Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А.С.Пушкин
Что такое поэма?
Ø Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико драматическая и др.
Ø Поэма – это большое по объему произведение, описывающее многих героев и события, часто стихотворной формы.
Ø Стих поэмы плавно и свободно, что вызывает эмоциональный отклик у читателя.
Ø В поэме ясно, что любит автор и к чему относится отрицательно, как он оценивает людей и их поступки.
Детство
С самого раннего детства А.С.Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывали бабушка и Арина Родионовна – няня поэта. Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок. Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…»
Жанровое своеобразие
Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина. Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой. Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным. «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями. Сюжет поэмы – сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем. Даже печальное не печально, а страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным. Удивительно, что поэма разделена не на привычные главы или части, а на «песни». И не даром. В песнях есть рифмы. Прислушайтесь, само слово «песнь» звучит ласково, мягко, певуче. В каждой песне рассказана отдельная история.
Пролог
«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог поэмы. Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, изобилующее необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто несколько пушкинских строк или слов вызывают у читателя художественные образы представление о картине, героях. Пушкинские строки пролога переносят нас в сказочный мир, где «ученый кот» выступает в роли сказочника. Пушкин начинает пролог с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя:
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Поэтическое своеобразие пролога поэмы
Пролог написан в интонации непринужденного будничного повествования, незаметно переходящего в волшебные образы и сюжеты. Читая пушкинские строки, создается впечатление «реальности» сказки. Почему так? Присмотримся к тексту. Обратите внимание на глаголы (они используются в настоящем времени), а также на лексические повторы («там»). Строки пролога завораживают и надолго остаются в памяти. Мы буквально «видим» каждую строку, каждый образ пушкинского Лукоморья. Пушкинскому тексту присущи напевные интонации, столь привычные для народной сказки.
Построение поэмы
Поэма «Руслан и Людмила» как бы состоит из нескольких «миров» (из нескольких историй). Мы выделили нулевой мир – мир Лукоморья, история Лукоморья. На границе волшебного и неволшебного мира, но не внутри его, живут персонажи Лукоморья, «персонажи границы», оберегающие вход в волшебный мир: дуб, кот ученый, русалки, избушка на курьих ножках.
Первый мир – мир(история Финна и Наины)
Второй мир – мир Черномора и его брата, история с мечом и головой.
Третий мир – мир Руслана и Людмилы.
Четвертый мир – мир Ратмира, мир любви и покоя. Это пять разных времен, которые текут по-разному. История Лукоморья погружена в вечность: так было всегда и так всегда будет. История Финна и Наины – далекое прошлое, в котором завязываются узелки будущих конфликтов. История Руслана и Людмилы – это настоящее поэмы, рассказ о том, что происходит «здесь и теперь». История Черномора и его брата – это история пророчества, происхождение волшебства в поэме. История Ратмира – как бы мир идиллического будущего, вечной любви и покоя, где время останавливается.
Сказочные традиции
Все миры в поэме, кроме Лукоморья, сталкиваются между собой. В каждом мире для героев существуют какие-то препятствия, которые они должны преодолевать. Это как в традиции волшебной сказки.
Рассмотрим героев поэмы.
Руслан, отважный витязь, выдерживает все испытания и побеждает. Он проходит в волшебный мир и возвращается обратно.
Рогдай стремится к испытаниям, но гибнет в бою. Он не пересекает границу волшебного мира.
Фарлаф – шут в поэме. Он пересекает границу волшебного мира, но, подвергаясь испытаниям, ведет себя трусливо и смешно. Фарлаф вызывает только смех и осуждение.
Ратмир тоже не выдерживает испытания, но создает свой особый мир, мир любви и покоя (в волшебный мир Ратмир не попадает).
Добро и Зло
«Руслан и Людмила» - это сказочная поэма.
Похищение невесты, ее поиски, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения и, наконец, счастливый конец – все это похоже на сказку. Но по ходу повествования, внутри сюжета, происходит постоянное сталкивание сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.
В произведении все время описывается битва Добра и Зла. И если в одном мире Зло усиливается (восстали печенеги), то в другом мире усиливается Добро (Финн оживляет Руслана, чтобы он противостоял печенегам).
Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот содержание поэмы.
Заключение
Прошло более 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина, а его произведения продолжают жить, становятся с годами все более читаемыми и любимыми в нашей стране и за рубежом.
|