Цель: - вспомнить изученное о личности и творчестве А.С.Пушкина, пополнить знания учащихся новыми сведениями; - показать богатство и выразительность пушкинских произведений; обучать выразительному чтению лирического произведения; - воспитывать чуткое отношение к творчеству поэта, пробудить желание изучать его произведения. 1 урок 1) Слово учителя. Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. П.Антокольский - Прочитайте эпиграф к уроку. Что такое эпиграф, какова его роль? (Эпиграф – строки из стихотворения или прозаического текста - в краткой, сжатой форме отражает основную идею урока). - Почему в эпиграфе к уроку сказано, что надо «заново в имя вглядеться»?
Имя Пушкина известно каждому с раннего детства. Вы уже знакомы со
многими пушкинскими произведениями. Я помогу вам их вспомнить. Жили-были старик со старухой у самого синего моря… (Сказка о рыбаке и рыбке). Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет… (Сказка о царе Салтане). Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч… (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях). Жил-был поп, толоконный лоб… (Сказка о попе и его работнике Балде). На ближайших уроках мы продолжим знакомство с творчеством Пушкина. 2) Слово о поэте. а) Выступление учащегося: рассказ о семье Пушкиных. б) Сообщение учителя.
С самого раннего детства Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к
произведениям УНТ: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. Послушайте
отрывок из стихотворения поэта, ответьте, о ком из близких Пушкина идёт
речь: Ах! умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шёпотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы…
Няня Пушкина, Арина Родионовна - крепостная крестьянка - была искусной
рассказчицей, знала множество сказок, пословиц, поговорок. Мастерица ведь была И откуда что брала! А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины, - вспоминал о ней поэт. Позже он посвятит ей такие строки: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь… - Можем ли мы по этим строкам судить об отношении Пушкина к няне? в) Выступление учащегося: годы учёбы поэта.
(Первоначальное образование будущий поэт получил дома. В то время в
дворянских семьях приглашали к детям иностранных
гувернёров-воспитателей, и в семье Пушкиных их перебывало немало. В
большинстве это были люди невежественные, плохие воспитатели, и у
Пушкина с ними не было никаких дружеских отношений. Но они выучили его
французскому языку, на котором говорили в его семье и в других
дворянских семьях. А в 12 лет Пушкин поступил в Царскосельский лицей,
где проявился его поэтический талант). - Как называли Пушкина в лицее? (Стрекоза, искра, француз). - Кто из известных поэтов первым оценил талант Пушкина? (Державин). г) Сообщение учителя.
Пушкину всё давалось легко, но учился он неровно и очень не любил
математику. Как-то в классе вызвали его к доске и задали задачу. Он
долго переминался с ноги на ногу и писал какие-то формулы. - Что же вышло? Чему равняется икс? – спросил наконец преподаватель. - Нулю, - улыбаясь, ответил Пушкин. - У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи.
Но случалось, что тот же преподаватель математики изгонял его из
класса, когда, забыв об уроке, Пушкин весь углублялся в чтение
посторонних книг. Читал он много, на русском и французском языке.
Увлекался стихами Державина, Жуковского, Ломоносова, Читал только что
вышедший сборник с баснями Крылова. - Какая поэма-сказка поставила Пушкина на первое место среди русских поэтов? («Руслан и Людмила». Писать поэму Пушкин начал ещё в Лицее). В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мёд из тяжкого стакана За их здоровье выпивал.
Легко и свободно ложатся строки одна за другой. В поэме много жизни,
радости, читается она весело, написана простым, сильным и ясным русским
языком и вся пронизана русским духом. До Пушкина никто так не писал. «Он
ввёл в употребление новые слова, старым дал новую жизнь», - говорил
позднее Белинский. А Жуковский, который с восхищением следил за
развитием чудесного таланта Пушкина и нежно любил его, подарил ему свой
портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот
высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и
Людмила». Сказки издавна пленяли Пушкина. Восхищаясь богатством
вымысла народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть
эти сказки! Каждая есть поэма!». В сказках Пушкина, написанных для
детей и взрослых, отразилась глубокая любовь поэта к простому народу,
вера в победу разума, добра и справедливости. Поэт записал со
слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них
была такая: «Что за чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу
золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает,
вниз идёт – песни поёт». Рассказы няни и стали основой для написания
пролога к поэме. Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной, но каждая строчка её хранит частицу души поэта. 3) Чтение учителем «Пролога» к поэме «Руслан и Людмила». Беседа: - Что представляет собой пролог? (Это собирательная картина сказочных мотивов, наполненная чудесами).
