«Игра – это возможность отыскать себя в обществе,
себя в человечестве, себя во Вселенной».
Я. Корчак.
Химия – сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для учащихся
является нелёгким и напряжённым трудом. Очень хорошо, когда ребёнок
будет познавать мир и развиваться в игровых условиях. Цели:
Образовательные:
- расширение представлений учащихся о предмете химии,
- формирование представлений о необходимости комплексного подхода в
изучении предметов естественного цикла,
- выявление межпредметных связей;
Воспитательные:
- создание психологически комфортной среды,
- воспитание культуры общения учащихся, внимание, инициативу;
Развивающие:
- развитие у учащихся познавательного интереса к предметам
естественного цикла,
- формирование навыков работы в группе,
- развитие коммуникативных умений;
Оборудование:
- Таблица «Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева»
- мультимедийная презентация;
Форма проведения: интегрированное внеклассное мероприятие.
Правила игры:
В игре принимают участие несколько команд учащихся 8 классов, в
каждой по 5-6 человек. Игра проводится в четыре раунда.
В трех раундах команды по очереди выбирают тему и вопрос, стоимость
каждого приведена в таблицах. Вопрос зачитывает учитель. На обдумывание –
5-10 с. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии со
стоимостью вопроса. Если команда, выбравшая вопрос, не ответила, то
отвечает та команда, в которой первыми подняли руку. Учитывают все
баллы, заработанные командами. Если ни одна из команд не ответила на
вопрос, то ответ зачитывают. Каждый раунд заканчивается после ответа на
все вопросы.
В первых двух раундах предусмотрены по два вопроса «Кот в мешке».
Команда, получившая такой вопрос, передает его другой команде для
ответа.
В четвертом раунде всем командам предлагается письменно ответить на один
вопрос. Предварительно каждая команда делает ставку, не превышающую
числа заработанных командой баллов. Через одну минуту подводятся итоги.
Команда-победительница награждается.
Первой начинает игру та команда, которая правильно ответит на следующие
вопросы:
- Если открыли - закройте.
- Если одолжили что-нибудь — верните.
- Если вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте.
- Если вас это не касается - не вмешивайтесь.
- Если вы не можете что-либо понять - почешите в затылке.
- Если все же не поймете, то и не пытайтесь.
- Если вы что-то разлили, немедленно вытрите сами, не доверяя
соседу.
- Если нечаянно что-либо разбили, признайтесь, а то хуже будет.
- Если вы голодны – не ешьте что попало.
- Если вы хотите что-то понюхать, не суйте свой нос куда не
следует.
- Если вам надо что-либо отсыпать – сделайте это аккуратно, не
вздумайте, отсыпая, брать вещество руками, а потом их облизывать
I раунд
неметаллы |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
металлы |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
явления в химии |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Неметаллы 10
- Аллотропное видоизменение кислорода (озон) 20
- Молекулярная формула кислорода ...(О2) 30
– Кот в мешке: Газ с запахом свежести (озон) 40
- Какая кристаллическая решетка у кислорода и озона?
(молекулярные) 50
- Недостаток этого химического элемента вызывает заболевание
щитовидной железы (иод)
Металлы 10
- Какой металл вызывает лихорадку? (золото) 20
- Жидкий металл (ртуть) 30
- Металл, из которого изготавливают нити в лампах накаливания (вольфрам) 40
- Металл, при помощи которого можно измерить температуру (ртуть) 50
- Металл, у которого три буквы из пяти одинаковые (олово)
Явления в химии
10 - |
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом (физическое явление)
|
20 - |
Мой костер в тумане светит:
Искры гаснут на лету… (химическое явление)
|
30 - |
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят… (физическое явление)
|
40 - |
Туча по небу идет,
Бочка по море плывет. (физическое явление)
|
50 - |
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой. (физическое явление)
|
II раунд
химия в загадках |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
строение атома |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
химия в цифрах |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
химия в загадках
10 - |
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (золото)
|
20 - |
Гость из космоса пришел,
В воде приют себе нашел.
(водород)
|
30 - |
Я иду за первым вслед,
Я – из космоса привет
Ведь меня нашли на Солнце
Хоть я есть и за оконцем. (гелий)
|
40 - |
Кот в мешке:
Из названий двух животных
Мое имя состоит,
На таре, где меня хранят,
Знак токсичности стоит. (мышьяк)
|
50 - |
Я – газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом
Я для питья даю вам воду! (водород)
|
строение атома 10 –
Число электронов атома углерода... (6) 20 –
Назовите количество протонов атома серы (8) 30 –
Назовите количество нейтронов атома фосфора (16) 40 –
Атом лития потерял один электрон. Как называется оставшаяся
единица? (катион) 50 –
Каков заряд катиона? (положительный)
химия в цифрах 10 –
Степень окисления простого вещества кислорода...(0) 20
– Что означает запись 4О2 ( 4 молекулы
кислорода) 30 –
Молярная масса воды равна... (18) 40 –
Сколько электронов может отдать атом алюминия в ходе
химической реакции? (3 е) 50 –
Чему равно число электронов частице S2- (18 е)
III раунд
перевертыши |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
анаграммы |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
обо всем понемногу |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Перевертыши 10 -
Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо) 20 -
Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что
блестит) 30 -
Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за золото) 40 -
Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь,
воду и медные трубы) 50 -
В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное
кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том)
Анаграммы 10 – ДОВОРДО -
этот элемент входит в состав воздуха. (водород) 20 – СЛИКОДОР -
без этого элемента не проживете и десяти минут. (кислород) 30 – ЛЕОДРУГ -
без этого элемента в печке не будет огня. (углерод) 40 – ОРРЕБЕС –
блестит, а не золото. (серебро) 50 – МНИКРЕЙ -
этот элемент ищите среди камней. (кремний)
Обо всем понемногу 10 -
Какой металл считается самым активным в таблице
Д.И.Менделеева? (франций) 20 –
Как называется отрицательно заряженный ион? (анион) 30 –
Какая кислота находится в желудке человека? (соляная
кислота) 40 –
Как называется условная запись вещества? (химическая
формула) 50 –
Какой газ поддерживает горение?(кислород)
IV раунд
- Биохимический ребус Ва'' Ва'' С
- Химия + география
В названии химического элемента третьего периода добавьте букву «ф» и
получите название поверхности шара (сера – сфера) - Химия и математика
В названии элемента VII группы главной подгруппы измените порядок букв и
получите название геометрической фигуры (бром – ромб) - Биология
+ химия
Название какой вредной бабочки все время твердят на уроках химии? (моль) - Биология + история
Какой бабочке подчиняются военно-морские силы? (адмирал)
Подведение итогов.
|