ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА
1. Выставка книг о вежливости.
2. Иллюстрированный плакат "Путешествие в
город Вежливых”.
3. Плакаты:
- "Вежливость проявляется в отношениях с
людьми”.
- "Вежливый человек не причинит другому
неприятностей и обид”.
- "Будь вежлив со своими товарищами, не давай им
прозвищ и кличек”.
- "Не спорь с товарищами по пустякам, не
ссорься, работай и играй дружно”.
- "В разговоре и игре всегда помогай слабому,
заступайся за него, не обижай младших”.
- "Вежливый человек всегда приветлив и всегда
внимателен к людям”.
СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ
1. Волшебник.
2. Мальвина.
3. Буратино.
4. Карабас-Барабас.
5. Дуремар.
Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в город
Вежливых. А поможет нам попасть в этот
чудесный город волшебный будильник Тик-Так.
Посмотрите, какой он важный и красивый, как будто
говорит нам: "Без меня ничто не возможно на
свете”. А ещё он очень строгий. Посмотрите, какие
аккуратные и подвижные у него стрелки. Стрелки,
стрелки, расскажите, из какой вы сказки?
Будильник: Мы из сказки времени. Наш король
– Будильник.У нас очень строгие порядки. Стрелки,
которые опаздывают, становятся всё тоньше и
тоньше и, наконец, совсем тают, потому что время,
которое отстаёт, никому не нужно. Зато стрелки, у
которых всегда и всё вовремя, успевают так много,
что вечером ими устраиваются красивые праздники
с играми, танцами, конкурсами. Хотите немного с
нами поиграть?
Пока мы сделаем полный круг, пройдет минута. За
это время надо успеть,взявшись за руки,
организовать круг, - это будет будильник, в центре
круга – стрелки. Если уложитесь вовремя, можно
водить разные хороводы, петь песни, играть.
ХОРОВОД В РИТМЕ СТИШКА
Часы идут, часы идут,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
Они счет времени ведут,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
Они помогут точным быть,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
Не опоздать и не спешить,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
Жить по режиму не пустяк,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
Беречь же время нужно так.
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
Вывод: Итак, точность – обязательный
признак вежливого, воспитанного человека.
Старайтесь точно следовать своему режиму дня.
Итак, мы в городе Вежливых.
И первая улица, которая нас встречает в этом
городе – улица "Красоты”. Встречают нас
здесь герои сказки "Приключения Буратино”.
Но что такое?!? Карабас-Барабас и Дуремар
перегораживают путь. Ответят ребята на
"коварные” вопросы – попадут на улицу
"Красоты”, не ответят – нет. Сначала все
отгадывают загадки, но они такие легкие, что
вызывают смех.
- "Сто одежек и все без застежек”.
- "Сидит дед, во 100 шуб одет, кто его раздевает,
тот слезы проливает”.
- "Зимой и летом одним цветом”.
- "Висит груша – нельзя скушать”.
(Ребята отвечают хором и смеются. "Чем
напугали? Легкотня!”)
Карабас-Барабас задает вопросы
потруднее:
- "Что в лесу самое красивое?”
- "А что у вас в классе самое красивое?”
- "Что в человеке самое красивое?” (Доброта)
- "Когда человек со всеми дружит и никого не
обижает?”
- "Когда человек - хороший товарищ, поймет тебя
всегда и поможет, если надо”.
- "Когда человек в чём-то виноват и у него
хватает мужества сознаться в этом”.
Получив ответы на все вопросы Карабас-Барабас и
Дуремар вынуждены пропустить ребят.
На улице "Красоты” ребят приветствуют
Мальвина и Буратино. Они приготовили
короткометражный фильм "Как вести себя в
гостях”. Буратино заходит в дверь не постучав и
кричит: "Мальвина!”. Мальвина делает жест рукой,
как бы останавливая кадр. Буратино замирает в
кукольной позе. Мальвина, обращаясь к зрителям,
сообщает: "Когда входишь в чужую дверь, надо
прежде постучаться и спросить разрешения, можно
ли войти!”
Буратино бежит спиной назад за дверь, т.е. как бы
прокручиваются назад кинокадры, а затем эпизод
разыгрывается так, как положено по правилам
этикета. По такому же принципу показывается
эпизод о правилах поведения за столом. Мальвина
пригласила Буратино к столу. Буратино сел за
стол, подвернул под себя ногу. Печенье он
запихивал в рот целиком. В вазу с вареньем залез
прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когла Мальвина отвернулась, он схватил кофейник
и выпил всё содержимое из носика, поперхнулся,
пролил на скатерть.