- Объяснить значения слов: лукоморье (местность, прилегающая к
изогнутому, «лучистому» морскому берегу), неведомый, дол, видение (то,
во что верят и не верят), витязь, пленяет, брег, чредой (полногласные и
неполногласные сочетания), о заре, тужит, чахнет. - Какие цвета присутствуют в прологе? (Дуб зелёный, цепь златая. Золотой цвет господствует – древние люди поклонялись солнцу, которое давало жизнь). - Назовите героев, названных в прологе. (Кот, леший, русалка, невиданные звери, Баба-Яга, витязи, королевич, царь, колдун, царевна, бурый волк, Кащей). - В какой части сказки звучит голос автора? - «Пролог» - самостоятельное произведение или всё-таки вступление к поэме-сказке? Какая строка на это указывает?
Вывод: Сказки Пушкина, как на крыльях, уносят читателя в воображаемый
мир, заставляют дивиться богатству народной выдумки; сказки – «умное
чудо, сотворённое художественным гением народа»; весь текст пролога
освещён любовью поэта к родной земле, её истории и преданиям. 4) Домашнее задание. Прочитать поэму «Руслан и Людмила», желающим подготовить иллюстрации. 2 урок (продолжение) 1) Слово учителя.
Поэма «Руслан и Людмила» проникнута радостным ощущением земного
счастья, стремлением к свободе. Она обличает коварство и зло во имя
гуманности (лексическая работа). В поэме Пушкин соединил
воспоминания о няниных сказках, впечатления от прочитанных французских и
итальянских волшебных поэм и романов и образы собственной фантазии.
Множество приключений, одно другого интересней, проходят перед читателем
– то страшные, то смешные, то героические. Пушкин в поэме прославляет силу своего народа, его чистоту. Герои поэмы:
Руслан олицетворяет богатырскую силу национального русского характера;
мужественность, честность, прямодушие, верность в любви. Финн – мудрость и добро. Фарлаф – трусость, хвастовство, обжорство и коварство. Ратмир – страсть. Рогдай – слепую, свирепую, безрассудную воинственность. Черномор и Наина – мрачное злодейство.
В поэме светлое начало жизни побеждает тёмное и мрачное. Пушкин
представляет нам волшебные картины природы. Стих поэмы лёгкий и изящный,
звучный и плавный. Образ автора присутствует с первой до последней
строки. Автор вмешивается в ход событий, постоянно общается с героями и
читателями, вносит в поэму тонкий юмор. Вот безутешной Людмилой,
бродящей по чудесному саду Черномора, овладевает «умысел ужасный».
Оказавшись перед потоком, она «На воды шумные взглянула, Ударила, рыдая,
в грудь, В волнах решилась утонуть». Именно так изображались героини в
классических поэмах и трагедиях. Но Пушкин поворачивает события иначе:
«Однако в воды не прыгнула И дале продолжала путь». Людмила
почувствовала голод, и перед ней, по мановению волшебства, явился «обед
роскошный». Дивясь этому, она втайне думает:»Вдали от милого, в неволе,
зачем мне жить на свете боле?» «Умру среди твоих садов!» Так было в
классических произведениях, а Людмила «подумала и стала кушать». Людмила – это девушка времён самого Пушкина, кокетливая и несколько легкомысленная, милая и беспечная. 2) Беседа. - Назовите героев поэмы. - Определите композицию произведения. - Каково ваше отношение к героям? - Что сказочного в поэме? что реально? - В чём проявляется выразительность языка Пушкина? Привести примеры из текста. 3) Выразительное чтение. Чтение понравившихся отрывков из поэмы, анализ выразительного чтения. Демонстрация подготовленных иллюстраций. 4) Викторина. - Определите, кому из героев принадлежат слова: К земле приникнем ухом оба (Чего не выдумает злоба!), И кто услышит первый звон, Тот и владей мечом до гроба. Черномор. Ну скоро ль встречусь с великаном? Уж то-то крови будет течь, Уж то-то жертв любви ревнивой. Повеселись, мой верный меч. Фарлаф. Остановись, беглец бесчестный! Презренный, дай себя догнать, Дай голову с тебя сорвать! Рогдай. Так, сердце, я теперь узнала, Я вижу, верный друг, Оно для нежной страсти рождено. Наина. Добро, колдун, добро, мой свет! Теперь мне здесь уж безопасно, Теперь избавлюсь от хлопот! Людмила. Всё тихо, никого здесь нет, Никто на девушку не взглянет… А девушке в семнадцать лет Какая шапка не пристанет. Автор. О поле, поле, кто тебя Усеял мёртвыми костями? Руслан. 5) Подведение итогов.
|