Оборудование: Мультимедийный класс,
программное обеспечение компании " Кирилл и
Мефодий”: СD-ROM "Большая энциклопедия” и
"Шедевры Русской живописи”
К практическому курсу учащиеся должны
знать: основные виды и жанры
изобразительного искусства
уметь: осуществлять поиск информации из
списка по ключевому слову (фамилии) или по
запросу в справочной поисковой системе. Если
учащиеся не обладают указанным умением, то в
начале занятия или предварительно уделяется
время на ознакомление с работой на компьютере.
Тема. Путешествие по Третьяковской
галерее.
Цели урока:
- Ознакомление учащихся с историей и фондами
Третьяковской галереи:
- А.Рублев "Троица”,
- Дионисий "Распятие”,
- О.Кипренский "Портрет Лейб-гусарского
полковника Евграфа Давыдова”,
- А. Иванов " Явление Христа народу”,
- А.Венецианов "Весна на пашне”,
- В. Суриков "Утро стрелецкой казни”,
- М. Врубель "Демон сидящий”,
- К. Петров-Водкин "Петроградская Мадонна.1918”.
-
- Формирование познавательного интереса
учащихся к изобразительному искусству.
- Воспитание чувства гордости за российскую
художественную культуру.
Форма обучения: Индивидуальная.
Тип урока: Урок-мультимедийная экскурсия.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие, знакомство учащихся с
целью урока: познакомиться с произведениями
великих художников, расположенных в
Третьяковской галереи.
2. Знакомство с произведениями. ( 27 мин)
- слово учителя (4мин.)
- экскурсия по картинам (23 мин.).
3. Итог урока и домашнее задание ( 7 мин).
Знакомство с произведениями
Вступительное слово учителя ( 1 мин.):
Тихий Лаврушинский переулок,
расположенный в Замоскворечье, где за оградой
стоит здание Третьяковской галереи, знают не
только москвичи. Чтобы увидеть бесценные
сокровища национального искусства, в галерею
едут со всех концов нашей страны люди всех
профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это
крупнейший музей русского и советского
изобразительного искусства, имеющий мировую
известность. Третьяковская галерея стала
поистине народным музеем.
Основателем галереи был московский
купец Павел Михайлович Третьяков /1832-1898/. Человек
широко образованный, страстный коллекционер. На
протяжении многих лет он тщательно и любовно
собирал картины русских художников. В 1872 году
Третьяков начал постройку первых залов будущей
галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском
переулке, где он жил сам.
/Далее учитель продолжает знакомит
учащихся (через демонстрацию иллюстраций:
"Фасад Третьяковской галереи” и "Портрет
Третьякова”) с историей галереи, используя
материалы с диска "Большая энциклопедия Кирилла
и Мефодия” /. ( 3 мин.)
В 1892 году Третьяков осуществил свою
заветную мечту - передал собранную им богатую
коллекцию в дар Москве. К этому времени его
собрание насчитывало около 2000 картин.
Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая
1893 года.
В Третьяковской галереи сосредоточено
первоклассное собрание Древнерусской живописи
XI-XVII веков. Здесь нам встречаются древнейшие
произведения таких мастеров как Дионисий и
Андрей Рублев, чье творчество покрыто множеством
легенд.
/ Учащиеся знакомятся с произведениями
Древнерусской живописи через экскурсию по
картине А.Рублева "Троица” и просмотр
репродукции Дионисия "Распятие” с СD-ROM компании
"K&M” "Шедевры русской живописи”/. ( 2 мин.)
Здесь можно увидеть произведения
выдающихся художников XVIII - первой половины XIX
века
/ Учащиеся знакомятся с произведением
О.Кипренского "Портрет Лейб-гусарского
полковника Евграфа Давыдова” через экскурсию по
картине с СD-ROM компании "K&M” "Шедевры русской
живописи”/. (1,5мин.)
Огромный зал галереи отведен
прославленному русскому художнику А. Иванову,
его полным жизни итальянским этюдам, знаменитой
картине "Явление Христа народу”, работа над
которой длилась 20 лет (1837- 1857г.г.). Размеры картины
поистине одновременно восхищают и удивляют (540 на
750 см.).
/ Учащиеся знакомятся с произведением
А. Иванова через экскурсию по картине "Явление
Христа народу” с СD-ROM компании "K&M” "Шедевры
русской живописи”/. (5мин.)
Покоряют своей скромной, тихой
поэзией, ярко национальным колоритом
произведения А. Венецианова, художника, впервые
раскрывшего лирику русской природы, создавшего
проникновенные образы русского крестьянства.
/ Учащиеся знакомятся с произведением
А.Венецианова "Весна на пашне” через экскурсию
по картине с СD-ROM компании "K&M” "Шедевры
русской живописи”/. (2мин.)
Наиболее прославленная и самая полная
коллекция русской живописи второй половины XIX
века – картины В. Перова, В. Сурикова, В. Серова,
пейзажистов – А. Саврасова, И. Шишкина, И.
Левитана и многих, многих других.
/Учащиеся знакомятся с произведением
В. Сурикова через экскурсию по картине "Утро
стрелецкой казни” с СD-ROM компании "K&M”
"Шедевры русской живописи”/.(3,5мин.)
В галерее полно и разносторонне
представлено искусство конца XIX века – начала XX
века полотнами таких художников, как М. Врубель,
К.Малевич, М.Шагал. Познакомимся с творчеством
М.Врубеля.
/ Учащиеся знакомятся с произведением
М. Врубель через экскурсию по картине "Демон
сидящий” (только первые две минуты) с СD-ROM
компании "K&M” "Шедевры русской живописи”/.(2
мин.)
Наряду с собранием русской живописи в
галереи имеются первоклассное собрание русской
графики – рисунков, акварели, миниатюр, а так же
скульптуры.
В 1932 году в Третьяковской галереи был
открыт отдел советского искусства. Здесь одной
из самых полных собраний советской живописи,
скульптуры и графики, среди которого ставшие
советской классикой произведения С. Герасимова,
А. Рылова, Г. Ряжского, К. Петрова-Водкина и других.
/ Учащиеся знакомятся с произведением
К. Петрова-Водкина "Петроградская Мадонна.1918.”
через экскурсию по картине с СD-ROM компании
"K&M” "Шедевры русской живописи”/.(3,5мин.)
Современная галерея постоянно
пополняет собрания, приобретая произведения
ведущих художников всех поколений.
Произведения Третьяковской галереи
побывали во многих странах мира и всегда
пользовались огромным успехом у зарубежных
зрителей.
Итог
Учащиеся в ходе короткой беседы
делятся впечатлениями о произведениях великих
художников, находящихся в Третьяковской галерее.
Вопросы беседы с учащимися:
- Какая из картин произвела на вас наибольшее
впечатление? Почему?
- Какие картины заставили задуматься?
- Если бы вы имели возможность получить картину в
подарок, какую бы вы выбрали?
- Вы хотели бы увидеть эти картины воочию?
Домашнее задание
Подготовьте сообщения по биографии
знаменитых художников, с картинами которых
познакомились на уроке (индивидуальные задания
по выбору).
Презентация
|