Цель: вызвать интерес к изучению
характеров людей.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие "характер”,
- освоить алгоритм психологического анализа
характера, душевных явлений и поведения как
персонажей художественных и музыкальных
произведений, так и реальных людей, с которыми
общаются дети.
Воспитывающие: воспитывать толерантность
в отношении друг к другу.
Развивающие: развивать способность
понимать людей.
Методы и приемы:
словесно-иллюстрированный, анализ, беседа,
самодиагностика, самоанализ, рефлексия.
Оборудование и наглядные пособия: Технические
средства: компьютер, интерактивная доска.
Презентация: Характеры в творчестве
поэтов, художников и музыкантов (автор Е. В.
Николаева).
Видеоклипы: "Мадонна”, "Драгоценная
русская женщина”, "Кармен”, "Твои сыны,
Отечество” (автор Н. И. Галеева).
Раздаточные листы с заданиями по выявлению
основных черт характера.
Интеграция предметов и тем
Психология |
Психотерапия |
Музыка |
История |
Информационные технологии |
Литература |
Закрепление понятия "Характер”. Повторение
типологии характеров и темперамента Гиппократа,
К. Юнга, Кречмера, И. Павлова, М. Е. Бурно
(синтонный, психастенический, демонстративный,
авторитарный)
Личность в психологии и в искусстве.
Психологизм искусства. Сравнение характеров
Мадонны, Кармен, Ярославны и Маршала Жукова,
Меньшикова, Морозовой |
Самодиагностика Самоанализ "Мои
черты характера”.
Психологический анализ характера близкого
человека.
Релаксация.
Рефлексия |
Ж. Бизе опера "Кармен”. Р. Щедрин
"Кармен-сюита” Хабанера.
Хор половецких девушек "Улетай на крыльях
ветра” (оп. Князь Игорь”).
М. И. Глинка "Я помню чудное мгновенье” |
Культура эпохи Возрождения. "Образ
Мадонны в творчестве художника Рафаэля” Информационная
справка об Италии и Испании.
Культурно-исторические особенности.
Население и обычаи.
Менталитет и характер народа Италии и Испании.
Фрагменты биографии и жизненного пути
Меньшикова, боярыни Морозовой, Маршала Жукова |
Презентация "Характеры в творчестве
художников, музыкантов и поэтов” Видеоклипы
"Мадонна”,
"Драгоценная русская женщина”,
"Кармен”
"Твои сыны, Отечество” |
А. С. Пушкин.
Письма, переписка,
"Я помню чудное мгновенье” |
Структура урока
Часть урока |
№ |
Этап и содержание занятия |
1. Организационный момент. |
1 |
Приветствие.
Сообщение психолога об особенностях
интегрированного курса.
Сообщение учителя истории о целях и задачах
урока. |
2. Повторение пройденного материала. |
2 |
Психолог. Закрепление
понятия "характер”,
Повторение типологий характеров и
темперамента
по Гиппократу, Юнгу, Кречмеру, Павлову, Бурно.
Вопросы классу:
- Назвать основные отличительные черты
каждого типа.
- Выявить ярких представителей типов по
Гиппократу, Юнгу, Кречмеру, Павлову и Бурно из
числа своих одноклассников и родителей.
На раздаточных листках делать пометки и
выводы по определению характера своего соседа и
себя. |
3. Основная часть. |
3 |
Психолог. Характерологические
радикалы М. Е. Бурно.
Синтонный характер. Синтонность в творчестве А.
С. Пушкина и М. И. Глинки.
Портреты Глинки и Пушкина О. Кипренского и В.
Тропинина.
Переписка. Письма.
(Детям раздаются на отдельных листах выдержки из
писем)
Вопрос классу:
- Прочитав выдержки из писем, обратите
внимание на синтонные черты характера, выделите
синтонные черты характера Пушкина.
Дети зачитывают вслух письма. Идет
обсуждение.
- Как повлиял характер Пушкина на его
творчество?
Зачитывается стихотворение "Я помню чудное
мгновенье”.
Дети рассуждают и анализируют.
Краткая информация об истории создания романса
М. И. Глинки "Я помню чудное мгновенье”.
- Какой характер музыки М. И. Глинки "Я помню
чудное мгновенье”?
Просушивание романса "Я помню чудное
мгновенье”.
Ответы детей, обсуждение.
Учитель истории.
"Культура эпохи Возрождения. Образ Мадонны в
творчестве С. Рафаэля”.
Информационная справка об эпохе Возрождения.
