Цель: формирование навыков
сохранения зрения и слуха.
Место проведения: спортивный
зал.
Оборудование: картонный город;
косынки двух цветов – оранжевого и зеленого – по
количеству детей; свисток; флажок; секундомер;
буквы «У», «Х», «О» зеленого цвета, «Г», «Л», «А»,
«З», «А» – оранжевого; картинки с полезными и
вредными действиями; флажки из бумаги; ключики;
большие ключи; колокольчики; повязка на глаза;
памятки «Путешественнику в город Зрение и слух;
музыка А.Вавилова – «Кукушка», «Тучка».
Подготовка. Спортивный зал
оформляется шариками и флажками. Расставлен
город – сделанные из картона красочные макеты
домов.
Детей нужно разделить на две равные команды –
зеленые и оранжевые, – повязав им на шею
соответствующие косынки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Звучит музыка А.Вавилова «Кукушка».)
(В спортзал заходят дети и
выстраиваются на средней линии.)
Ведущий. Здравствуйте ребята! Мы с
вами уже побывали в стране Здоровья. Давайте
вспомним, что мы узнали в прошлый раз.
(Ответы детей.)
Сегодня я приглашаю вас совершить еще
одну прогулку в эту страну, но мы посетим уже
другой город. Как он называется, вы догадаетесь
сами. Давайте сядем на поезд и отправимся в
путешествие. Направляющий будет паровозиком, а
остальные – вагончиками.
(Шагом марш!)
Ведущий. Поезд набирает ход. (Бегом
марш!) (Дети преодолевают бегом несколько
кругов по залу.)
Ведущий. Поезд останавливается. (Дети
замедляют бег, идут шагом, останавливаются.) Восстанавливаем
дыхание. Вспомните, как мы учились дышать: вдох
нужно делать через нос, а выдох – через рот.
Вот и прибыли мы в пункт нашего назначения.
Оглянитесь вокруг. Вам нравится городок? Вы
можете разойтись и посмотреть на домики, а заодно
найти буквы своих цветов, зеленые собирают
зеленые буквы, оранжевые – оранжевые.
Приступайте.
(Дети ходят вокруг домиков,
рассматривают их, собирают буквы, возвращаются
на свои места в шеренге.)
Молодцы, ребята! Собрали все буквы. А
теперь давайте отгадаем, как же называется город,
в который мы прибыли. Сейчас я загадаю загадку
каждой из команд, а вы из найденных букв
составите ответ.
Команда зеленых – ваша загадка:
Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора,
Назови их, детвора.
Команда оранжевых, а эта загадка – для вас:
Плосконька досочка:
По краям обшивочка,
А в середине дырочка.
(Дети составляют слова из найденных
букв: глаза и ухо. За правильный ответ
каждая команда получает по ключику.)
Ведущий. Молодцы! Вы правильно
отгадали загадки. В нашем путешествии речь
пойдет именно о глазах и ушах, а город называется
Зрение и слух.
Глаза, ребята, главные помощники
человека. С их помощью мы видим окружающий мир,
различаем и узнаем предметы, определяем их цвет,
форму и величину. Давайте проведем опыт.
Игра «Ловишки»
Выбирается ловец из группы зеленых,
который должен по команде поймать как можно
больше оранжевых игроков за две минуты.
Пойманными считаются те, кого ловец задел рукой.
Затем ловцом становится участник команды
оранжевых. Количество пойманных игроков
подсчитывается. (Попросить гостей запомнить их
число.)
Игра «Чудесный колокольчик»
Вариант предыдущей игры. Сейчас у
ловцов завязаны глаза, а те, кого ловят, надевают
на руку колокольчики.
Сравнивают результаты команд. Ключик получает та
из них, чьи ловцы в течение обеих игр поймали
больше соперников.
Ведущий (обращаясь к ловцам).
Легко ли вам было ловить ребят с завязанными
глазами? (Дети отвечают.)
А что же нужно делать, чтобы сохранить зрение?
Давайте посмотрим: знаете ли вы ответ?
