Цель: познакомить учащихся с понятием
«познавательные
процессы»; детально рассмотреть виды,структуру,механизмы такого
познавательного процесса, как внимание; обучить приемам развития
внимания,
сформировать навыки регуляции произвольного внимания.
Ход работы
- Сегодня мы приступаем к изучению важного
раздела
психологии: познавательные процессы. На этом уроке мы узнаем, что собой
представляет наше внимание и можно ли им управлять.
Все мы имеем возможность воспринимать красоту,
чувствовать
запах цветов, анализировать события, запоминать хорошее и забывать
плохое, и
многое-многое другое. Благодаря чему мы обладаем такой возможностью?
Эта возможность обеспечивается познавательными
процессами.
1. Что такое познавательные процессы?'Это
психические
явления,
в своей совокупности непосредственно
обеспечивающие
познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и
использование.
К их числу относятся: ощущение, восприятие,
внимание,
воображение, память, мышление. Мы с вами остановимся на таких
процессах, как
внимание, память, мышление.
Конечно, вы не раз слышали и употребляли слово
«внимание». Что же такое внимание?
Ученые подсчитали, что человеческий взор
перемещается
за день 100 ООО раз. Представьте себе, что эти перемещения никак не
связаны
между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Едва ли наблюдатель
сможет
разобраться в таком хаосе впечатлений. Поэтому ему нужен своеобразный
«компас»,
который бы указывал направление наблюдения. Роль такого «компаса»
выполняет
внимание.
2. Определение внимания. Внимание —
направленность и
сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при
одновременном
отвлечении от других. То, к чему привлечено внимание, становится для нас
«фигурой», а все остальное - «фоном». Важность внимания в жизни человека
трудно
переоценить, его называют также регулятором деятельности.
3. Виды внимания. Внимание бывает
непроизвольное и
произвольное. Непроизвольное - само собой возникающее внимание,
вызванное
действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а
также
значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления. Например,
внимание
невольно привлекает сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда
на
ночном небе, плачущий на улице ребенок. Нам не нужно себя заставлять
сосредотачиваться на этих событиях, здесь мы невольно останавливаем свой
взгляд.
- Приведите свои примеры проявления
непроизвольного
внимания.
Произвольное внимание — сознательное
сосредоточение на
определенной информации; оно требует волевых усилий и при отсутствии
интереса
утомляет через 20 минут. Например, чтение учебного материала. Если себя
не
заставить, то можно получить завтра плохую оценку. Именно здесь нас
выручает
наша способность к произвольному вниманию.
Когда нам приходит на помощь произвольное
внимание?
Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и
возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время
сохраняется
целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя
послепроизвольное внимание может длиться часами. Например, книга сначала
показалась скучной, а затем человек зачитался. Или в начале урока вы
меня
слушали только из вежливости, а потомвдругзаинтересовалисьипересталисебязаставлятьбыть
сосредоточенными на том материале, который я
излагаю.
- В каких ситуациях может проявляться
послепроизвольное внимание?
Структура и характеристики внимания.
Объем - количество объектов, которые могут быть
охвачены вниманием одновременно.
Несомненно, вы слышали о феноменальных
способностях
Юлия Цезаря. Он мог одновременно выполнять несколько дел одинаково
качественно,
т. е. имел большой объем внимания.
К характеристике объема примыкает такое
качество
внимания, как распределение, - это возможность удерживать в сфере
внимания
одновременно несколько объектов. Хорошее распределение внимания
необходимо,
например, для учителя: нужно одновременно слушать отвечающего ученика
или
записывать на доске новый материал и в то же время не выпускать из виду
последнюю парту, где кто-то шушукается, и правый ряд, где некто корчит
рожи и
смешит класс (пока учитель отвернулся).
Переключение - намеренный осознанный перенос
внимания
с одного объекта на другой. При развитой способности к переключению
внимания
человек может легко переходить от одного вида деятельности к другому.
Вспомните ситуации, когда на уроке прозвучала
шутка,
все отвлеклись и сосредоточились на комичности происходящего. Но потом
все
равно необходимо возвращаться к работе. Так вот, здесь и проявляется
ваша
способность к переключению: кто-то моментально приступает к работе, а
кто-то
еще пол-урока смеется.
Персеверация - явление, связанное с
затруднением
переключения внимания.
Чтобы вы смогли испытать на себе, что значит
это
явление, давайте проведем маленький эксперимент.
Упражнение
Попробуйте быстро рисовать треугольники то
вверх, то
вниз вершинами.
Вы увидели, что это довольно сложно, -
стереотип
одного действия распространяется на следующее, возникают навязчивые
повторения.