Репродукция картины "Сикстинская Мадонна” С.
Рафаэля.
Просмотр картины "Сикстинская Мадонна” и
других картин Рафаэля ("Мадонна Конестабеле”
Вопросы классу:
- Кто такая Мадонна?
- Какой характер у Мадонны?
- Как это показано на картине?
Идет обсуждение и анализ картин Рафаэля?
Психолог.
Вопросы классу:
- Как вы думаете, есть ли в реальной жизни
женщины с синтонным характером?
- Какую роль играют эти женщины в жизни всей
планеты?
-Назовите знакомых вам женщин с синтонным
характером.
Дети отвечают на вопросы, думают, сравнивают,
анализируют.
Просмотр видеоклипа "Кадетская Мадонна”.
Дети дают ответы и анализируют характер
героини клипа.
На раздаточных листках делать пометки и выводы
по определению характера своего соседа и себя. |
|
4 |
Психолог.
Психастенический характер. Информационная
справка об особенностях психастенического
характера.
Характер Ярославны и русских девушек-пленниц в
опере А. П. Бородина.
Вопрос классу:
- Каким образом в музыке передается
психастенический характер?
Прослушивание фрагмента из оперы А. П.
Бородина.
Хор "Улетай на крыльях ветра”. Из оперы "Князь
Игорь”. Действие 2.
Дети прослушивают фрагмент, анализируют, дают
ответы.
Вопрос классу:
- Встречались ли вам в реальной жизни люди с
психастеническим характером?
- Назовите отличительные черты
психастенического характера.
Просмотр репродукций картин.
Просмотр видеоклипа "Драгоценная русская
женщина”
Дети анализируют характер героини клипа.
На раздаточных листках делать пометки и выводы
по определению характера своего соседа и себя. |
|
5 |
Психолог.
Демонстративный характер. Информационная
справка об особенностях демонстративного
характера.
Особенности демонстративного характера
Кармен.
Вопрос классу:
- Чем отличается музыка Хабанеры от ранее
прослушанных произведений?
Просушивание Хабанеры.
Дети анализируют и дают ответы.
Вопрос классу:
- Встречались ли вам в реальной жизни люди с
демонстративным характером?
- Назовите отличительные черты демонстративного
характера.
Просмотр репродукций картин К. Брюллова
"Всадница”, "Последний день Помпеи” и др.
Просмотр видеоклипа "Кармен”
Дети анализируют характер героини клипа.
Учитель истории.
Информационная справка об Испании.
Культурно-исторические особенности.
Население и обычаи.
Менталитет и характер народа Испании.
Вопрос классу:
- Какой характер вы почувствуете, прослушав
данное стихотворение?
Учитель читает стихотворение "Кармен”.
Дети дают ответы.
На раздаточных листках делать пометки и выводы
по определению характера своего соседа и себя. |
|
6 |
Психолог.
Авторитарный характер. Информационная
справка об авторитарном характере.
Учитель истории.
Информационная справка.
Роль авторитарного командования в условиях
войны и управления в мирной жизни.
Авторитарный характер военачальников.
Вопросы классу:
- Почему организация армии построена на
авторитарном принципе?
- Какой по характеру должен быть военачальник?
Дети анализируют и отвечают на вопросы.
Просмотр репродукций картин "Портрет Маршала
Жукова”, И. Шишкин "Корабельная роща” , В.
Суриков "Боярыня Морозова”, В. Суриков
"Меншиков в Березове”.
Просмотр видеоклипа "Твои сыны, Отечество!”
Вопрос классу:
- Отметьте, какие фрагменты в клипе имеют
авторитарный характеру?
После просмотра клипа дети дают ответы. |
|
7 |
Психолог. Вопросы классу:
- С каким характером плохо себя чувствуют в
армии и на войне?
- Опишите душевное и внутренне состояние людей,
которые по характеру не подходят для военной
деятельности?
Дети дают ответы.
На раздаточных листках делать пометки и выводы
по определению характера своего соседа и себя.
Рассказать о характере своего соседа. |
Закрепление. |
8 |
Вопросы классу: - Что вы узнали нового
из этого урока?
- По каким признакам можно определить характер
человека?
- Что дают знания об особенностях каждого
характера? |
Релаксация. |
9 |
Упражнения на расслабление, снятие
напряжения: "Поплавок”, "Маяк”. |
Рефлексия. |
10 |
Вопросы классу: - Как вы себя
чувствуете?
- Что вам понравилось? |
|