Эстафета
Дети выстраиваются в две колонны. На
стене висят рисунки с изображением вредных и
полезных для сохранения зрения действий. В руках
у ребят – бумажные флажки. По команде надо
подбежать к картинкам, выбрать ту из них, где
нарисовано действие, которое может повредить
глаза или снизить зрение, и прикрепить к ней свой
флажок. Победит команда, которая найдет большее
количество таких действий и не ошибется, ей
вручается ключик.
Ведущий. Хорошо! Вы замечательно
справились с заданием. У меня еще один вопрос к
ловцам. Какой орган помогал вам с завязанными
глазами ловить ребят? (Дети отвечают.)
Ведущий. Правильно. Прослушайте
диалог:
– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие, вчерашние!
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.
Что произошло? Почему два человека не
поняли друг друга? (Ребята отвечают.)
С помощью органов слуха нам подвластен целый мир
звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка и
человеческая речь. Слух – большая ценность для
людей. Давайте посмотрим, знаете ли вы, что
делать, чтобы сохранить слух. (Расставить детей
в шеренги.) Я буду называть действие, и если вы
считаете, что оно правильное, подпрыгиваете
вверх, хлопая в ладоши, а если неправильное –
приседаете. Если же ошибетесь, то вам нужно выйти
из шеренги и встать слева. Чтобы сохранить слух, я
делаю так:
– защищаю уши от сильного шума;
– ковыряю в ушах спичкой;
– слушаю громкую музыку;
– защищаю уши от ветра;
– громко кричу;
– не сморкаюсь сильно;
– мою уши каждый день;
– не допускаю попадания в уши воды;
– не ковыряю в ушах;
– если уши заболели, иду к врачу;
– ежедневно разминаю ушную раковину.
(Команда, игроки которой допустили
меньше ошибок, получает ключик.)
Ведущий. Зрение и слух помогают
нам ориентироваться в окружающей обстановке, с
их помощью мы можем быстро реагировать на
возникающие опасности, например, на дороге. Нужно
лишь внимательно смотреть и слушать. Давайте еще
немного потренируемся.
Эстафета
(Ребята становятся в колонны по
одному.) По сигналу свистка нужно стать на
четвереньки и в этом положении пройти до
ограничителя, обогнуть его и вернуться обратно.
По сигналу «поднятый флажок» обычным бегом
добраться до ограничителя, обежать его и
возвратиться.
Надо попросить гостей подсчитать количество
победителей у зеленых и оранжевых, выигравшая
команда получает ключик.
Ведущий. Замечательно! А знаете ли
вы, ребята, что глаза и уши связаны между собой?
Чтобы снять утомление с глаз, нужно
помассировать ушные раковины. Давайте попробуем
сделать это вместе. (Дети массируют ушные
раковины вместе с ведущим.)
Ведущий. Вы очень много пишете и
читаете как в школе, так и дома. На глаза
приходится очень большая нагрузка, поэтому я
предлагаю разучить еще несколько упражнений.
1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд,
затем открыть (5–6 раз).
2. Быстро моргать в течение 1–2 минут.
3. Закрыть веки и массировать их круговыми
движениями пальцев в течение 1 минуты. (Внимание!
Нельзя нажимать на глазные яблоки сильно.)
4. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на
верхнее веко (3–4 раза).
Этот комплекс вы можете выполнять
самостоятельно, когда почувствуете, что ваши
глаза устали.
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что
интересного вы узнали из прогулки по городу
Зрение и слух? Что нужно делать, чтобы сохранить
зрение? А слух? (Дети отвечают.)
Правильно! Давайте теперь подведем итоги.
Команда зеленых заработала ___ ключиков, а команда
оранжевых ___. Команде ____ вручается серебряный
ключ от города Зрение и слух, а команде –____
золотой.
Вы все молодцы, ребята! Вам понравилось
путешествие? Большое спасибо вам за участие. (Учитель
раздает памятки «Путешественнику в город Зрение
и слух.) До новых встреч. (Звучит музыка
А.Вавилова – «Тучка», дети выходят из зала.) |