(Могут быть навязчивыми какие-то мысли или постоянно прокручивающаяся в
мозгу
строчка популярной песни). Это и есть явление персеверации, которое
возникает
при утомлении человека.
Устойчивость внимания характеризует
длительность
сосредоточения внимания на объекте. Если вы способны долго быть
сосредоточены
на каком-то одном виде деятельности и при этом качество выполняемой вами
работы
не снижается, значит, можно говорить о высоком уровне развития
устойчивости
вашего внимания. А бывает и наоборот: мы что-то начинаем делать
аккуратно и
красиво, а спустя какое-то время у нас все идет «вкривь и вкось».
Возможны колебания внимания. Если держать возле
уха
часы недвигаяих,тикающийзвукбудеттоисчезать,топоявляться вследствие колебания внимания.
Концентрация внимания - степень
сосредоточенности на
объекте. Особенно ценно данное качество в ситуациях с повышенной
эмоциональной
нагрузкой. Очень часто на контрольных работах долгожданная записка с
решением
приходит к вам буквально за минуту до звонка, к этому моменту у вас уже и
руки
дрожат, и голова соображает плохо. Помочь вам может только способность к
максимальной концентрации внимания. Если вам удастся собраться и не
думать о
поджимающем времени, о том, что вас кто-то толкает в бок, чтобы вы
быстрее
писали (ему тоже нужно), то только в этом случае вы сможете переписать,
не
допустив ошибок. В этом и заключается сила концентрации внимания.
мини-тест Учащимся на 3 секунды предъявляется
лист
бумаги с рисунком и дается задание запомнить цифры.
Затем задается вопрос: в какую фигуру была
заключена
каждая из цифр?
5. Факторы, влияющие на произвольное внимание.
Результаты выполненного вами задания
свидетельствуют о
том, что внимание зависит от установки. К другим причинам, оказывающим
влияние
на способность к произвольному вниманию и его характеристики;
относятся:
мотивация; эмоциональное состояние; личностные особенности (например,
склонность волноваться и тревожиться); интенсивность стимула; значимость
стимула или ситуации; особенности ситуации.
Даже у одного человека разные функции внимания
могут
различаться в зависимости от этих условий. Например, в ситуации
экзамена у
многих школьников, на обычных уроках спокойных и сосредоточенных,
отмечается
ухудшение внимания.
Каковы физиологические механизмы внимания?
Существует
целый ряд теорий, объясняющих природу произвольного внимания. Одна из
них
известна как «доминанта Ухтомского». Этот ученый предположил, что
возбуждение
распространяется по коре больших полушарий мозга неравномерно и может
создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают
доминирующий характер и вызывают торможение соседних областей.
Современные
исследования показывают, что способность к произвольному вниманию
обеспечивают
особые клетки мозга - нейроны особого типа, расположенные в коре больших
полушарий. Регулируют состояние произвольного внимания, главным образом,
лобные
доли мозга.
6. Нарушения внимания.
Итак, вы только что увидели ценность и важность
данного познавательного процесса. Встречаются люди, которые испытывают
большие
трудности в сосредоточении, внимания. Нарушение концентрации внимания -
это
рассеянность.
Виды рассеянности(по К.К.Платонову):
1. «Порхающее внимание» - оно определяется
непроизвольным, легким переключением очень мало интенсивного и
неустойчивого,
внешне направленного внимания.
2. «Липкое внимание» характеризуется трудным
переключением очень высоко интенсивного и устойчивого, чаще внутренне
направленного
внимания.
Какая же невнимательность хуже?
Все зависит от того, у кого и в каких условиях
она
проявляется. Для работников водительских профессий «липкое внимание»
может
явиться причиной аварии. А вот для ученых это может быть предпосылкой
открытий.
В разных профессиях необходимо наибольшее
развитие
определенных видов внимания: у часовщика - сосредоточенное, у шофера
-широко
распределенное и быстро переключаемое, у педагога - глубокое
переключение.
7. Развитие внимания. Внимание можно развивать.
Тренировка внимания очень важна для успешной учебы, да и любой
целенаправленной
деятельности.
Существует много способов развития внимания.
Вот
некоторые из них.
1. Рассмотреть предмет и, удалив его из поля
зрения,
перечислить как можно больше деталей.
2. Запомнить расположение предметов и при
перестановке
поставить их в первоначальном порядке.
3. К. К. Платонов описывает такой способ
развития
внимания, как «Игра индейцев»: на столе раскладываются 15-20 мелких
предметов
(ключ, резинка, камешки, цветы, кусочки бумаги и т. д.), которые
прикрываются
бумагой или куском материи. Желающий испытать себя подходит кстолу,экспериментатор(судья)насчет«раз-два-три» открывает
покрывало, показывает кучку предметов и затем вновь закрывает их.