Мальвина (строго):
- Вытащите из под себя ногу и опустите её под
стол! Не ешьте руками, для этого есть ложки и
вилки. Умейте правильно и красиво накрыть на
стол. Тарелки ставятся на равном расстоянии друг
от друга. Справа от тарелки кладут нож и ложку
(углублением вверх). Около прибора должна быть
салфетка. Сидеть за столом надо красиво и
непринужденно, не разваливаясь на стуле. Нож
держат в правой, а вилку в левой руке и действуют
ими одновременно. Ешьте аккуратно, не торопясь,
не крошите на скатерть. Умейте красиво
пользоваться салфеткой. Благодарите, если
предлагают кушанье ("Спасибо, с удовольствием”
или "Спасибо,я уже сыт”). В гостях надо быть
веселым и приветливым. Если вы в плохом
настроении, устали или нездоровы, лучше остаться
дома, чем идти в гости. В гостях надо вести себя
просто и непринужденно. Неприлично громко
смеяться, бурно выражать веселость, кричать,
шуметь.
Затем Карабас-Барабас предлагает назвать все
волшебные слова, которые дети знают. Никогда
нельзя забывать волшебные слова. Предлагается
история об одном мальчике, который не знал
волшебных слов. Инсценировка "Волшебное слово”. Расскажет условия игры и проведет игру
Карабас-Барабас:
Карабас-Барабас:
- Когда к вам обращаются с вежливым словом
"пожалуйста”, вы, конечно, стараетесь сделать
всё, о чем вас просят. Давайте проверим, все ли
умеют внимательно слушать другого человека и
откликаться на вежливое слово. Если я скажу
"пожалуйста” - вы будете повторять все движения
за мной, а когда пропущу это слово – движения
повторять не надо. Итак, начнем;
- Поднимите, пожалуйста, руки вверх!
- Пожалуйста, присядьте!
- Поднимитесь!
- Опустите, пожалуйста, руки вниз и т.д.
А сейчас послушайте стихотворение А.Антонова
"Вежлив Витя или нет?”
Малыша обидел Витя
Но пред школою в строю
Витя просит:
"Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя;
"Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
ВОПРОС-ЗАДАЧА
По улице шли двое прохожих, первому – 62 года,
второму – 9 лет. У первого в руках было 5
предметов: портфель, 3 книги, большой сверток.
Одна из книг упала. "У вас книга упала”, -
закричал мальчик, догоняя прохожего. "Разве?” -
удивился тот. "Конечно” - ответил мальчик. "У
вас же было 3 книги плюс портфель, плюс пакет –
итого 5 вещей, а теперь осталось 4. "Я вижу, ты
хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал
прохожий, с трудом поднимая книгу. Однако есть
правила, которые ты ещё не усвоил. О каких
правилах говорил старик?
ИГРА "Словарь вежливых слов”
Я буду читать стихи, в которых вы должны по
смыслу и в рифму хором вставлять вежливые слова.
Вот мы и посмотрим, кто из вас лучше знает, когда
они употребляются.
"Растает даже ледяная глыба, от слова теплого
…” (спасибо).
"Зазеленеет старый пень, когда услышит …”
(добрый день).
"Если больше есть не в силах, поварам скажи …”
(спасибо).
"Мальчик вежливый и развитый говорит,
встречаясь …” (здравствуйте).
"Когда нас бранят за шалости, говорим …”
(прости, пожалуйста).
"И во Франции, и в Дании на прощанье говорят …”
(до свиданья).
В заключение пребывания на улице "Красоты”
Мальвина и Буратино предлагают самый красивый
танец, послушать стихотворение и песню:
1. Школьная полька.
2. Стихотворение.
3. Песня "Чему учат в школе”.
Следующая улица в городе Вежливых – это улица
"Честных”. Основными правилами здесь
являются следующие:
1-й ученик:
- Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить
то, что обещаешь другому человеку, группе,
коллективу.
- Если пообещал и потом понял, что не можешь
выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.
2-й ученик:
- Если не научился держать свое слово, выполнять
свои обещания и порученные тебе обязанности,
начни с небольшого, но обязательно доведи дело до
конца.
- Не перекладывай свою вину на другого.
А вот к чему может привести обман, сейчас мы
посмотрим. Рассказ так и называется "ОБМАН”.
Инсценировка рассказа "Обман”.
После рассказа вывод: "Ребята, не берите пример
с таких мальчиков, как Толик. Будьте честными,
помните, что правда светлее солнца, правда чище
ясного солнца.”
Какие вы знаете поговорки и пословицы о правде?
1. Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
2. Правда – что шило: в мешке не утаишь.
3. Проврался – что прокрался, люди долго помнят.
4. Раз солгал – а на век лгуном стал.
5. Не ищи правды в других, когда её в тебе нет.
В заключении пребывания на этой улице,
послушайте "Частушки из школьной жизни” и
стихотворение С.Михалкова "Находка”.
ЧАСТУШКИ
Мой дневник, как верный друг,
Для меня старался,
Я не выучил урок -
Дома он остался.По-геройски Настя с ленью
Воевала целый день
Но, к большому сожаленью,
Победила Настю лень.
Рома сплетни узнает,
А потом разносит,
Всем по сплетне раздает,
Хоть его не просят.
