Цели урока: - Общеобразовательная: обобщает знания
учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения
выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический
текст собственного сочинения, развивает умение анализировать
стихотворный текст, учит разделению функций
- Развивающая:
развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных,
живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную
монологическую речь учащихся
- Воспитательная: воспитывает
коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и
к литературе вообще
Оформление урока: - Репродукции картин русских
художников-пейзажистов
- Выставка рисунков и творческих работ
учащихся
- Магнитофонные записи «Времён года» П. И. Чайковского
или Вивальди
- Оформленные столы групп времён года
-
Стол жюри
Подготовка к уроку, домашние задания.
К уроку дети разделены на группы по временам года, кто когда родился.
Им дано задание представить своё время года. Для этого учащиеся заранее
пишут и оформляют сочинения творческого характера на темы: Весна. -
О чём могла бы рассказать весенняя сосулька?
- Что увидел
жаворонок, прилетевший с юга?
- Разговор берёзки с ландышем
Лето. - Разговор поспевающих колосьев
-
Галчата учатся летать
- Приключения солнечного луча
Осень -
Осинкам холодно
- Краски художника-осени
- Разговор
падающих листьев
Зима.
- В зимний лес за сказкой
-
Мелодии зимнего дня
- О чём чирикает воробей в солнечный
морозный день?
Каждой группе даётся задание: 1.
Подготовить выразительное чтение стихотворение стихотворения (Весна -
«Весенние воды» Тютчева, лето - Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» или
«Ласточки пропали...», осень - Пушкин «Осень» или любое другое, зима -
Тютчев «Чародейкою зимою...» ) 2. Приготовиться поделиться
своими впечатлениями об этом стихотворении, ответив на вопросы: чем
понравилось стихотворение, какое настроение в нём выражено, какие самые
яркие, необычные слова и выражения замечены, как они помогают понять
мысли и чувства поэта 3. Выбрать ещё одно стихотворение о
«своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть 4.
Прочитать или инсценировать лучшее сочинение своей группы 5.
Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени
года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка.
Можно переодеться в костюмы и представить своё время года Советы к
защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о
нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое
стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года, шестой читает своё
сочинение или все его инсценируют. Продумайте последовательность частей,
кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести
свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к
стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать
свои стихи. Внимание! Вы должны уложиться
во время - выступление длится 7 минут Ход урока *
Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» У
нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по календарю. А
помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши
иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать
соё время года, украсили свои столы. Ваше выступление будет оценивать
строгое и компетентное жюри: учителя русского языка и литературы нашей
школы (* идёт представление) Сейчас зима. (* Учитель показывает
соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского)Деревья
словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал
землю. Вот как передал красоту родной природы русские художники. (*Далее
учитель ведёт экскурсию по импровизированной выставке, задаёт вопросы
классу) Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление.
Выступает группа «Зима» Пройдёт
время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна.
(*Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит
соответствующая музыка Чайковского) А вот как изобразили это молодое
время года русские живописцы. Выступает
группа «Весна» А следом за весной
приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от
буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето
приносит нам много плодов. Особенно любил изображать это время года
Шишкин. Выступает группа «Лето»
Наконец мы добрались до осени, печальной и в то же
время яркой поры. Осень особенно любил Пушкин и посвятил ей множество
своих стихов. Она вдохновляла поэта. Среди живописных полотен,
посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово
осени. Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои
оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными. Но
всё же, кто же, по мнению жюри, был лучшим? Уважаемое жюри, вам слово.
Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех
их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность
чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что
скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают
талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как
художники рисуют карандашом и кистью. Стихи открывают нам
красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык
природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто
добр, чуток, внимателен.
|