Испытуемый
должен перечислить предметы, которые запомнил, и описать их. Можно
устроить
соревнование - кто запомнит больше.
4. Упражнение «Муха» - групповая игра.
Требуется доска
с расчерченным на ней девятиклеточным (или более) игровым полем и
небольшая
присоска (или кусочек пластилина). Правила игры состоят в том, что
перемещение
«мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи ей команд,
которые она
послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх»,
«Вниз»,
«Вправо», «Влево») «муха» перемещается соответственно на соседнюю
клетку.
Играющие подают команды по очереди, причем они
не
видят игровое поле. Они должны держать игровое поле в воображении,
неотступно
следить за перемещением «мухи» и не допустить ее выхода за пределы поля.
Игра
проводится так, что один из участников стоит перед доской (или держит
листок с
игровым полем перед собой) и перемещает «муху» по команде играющих.
Последние
сидят отвернувшись и подают по очереди команды, ориентируясь на
воображаемое
поле. Если ведущий видит, что играющий потерял нить игры, или «муха»
покинула
поле, он дает команду: «Стоп», - и, вернув «муху» на центральную клетку,
начинает игру сначала. Тот, кто дал неверную команду, выбывает из игры.
5. Использовать специальные картинки, рисунки,
где
изображены ситуации с большим количеством деталей, лабиринты. Задания
могут
быть такими: найти как можно больше отличий; назвать как можно больше
деталей, сосчитать количество сходных объектов, запомнить количество
объектов и
их расположение (прил. 3) и др.
6. Считать до 30, заменяя хлопком числа,
которые
делятся на 3 или содержат 3 (например, 9,13).
7. Для развития способности к сосредоточению
можно
практиковать специальные упражнения. Например, длительное время (не
менее 5
минут) смотреть на какой-то предмет, не допуская посторонних мыслей и
отвлечения на другие вещи. Лучше, чтобы это был простой предмет,
например,
карандаш, стакан или красная точка, нарисованная на белом листе.
А вообще, владеть вниманием — это значит уметь
не
только обращать его на то, что надо заметить, но и не видеть того, что
должно
Достаться незамеченным.Именно это
позволит вам сохранять отношения с людьми всегда теплыми и
доброжелательными.
Практическая работа.
Закрепление пройденного материала а)Обсуждение важности данного познавательного
процесса для жизнедеятельности человека.
б) Упражнение на развитие концентрации
внимания.
К доске выходят 10 учащихся. Они становятся в
шеренгу,
и первый Аученик начинает счет. Ребята должны считать от 1 до 30,
произнося
подряд по одному числу. Те, кому достаются числа, которые содержат «3»
или
делятся на «3», их не произносят, а заменяют хлопком. Если какой-то
учащийсяошибается,товыбываетизигры.Втакомслучаесчет начинается сначала, с первого игрока. Подведение итогов.
Приложение 3
Задание для развития внимания
ДЛЯразвитиянаблюдательности,
расширения объема своего внимания можно
воспользоваться методом, описанным известным психологом К. К.
Платоновым.
Образец специальных экспозиционных карточек представлен ниже:
Такие же карточки, но без точек, вычерчиваются в
тетради для записи ответов. При тренировке учащиеся поочередно
выступают то в
роли экспериментаторов, то в роли обучаемых. Задача экспериментатора
заключается в следующем: взять из стопки карточек, лежащих тыльной
стороной
кверху, самую верхнюю и показывать ее обучаемому в течение трех секунд.
Затем
положить карточку тыльной стороной кверху, но уже в отдельную стопку.
Глядя на карточку, обучаемый должен заметить и
запомнить, сколько точек на ней проставлено и в каких клетках. После
окончания
экспозиции он обязан по памяти скопировать данную карточку в тетради для
ответов. (Проставлять нужно только те точки, которые вы твердо помните!)
Если
испытуемый помнит, количество точек на карточке, но расположение
некоторых из
них у него в сознании не закрепилось, он проставляет на полях
соответствующее
количество крестиков.
Результаты оцениваются по общему количеству
точек,
правильно воспроизведенных при использовании всего набора карточек.
Конечно,
одного тренировочного сеанса будет недостаточно. Упражняться нужно если
не
ежедневно, то хотя бы через день. Желательно пользоваться не одним, а
несколькими наборами карточек. Результаты можно отмечать на графике
(вычерчивается кривая достигнутого прогресса). На горизонтальной оси
откладываются дни (сеансы) тренировок, на вертикальной (в
соответствующем
масштабе) - общее количество точек, которое обучаемый правильно
воспроизвел по
данному набору карточек. Затем вершины соответствующих перпендикуляров
соединяются ломаной линией.