Буквы в Сашиной тетради,
Не стоят как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Саше хвостиками машут. |
Мы таблицы умноженья
Взяли и попрятали.
Дайте нам для ускоренья,
Микрокалькуляторы.Дал списать я на контрольной
Все задачки Лешечке,
И теперь у нас в тетрадках
У обоих "двоечки”.
Мы немножко пошумели
В окнах стекла зазвенели
Мы сказали: "Тишина!”
В школе треснула стена. |
СТИХОТВОРЕНИЕ "НАХОДКА”
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.Четыре отделения
В тяжелом кошельке,
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет на встречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги,
Как-будто по пути,
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Её богаство медное
В тяжелом кошельке.
Но тут беда случается,
И я стою дрожа.
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы не простой,
Да маленькие ножницы,
Да штопор завитой. |
И вдруг я вижу девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: - Твой?Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его.
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги
Как-будто по пути,
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Её богаство медное
В тяжелом кошельке.
Я бросился за девочкой,
И я догнал её.
И я спросил у девочки:
-Твоё? Скажи, твоё?
- Моё, -сказала девочка,
Я шла, разинув рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет.
С.Михалков |
Улица "Дружбы”. Основными правилами здесь
являются правила взаимопомощи.
1-й ученик:
- Помогай тому, кто сам трудится. Помогай
другому и тогда, когда тебе самому приходится
трудно.
2-й ученик:
- Помогай так, чтобы товарищ учился
самостоятельно преодолевать трудности. Взялся
помогать – не подводи, доведи дело до конца.
3-й ученик:
- Помогай не только другу, но и любому члену
коллектива, который в этом нуждается. Помогая
одному, думай об успехе всего коллектива.
4-й ученик:
- Старайся помогать товарищу, не ожидая просьбы.
Помогай по возможности незаметно.
5-й ученик:
- Помогая, не старайся показывать, что ты больше
знаешь и умеешь.
Настоящий друг никогда не оставит товарища в
беде. Хорошие это слова. Но не все ребята
правильно понимают их. Посмотрите сценку
"Друзья и помощники” (из жизни класса).
"ДРУЗЬЯ И ПОМОЩНИКИ”
Алёша не волновался перед контрольными
работами по математике, хоть и не учил правил. Он
знал, что дружок Дениска всегда выручит.
- Ведь ты отличник! Что тебе стоит? Свою
контрольную решишь, а потом мою.
- Друг ты мне? – спрашивал Алёша приятеля всякий
раз перед контрольной.
Денис безропотно соглашался.
Ребята, так ли поступают настоящие друзья? Как
должен был поступить Денис?
Вывод: Денису надо было заниматься с
Алёшей, помогать ему делать уроки, тянуть с улицы,
когда надолго затягивался футбол. А он
"помогал” ему на контрольных. Вот и оказал
товарищу "медвежью услугу”. - А вот так вот поступают настоящие друзья!
Однажды заболела Оксана. Долго не ходила в
школу. Товарищи не забыли о ней. После уроков к
больной подруге ходили девочки. Они приносили
Оксане домашние задания, вместе читали. Оксана
выздоровела и снова пришла в класс. Мы были очень
рады, наша дружба победила.
Иногда бывает и так. Во время перемены вы
затеваете игру, но постепенно, входя в азарт,
начинаете бороться. Невинная борьба часто
переходит в драку. И тогда ребята посильнее
начинают бить слабых.
"Игра”. Е.Ильин
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать,
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами,
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, - стыдится!
Вывод: Все вы ребята, в играх своих, должны
оставаться друзьями. Хвастаться силой и драться
со слабыми недостойно воспитанного человека.
Сильные всегда справедливы, они не придираются
по мелочам к своим товарищам. Вот в этом и
заключается их сила. Бой драчунам и злюкам! Да
здравствуют добро, уважение и чуткость друг к
другу!
Итак, наше путешествие подходит к концу. Что
же мы должны усвоить хорошо?
- Будь вежлив со своими товарищами, не давай им
прозвищ и кличек.
- Разговаривая, не кричи, не забывай говорить
"волшебные слова”, здоровайся при встрече,
прощайся при расставании. Будь точным.
- Если знаешь интересные игры или что-то умеешь
делать, научи других. В играх не будь грубым, не
кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не
ссорься, старайся работать и играть дружно.
- Будь честным и правдивым. Не ябедничай. Если
друг в чем-то не прав, скажи об этом, останови
товарища, если он занимается чем-то плохим.
- Вежливым человек не рождается, а становится. И
от вас требуется умение самим следить за собой,
понимание того, как надо вести себя в разных
случаях, не обижаться, если взрослые товарищи
делают замечания, стараться исправить плохое в
своем поведении.
Волшебный будильник "Тик-так” вручает всем
участникам значки-эмблемы "Почетному
гражданину города Вежливых”.
|