Тип урока: урок обобщения знаний, умений, навыков.
Форма урока: урок-игра
Количество часов: 2 часа
Цель урока: совершенствовать умение
учащихся
видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка
через повторение
трех изученных частей речи (глагола, существительного и
прилагательного)
и подготовить их к комплексному анализу слова.
Задачи:
- способствовать развитию логического и образного
мышления учащихся;
- развивать умение анализировать текст и составлять
собственное
монологическое высказывание;
- формировать умение оценивать и анализировать свою
деятельность
и деятельность других учащихся на уроке;
- подготовить учащихся к проведению комплексного
анализа слова.
Оборудование урока:
- карточки с заданием,
- презентация,
- домовенок Проша,
- словари С. И. Ожегова и И. С. Меркурьева,
- цветные карандаши и альбомные листы.
Предварительно класс делится на 3 команды. Одна команда
разрабатывает
задания для игры, входит в состав консультантов, которые
закреплены
за каждой командой, оценивает работу учащихся и помогает
им в выполнении
заданий.
На выполнение каждого задания отводится 5-10 минут.
Ход урока.
I. Установка на восприятие (1 минута)
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в
увлекательное путешествие
по стране Русский язык. Это удивительная страна, в которой
много
загадочного, неизвестного и очень интересного.
Сегодня отправляются в путешествие три команды.
Сопровождать нас будет старый знакомый домовенок Проша.
Наш маршрут
пройдет по городу Морфология, через площадь Глагол, улицу
Имя существительное
и проспект Имя прилагательное. Вам необходимо быть очень
внимательными,
чтобы вы смогли добраться до конечной цели нашего
путешествия и
приоткрыть для себя одну из тайн русского языка.
А чтобы в пути вам было легче, вы можете обратиться к
консультантам
за помощью, да и Проша будет за каждый правильный ответ
подсказывать
по одной букве, из которых сложится слово – ключ к тайне.
II. Ход игры.
1 задание. "Загадки Фонетики”.(5 минут)
Попросим консультанта подсказать, что такое фонетика? Ответ
: фонетика - это раздел науки о
языке,
изучающий звуки речи.
1 группа: Найдите две пары слов,
совпадающих
по звучанию. Каким фонетическим процессом можно объяснить
их одинаковое
произношение?
|
Разговор с учителем. |
|
|
Вчера я с папой в лес пошел,
И был приятно поражен:
Я увидал огромный пруд,
Там миллион цветов растут;
Еще нашел я белый гриб,
И так кричал, чуть не охрип,
Я нанизал его на прут,
И бодро шел вперед, но тут…
В болото провалился я.
Врач говорит: «Грипп у меня». |
|
2 группа: Прочитайте текст, записанный
звуками.
Какие особенности произношения, отличные от современного,
вы заметили?
Как называется подобное произношение?
Индивидуальное задание: какие
особенности произношения
существительных в поморском диалекте вы можете отметить?
[ было н'эдал'око от города мурова с'оло // в том с'эл'э
жыл'и
стар'иц'ок да старушка // у них был од'ин сынок // он б'эз
нок тр'иц'эт'
л'эт с'ид'эл на п'эц'к'э // от'эц' да мат'и соб'ирайуц'а
на с'онокос // а ил'йушэн'ка дома оставайэц'а
на
п'эц'к'э //]
3 группа: Определите настроение данного
отрывка.
Дайте фонетическую характеристику подчеркнутых слов,
определите,
какой частью речи они выражены. Как звуковой состав слова
помогает
создать настроение? С помощью какого поэтического средства
создает
автор образ Севера?
Угрюмое безмолвие снежной пустыни. Угрюмые
дикие
скалы. Ночьглухая и долгая, как тоска. Сумасшедший
ветер, срывающий крыши с домов, бросающий навзничь
телеграфные столбы.
Обезумевшее море… Это Север.
После проверки результатов работы группам
выдается буква
«Е».
2 задание: «Загадки Морфемики» (5-7 минут)
А сейчас на несколько минут мы заглянем в гости в
Морфемику. Сможем
ли мы выполнить задание, чтобы продолжить наш путь? А
консультант
нам подскажет, куда же мы попали.
Ответ: Морфемика – раздел науки о
языке, изучающий
строение слова.
Задание всему классу (слайд 2):
1) Посмотрите, какое задание приготовил вам Проша.
Определите,
к какой части речи будут принадлежать слова с данными
суффиксами.
