сущность творческого акта, творческих способностей различные исследователи раскрывают с разных сторон. Рассмотрим ряд определений.

«Креативность - это способность привносить нечто новое в опыт» (Баррон).

«Способность осознавать проблемы и противоречия» (Торренс). , «Способность порождать оригинальные идеи в условиях поста­новки новых проблем» (Баллах).

«Способность отказываться от стереотипных способов мышле­ния» (Гилфорд).

«Способность удивляться и познавать, умение находить реше­ние в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).

Есть и такое интересное определение: творчество - это «спо­собность думать около».

Один из наиболее известных исследователей творческих спо­собностей - американский ученый Поль Торренс - понимает под креативностью способность к обостренному восприятию недостатков, про­белов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.п. Он считает, что творческий акт делится на: восприятие проблемы; поиск решения; возникновение и формулировку гипотез; модификацию гипотез; нахождение результата.

Торренс является автором наиболее известного теста, позво­ляющего определить уровень креативности человека, он также разра­ботал программы, с помощью которых можно развивать креативность.

5. Творческие способности и успешность. Мы с вами уже го­ворили о том, что высокие способности к обучению и творческость далеко не всегда совпадают. Неуспевающие учащиеся могут обладать высокими творческими способностями, и наоборот.

По данным Торренса (1962 год) около 30% детей, отчисляемых из школы за неспособность, неуспеваемость и даже глупость, состав­ляют дети, высоко творчески одаренные. Торренс провел длительные ис­следования, проследив судьбу детей, которые проявляли высокие творчес­кие способности. Оказалось, что через 20 лет многие из них ничего не до­бились в жизни и занимали низкий социальный статус («мусорщики»).

И здесь встают интересные вопросы о том, что дают.человеку творческие способности. Всегда ли они востребованы? Что, кроме творческих способностей, необходимо человеку для того, чтобы реали­зовать свой творческий потенциал, сделать открытие, добиться чего-то в жизни, стать успешным, принести пользу обществу?

6- Развитие творческих способностей. Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем.

Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделе­евым, который увидел Периодическую таблицу химических элементов во сне. (Это не значит, что, чем больше, спишь, тем больше шансов сделать открытие).

Творческие способности можно развивать. Особенно эффектив­но это можно делать, организовывая специальные занятия с маленьт кими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.

Это удобно делать в группе, когда высказываются различные идеи - в виде «мозгового штурма». Кстати, на Западе этот метод ус­пешно применяется крупными фирмами в ситуациях кризиса, когда прежние способы работы оказываются неэффективными. Собирается

Группа разработчиков, которые генерируют новые идеи. На первом этапе ничего не критикуется. На втором - отбираются наиболее инте­ресные предложения. На третьем - проверяется возможность их применения.

История научных открытий изобилует примерами, когда, каза­лось бы, совершенно дикая идея оказывалась наиболее плодотворной и вела к открытиям новых фактов, изобретению более совершенных технологий и т. д.

В книге М. Ариста «Жизнь изобретений» приводится такой при­мер. Инженер Шухов однажды после работы засиделся в своем каби­нете. Он наблюдал, как уборщица, стирая пыль, сняла тяжелый горшок с  цветком   и  переставила  его  на перевернутую  вверх дном легкую мусорную корзинку, сплетенную из ивовых прутьев.  Это привлекло внимание инженера. Он подумал: «Почему такая хрупкая корзина вы­держивает такой большой груз?» И понял, что прутья образуют между собой гиперболоид вращения,  криволинейная поверхность которого выполнена из прямоугольных элементов.   Эта мысль воплотилась в изящную   и   чрезвычайно   прочную   строительную   конструкцию   -башню, поверх которой был установлен огромный бак для воды. Это изобретение   оказалось   чрезвычайно   полезным   для   водоснабжения городов и железных дорог.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала Обсуждение. Что отличает личность творческого человека? Что может мешать процессу творчества?

Упражнения на развитие творческих способностей. а) Нестандартное  использование предметов.

В течение трех минут придумайте как можно больше нестан­дартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Засекаю время! Итак, этот предмет - газета (кирпич, линейка, веревка и т.д.).

По истечении времени ведущий останавливает учеников и спра­шивает: кто придумал 20 вариантов? 15? 12? Предлагается зачитать свой список тому, у кого больше всего вариантов. При зачитывании списка ведущий одобряет, подбадривает, отмечает оригинальность, ничего не критикует и не выражает сомнения. Затем просит остальных участников дополнить список - предложить варианты, которые еще не звучали. Обязательны замечания типа: «Прекрасно, очень интересно, смотрите, как необычно!» и т. д.

б) Синонимы.

В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову «высокий». При анализе ответов, который проводится аналогично первому упражнению, внимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности, как «гибкость». Обычно слово «высокий» ассоциируется с величиной, размером, и типичными будут синонимы: длинный, каланча и т.п. Вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть, кто-то вспомнит, что «высокий» говорят еще о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится синонимами «тонкий», «звонкий» и т. д. Понятие «высокий» приложимо к нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации «благородный», «целеустремленный» и т. п.

в) Непредсказуемые   последствия.

В условиях ограниченного времени предлагается записать на своих листочках различные варианты последствий какого-либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?

г) Круги.

На бланках, где начерчены 20 кругов, в течение 5-10 минут изобразить как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как основу.

Существует много различных игр и заданий на развитие твор­ческих способностей. Описание их можно найти в литературе.

Подведение итогов.

Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: конспект урока психологии, открытый урок, урок психологии, школьный психолог, учителю психологии, иду на урок, психология для детей
Просмотров: 3040 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0