Диагностические цели уроков
После уроков ученики смогут:
1) выразительно прочитать балладу;
2) обосновать отнесение «Песни…» к жанру баллады;
3) назвать конфликт, его участников и причину конфликта,
аргументировав своё мнение;
4) раскрыть роль художественных средств в создании образов князя и
кудесника;
5) назвать элементы композиции баллады и объяснить роль каждого
элемента;
6) сравнить словесные образы с образами в изобразительном искусстве;
7) предложить своё осмысление баллады, ответив на вопрос "Почему умер
Олег?”;
8) показать, как Пушкин переосмысливает летописные источники.
А.С. Пушкин — поэт-историк.
Летописи как источники
художественного творчества
Урок 1
В самую глубь веков всматривается
Пушкин, создавая «Песнь о вещем Олеге». И ведь не о подвигах князя, как
пели когда-то в былинах и как можно ожидать по названию произведения, а о
его смерти пишет Пушкин. Чем объясняется именно такой поворот темы? Чем
привлекла поэта эта личность, что заинтересовало его в смерти Олега?
Обращение к истории, к летописям как источнику баллады откроет
шестиклассникам возможность творческой интерпретации исторического
факта, покажет взаимо-связь баллады и времени, в котором жил поэт. Этот
разговор вновь потребует и от учителя, и от учеников обращения к
истории — к эпохе князя Олега и к эпохе Пушкина.
Литература немыслима вне истории. К сожалению, сегодня в сознании
школьников, не только младших, но и старших, между литературой и
историей образовалась пропасть. О последствиях такого разрыва говорить
нет смысла: они известны учителю. Мы хотим уже в средних классах
интегрировать эти школьные дисциплины. И в этом разделе А.С. Пушкин
предстанет перед шестиклассниками как человек, увлечённый русской
историей. Исследователи творчества Пушкина относятся к поэту как к
профессиональному историку, у которого были свои методы освоения
исторического материала. В библиотеке поэта насчитывалось около 400 книг
по истории! С 1831 по 1834 год Пушкин служит историографом, работая в
архивах над историей Петра Великого.
Зачем поэту нужна была история? Почему Пушкин изучал произведения
и отечественных историков, и зарубежных? Почему даже в южной ссылке он
интересуется историческими местами и стремится посетить их, а позднее
совершит путешествие по Оренбургской губернии, собирая материалы о
восстании Е.Пугачёва? Почему героями многих его художественных
стихотворных и прозаических произведений становились исторические
личности: князь Олег в «Песни о вещем Олеге», Борис Годунов в
одно-имённой трагедии, Пётр I в «Арапе Петра Великого», «Полтаве»,
Мазепа в «Полтаве», Емельян Пугачёв в «Капитанской дочке», Наполеон (ода
«Вольность», «Наполеон на Эльбе», «Наполеон»)? Эти вопросы
настраивают шестиклассников на серьёзный разговор и дальнейшие
изыскания, чтение произведений Пушкина и исторических книг. Уже сейчас
мы можем приоткрыть ученикам главное назначение истории, о котором знал
А.С. Пушкин, — помогать постигать настоящее.
К шестому классу школьники познакомились с князем Олегом. Возможно,
кто-то, заинтересовавшись личностью Олега, самостоятельно прочитал о
других его деяниях. Выслушаем их. Знают ли школьники о том, как умер
Олег? Прочитаем запись об этом в «Повести временных лет». Нестор жил
гораздо позднее, чем Олег. Откуда он мог почерпнуть сведения о его
смерти?
Удивит ли школьников тот факт, что в других летописях о смерти Олега
рассказывается иначе? Прочитаем записи в Новгородской летописи и
Архангелогородском летописце. В Интернете нетрудно найти изображение
"Олеговой могилы” в Старой Ладоге.
После чтения летописных отрывков работаем с вопросами и заданиями в
учебнике (знаком* отмечены вопросы повышенной сложности).
1*. Подумайте, какая летописная запись о смерти Олега самая
древняя. Какая из них больше связана с языческими (нехристианскими)
обрядами? В каком рассказе подчёркивается любовь Олега к коню, забота о
нём? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Перечитайте первый летописный фрагмент. Опишите, каким вам
видится лицо Олега в моменты, когда он спрашивает о судьбе своего коня и
когда он оказывается на месте его смерти.
3. Почему, на ваш взгляд, Олег спрашивает о судьбе своего коня?
4. Что означают слова "волхв” и "кудесник”? Проверьте себя по
«Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля. Выпишите
оттуда синонимы к этим словам. (Словарь можно найти в сети Интернет.)
5. В летописном рассказе о кудеснике сказано: "один кудесник”.
Почему летописец никак не характеризует волхва? Как это связано с особым
видением героя в летописных сказаниях?
Расскажем ребятам о том, когда и как работал поэт над «Песнью о вещем
Олеге». Прочитаем вслух балладу, не называя жанра произведения. После
прослушивания ребята выскажут свои впечатления и ответят на вопросы.
1. Есть ли в «Песни о вещем Олеге» такой момент, который произвёл
на вас сильное впечатление? Что вызвало это впечатление?
2*. Похожи ли Олег летописный и Олег пушкинский? Обоснуйте своё
мнение.
Похожа ли пушкинская «Песнь» на летописные рассказы? Этот вопрос
завершит первый урок.
Домашнее задание
1. Выявить отличия «Песни о вещем Олеге» от летописных рассказов.
2. Прочитать в учебнике статью «Устаревшая лексика как средство
художественной выразительности».
3. Выполнить задания 1–3 к теме «Песнь о вещем Олеге» в тетради по
литературе (тетрадь на печатной основе):
1. Перечитайте текст стихотворения и выпишите те слова и
словосочетания, значение которых вам неизвестно или кажется устаревшим.
Найдите их толкование в словарях и запишите в тетрадь.
2. Выпишите в две колонки встретившиеся вам в стихотворении
Пушкина исто-ризмы и архаизмы. Каких слов оказалось больше? С чем это
может быть связано?
3. Письменно ответьте на вопрос: "Как изменяет наше восприятие
событий и героев введение поэтом архаической лексики?” |