Какое значение придают эти морфемы указанным частям речи?
|
-оват- (прилагат., немного)
-енок-(-онок-) (существ., детеныш)
-онер- (существ., лицо)
-щик- (сущест., профессия)
-л- (глагол, прошедшее время)
-ся- (глагол, возвратный суффикс) |
Какие из данных суффиксов словообразующие, а какие
формообразующие?
Ответ: -л-, -ся- - формообразующие, а
остальные
словообразующие
Задание всему классу.
2) Представьте, что вы сидите перед телевизором, а вам
называют
только приставки в-, пере-, вы-. Что вас просят сделать?
Как вы
об этом догадались? Сделайте вывод, от чего может зависеть
значение
части речи. (слайд 3)
После проверки результатов работы группам
выдается буква
«Д».
3 задание: «О чем нам говорят слова»? (10 минут)
Не только звучание и состав слова играют большую роль в
жизни
любой части речи. Не менее важно и его лексическое
значение.
1 группа: Прочитайте текст. Какое
явление природы
описывает Б. Шергин? Вспомните его поморское название. На
каком
поэтическом средстве построен образ в предложенном
отрывке? Какая
часть речи наделена в этом тексте особой выразительной
функцией?
Объясните лексическое значение выделенного слова. В чем
его отличие
от общеупотребительного варианта?
В замороз к полночи начнет в синем бархате небесном
пояском серебряным
подергивать с запада до востока, а с севера заподымается
как бы утренняя заря. И вдруг все погаснет. Опять из-за
моря протянутся
пальцы долги без меры и заходят по небу. Да заря займется
ужасная,
как бы пожарная… Временем встанет, как стена, по сторонам
столбы,
и столбы начнут падать, а стена поклонится. А то будто
голубая река
протечет, постоит да свернется, как свиток. Бывало, спишь –
услышишь
собачий вой, откроешь глаза – по полу бегают светлые тени.
А за
окнами небо и снег переливаются несказанными огнями.
Б. Шергин «Отцово знанье»
2 группа: Прочитайте текст, обратите
внимание
на название одежды поморов. Какие слова в тексте являются
устаревшими?
К какой части речи они относятся? Пользуясь словарем И. С.
Меркурьева
«Живая речь Кольских поморов», найдите лексические
значения неизвестных
слов. Создайте несколько иллюстраций для альбома «Что
носили на
Севере в старину?» (обратите внимание на вышедшие из
употребления
вещи).
Что же такое носили в старину? Почти полный перечень
одеяний 15
века содержит Вкладная книга Кандалакшского монастыря, в
которой
записи начинаются с 1585 года. Местные жители жертвовали
монастырю
деньги, земли, суда, книги и другое имущество. Так Матюша
Великой
в 1585 году дал сермягу, ногавицы, рубашку,
портки, шапку,
сапоги, рукавицы и онучи – общей стоимостью в
один рубль.
Елена, Терентьева дочь, дала две однорядки,
да
два шушуна, да шубу
баранью, да
две скатерти, да восемь сорочек,
да косты, да две шапки и
иного
мелкого рухла– всего на пять рублей.
В 19 веке на Кольском Севере появились ситцевые рубахи,
пиджаки
и жилеты, шерстяные фуфайки норвежского происхождения (бузурунки).
На морских промыслах стали носить роканы,
и такие
же буксы).
Ушаков И.
3 группа: Прочитайте предложения,
выбирая подходящее
слово. Объясните свой выбор, пользуясь толковым словарем
С. И. Ожегова.
В (сырой/мокрый/влажный) погоду лучше быть дома.
На лугу росли (ароматный/душистый/пахучий) цветы.
Мы отдыхали под (могучий/мощный/сильный) дубом.
Мы были на экскурсии в (старый/древний/давний) городе.
После проверки результатов работы группам
выдается буква
«И».
4 Задание: «О чем нам говорят
слова». (5
минут)
Задание всему классу (слайд 4).
Проша подготовил для вас еще одну загадку. Он сочинил
стихотворение.
Прослушайте его. Какая часть речи помогает понять отгадку?
Объясните
лексическое значение слова «ноздреватый». Какое слово,
употребленное
в стихотворении, не существует в русском языке, и какое
значение
вложил в него автор? Определите разряд данного
прилагательного.
|
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый. |
|
|
(Весенний снег.) |
|
После проверки результатов работы группам
выдается буква
«Н».
