Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 20:00:53
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ПУШКИН "ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ" урок 1
29.12.2010, 13:39:32

Диагностические цели уроков

После уроков ученики смогут:

1) выразительно прочитать балладу;
2) обосновать отнесение «Песни…» к жанру баллады;
3) назвать конфликт, его участников и причину конфликта, аргументировав своё мнение;
4) раскрыть роль художественных средств в создании образов князя и кудесника;
5) назвать элементы композиции баллады и объяснить роль каждого элемента;
6) сравнить словесные образы с образами в изобразительном искусстве;
7) предложить своё осмысление баллады, ответив на вопрос "Почему умер Олег?”;
8) показать, как Пушкин переосмысливает летописные источники.

А.С. Пушкин — поэт-историк.
Летописи как источники художественного творчества

Урок 1

В самую глубь веков всматривается Пушкин, создавая «Песнь о вещем Олеге». И ведь не о подвигах князя, как пели когда-то в былинах и как можно ожидать по названию произведения, а о его смерти пишет Пушкин. Чем объясняется именно такой поворот темы? Чем привлекла поэта эта личность, что заинтересовало его в смерти Олега? Обращение к истории, к летописям как источнику баллады откроет шестиклассникам возможность творческой интерпретации исторического факта, покажет взаимо-связь баллады и времени, в котором жил поэт. Этот разговор вновь потребует и от учителя, и от учеников обращения к истории — к эпохе князя Олега и к эпохе Пушкина.

Литература немыслима вне истории. К сожалению, сегодня в сознании школьников, не только младших, но и старших, между литературой и историей образовалась пропасть. О последствиях такого разрыва говорить нет смысла: они известны учителю. Мы хотим уже в средних классах интегрировать эти школьные дисциплины. И в этом разделе А.С. Пушкин предстанет перед шестиклассниками как человек, увлечённый русской историей. Исследователи творчества Пушкина относятся к поэту как к профессиональному историку, у которого были свои методы освоения исторического материала. В библиотеке поэта насчитывалось около 400 книг по истории! С 1831 по 1834 год Пушкин служит историографом, работая в архивах над историей Петра Великого.

Зачем поэту нужна была история? Почему Пушкин изучал произведения и отечественных историков, и зарубежных? Почему даже в южной ссылке он интересуется историческими местами и стремится посетить их, а позднее совершит путешествие по Оренбургской губернии, собирая материалы о восстании Е.Пугачёва? Почему героями многих его художественных стихотворных и прозаических произведений становились исторические личности: князь Олег в «Песни о вещем Олеге», Борис Годунов в одно-имённой трагедии, Пётр I в «Арапе Петра Великого», «Полтаве», Мазепа в «Полтаве», Емельян Пугачёв в «Капитанской дочке», Наполеон (ода «Вольность», «Наполеон на Эльбе», «Наполеон»)? Эти вопросы настраивают шестиклассников на серьёзный разговор и дальнейшие изыскания, чтение произведений Пушкина и исторических книг. Уже сейчас мы можем приоткрыть ученикам главное назначение истории, о котором знал А.С. Пушкин, — помогать постигать настоящее.

К шестому классу школьники познакомились с князем Олегом. Возможно, кто-то, заинтересовавшись личностью Олега, самостоятельно прочитал о других его деяниях. Выслушаем их. Знают ли школьники о том, как умер Олег? Прочитаем запись об этом в «Повести временных лет». Нестор жил гораздо позднее, чем Олег. Откуда он мог почерпнуть сведения о его смерти?

Удивит ли школьников тот факт, что в других летописях о смерти Олега рассказывается иначе? Прочитаем записи в Новгородской летописи и Архангелогородском летописце. В Интернете нетрудно найти изображение "Олеговой могилы” в Старой Ладоге.

После чтения летописных отрывков работаем с вопросами и заданиями в учебнике (знаком* отмечены вопросы повышенной сложности).

1*. Подумайте, какая летописная запись о смерти Олега самая древняя. Какая из них больше связана с языческими (нехристианскими) обрядами? В каком рассказе подчёркивается любовь Олега к коню, забота о нём? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Перечитайте первый летописный фрагмент. Опишите, каким вам видится лицо Олега в моменты, когда он спрашивает о судьбе своего коня и когда он оказывается на месте его смерти.

3. Почему, на ваш взгляд, Олег спрашивает о судьбе своего коня?

4. Что означают слова "волхв” и "кудесник”? Проверьте себя по «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля. Выпишите оттуда синонимы к этим словам. (Словарь можно найти в сети Интернет.)

5. В летописном рассказе о кудеснике сказано: "один кудесник”. Почему летописец никак не характеризует волхва? Как это связано с особым видением героя в летописных сказаниях?

Расскажем ребятам о том, когда и как работал поэт над «Песнью о вещем Олеге». Прочитаем вслух балладу, не называя жанра произведения. После прослушивания ребята выскажут свои впечатления и ответят на вопросы.

1. Есть ли в «Песни о вещем Олеге» такой момент, который произвёл на вас сильное впечатление? Что вызвало это впечатление?

2*. Похожи ли Олег летописный и Олег пушкинский? Обоснуйте своё мнение.

Похожа ли пушкинская «Песнь» на летописные рассказы? Этот вопрос завершит первый урок.

Домашнее задание

1. Выявить отличия «Песни о вещем Олеге» от летописных рассказов.
2. Прочитать в учебнике статью «Устаревшая лексика как средство художественной выразительности».
3. Выполнить задания 1–3 к теме «Песнь о вещем Олеге» в тетради по литературе (тетрадь на печатной основе):

1. Перечитайте текст стихотворения и выпишите те слова и словосочетания, значение которых вам неизвестно или кажется устаревшим. Найдите их толкование в словарях и запишите в тетрадь.

2. Выпишите в две колонки встретившиеся вам в стихотворении Пушкина исто-ризмы и архаизмы. Каких слов оказалось больше? С чем это может быть связано?

3. Письменно ответьте на вопрос: "Как изменяет наше восприятие событий и героев введение поэтом архаической лексики?”

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 2199 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0