5 Задание: «В городе Морфология».
Наконец-то мы почти достигли цели нашего пути. В городе
Морфология
нам предстоит вспомнить признаки каждой части речи.
Отвечать придется
быстро и правильно, чтобы заслужить букву-подсказку.
Блиц-опрос класса: (5-7 минут)
1 вопрос: Сколько частей речи в русском языке?
2 вопрос: Как определить род существительного Токио?
3 вопрос: Какие существительные относятся ко второму
склонению?
4 вопрос: Какого числа нет у существительного ножницы?
5 вопрос: Назовите разряды имени прилагательного?
6 вопрос: Можно ли определить разряд прилагательного
лисий? Если
нет, то почему?
7 вопрос: Как связаны между собой прилагательное и
существительное?
8 вопрос: Как образуется повелительное наклонение глагола?
9 вопрос: Как определить спряжение глагола?
10 вопрос: В чем сходство между существительным,
прилагательным
и глаголом?
После проверки результатов работы группам
выдается буква
«С».
Ну что ж, нам предстоит последнее испытание. В стране
Русский язык
тайны открываются только самым грамотным, и нам надо это
доказать
хранителям тайны. Выполните правильно последнее задание, и
вы у
цели.
(Каждая группа получает отдельное задание по конкретной
части речи).
6 Задание: «На площади Глагол».
1 группа: Какие орфограммы, связанные с
правописанием
глаголов, вы можете найти в этих текстах? Обозначьте их.
Отчего
зависит написание букв в глаголе?
|
Приемлем ночь полярную опять…
Тускнеет(3) даль, и люди вместе с нею,
Томясь во мгле, зевают и тускнеют,
Хотя сопротивляются,
Не спят.
Работа нас спасает
И спасет.
Но стоит от нее чуть-чуть отвлечься,
Как тут же ночь толкает нас улечься
И сонные глаза закрыть на все. |
|
|
Семенов В. П. |
|
А над морем полярных сияний мосты,
Не пройдешься(2) по ним, так насмотришься вдоволь.
|
|
|
Смирнов В. |
После проверки результатов работы группам
выдается буква
«Т».
7 Задание: «На улице Имя существительное».
2 группа: Какие орфограммы, связанные с
правописанием
прилагательных, вы можете найти в этом тексте? Обозначьте
их. Определите
разряд прилагательных (исключая выделенное слово).
Тревожный мягкий трепет северных сияний, ломтик луны,
весело ныряющий
под волну, тихие акварельные закаты, солнечная дрема на
сопках и
мягкие лиловые тени в лощинах. Лихая матросская песня,
мирные чайки
у пирсов. И запах лета. Такого короткого и торопливого!
Это тоже
Север.
После проверки результатов работы группам
выдается буква
«В».
8 Задание: «На проспекте Имя прилагательное».
3 группа: Проведите орфографический
разбор подчеркнутых
слов. Какие морфологические признаки имен существительных
помогли
вам при объяснении орфограмм?
|
Звезда полей во мгле
заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей. |
|
|
Н. Рубцов |
После проверки результатов работы группам
выдается буква
«О».
III. Подведение итогов. Самооценка.(10 минут)
Какое же слово у нас получилось? (слайд 5) Ответ:
единство.
Какую тайну приоткрывает нам это слово? Ответ:
в русском языке тесно связаны
между собой
все разделы: и фонетика, и морфемика, и лексика, и
морфология, и
так же, как существует единство всех разделов русского
языка, в
дружной семье живут и части речи, и пропустить маленькое
знание
об одной из них, значит никогда не узнать большего.
Попросим консультантов подвести итоги нашей работы и
оценить работу
учащихся. Консультанты заполняют карточку оценивания и
дают устную
характеристику работы групп.
Тема урока |
|
Класс |
|
Фамилии учащихся |
Оценка работы |
Ваши рекомендации |
|
|
|
Я предлагаю вам ребята в заключение нашей работы написать
сочинение-миниатюру
на одну из тем: «Русский язык как единая семья» или «Что
нового
я узнал сегодня».
IV. Домашнее задание (2 минуты)
- выполнить комплексный анализ слов в предложении
Разыгралась злая вьюга.
- индивидуальное: одной группе предлагается доработать
альбом
иллюстраций поморской одежды;
- индивидуальное: разработать словарный диктант по
орфограммам
изученных частей речи.
|