Цели урока:
- Познакомить с понятиями кода, кодирования, декодирования;
- Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека;
- Научит учащихся кодировать и декодировать информацию разными способами;
- Скорректировать логическое мышление на основе упражнений на кодирование информации.
- Воспитывать интерес к предмету.
Задачи урока:
- Изучить понятия «код», «кодирование», «декодирование»;
- Рассмотреть примеры кодов в жизни человека;
- Научить детей кодировать и декодировать информацию разными способами;
- Повторить правила техники безопасности при работе за компьютером.
Тип урока: урок - знакомство, изучение нового материала. Методы обучения
: беседа с применением игровой технологии. Формы обучения
: индивидуальная, фронтальная. Приборы и оборудования
: ПК, проектор, презентация,
карточки с заданиями для кодирования, инструктивные карты для каждого
учащегося, глобус, макеты планет, рисунки с изображениями планет. План урока:
- Организационный момент (1-2 мин).
- Постановка целей урока. Отправление в полет (2 мин).
- Изучение новой темы (10 мин).
- Закрепление материала. Отгадывание планет (4 планеты по 5 мин). Физминутка.
- Д/З.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное
путешествие по космосу. Наше путешествие будет проходить через четыре
планеты нашей солнечной системы. На каждой планете вас ожидает масса
интересных заданий.
2. Постановка целей урока. Отправление в полет
Кто знает, на какой планете мы с вами живем? (Земля).
Перед тем, как отправиться на другие планеты, мы должны познакомится с новым понятием – кодированием информации.
Ребята, давайте подумаем, что же значит слово кодирование. Подберите однокоренные слова к слову кодирование.
Ребята должны предложить КОД, КОДИРОВАТЬ, КОДИРОВКА, КОДИРОВЩИК.
А мы с вами занимались кодированием? (Должны ответить – нет), а где встречались с закодированной информацией (тема урока, оценки – должны догадаться). Каждый ученик предлагает варианты для формулировки данных понятий, а так же рассмотреть понятие кода.
3. Изучение новой темы.
Учитель демонстрирует презентацию, поясняет понятие кодирования, кода. Код
– система условных знаков для представления информации. Кодирование
– представление информации в удобную для хранения, передачи, обработки форму с помощью некоторого кода.
Приводит примеры кодирования (презентация), учащиеся отвечают, что обозначают эти примеры (какую информацию они в себе таят).
Затем учитель вводит понятие декодирования, приводит примеры (презентация). Декодирование
– процесс обратный кодированию.
4. Закрепление материала. Отгадывание названия планет.
Теперь мы отправляемся в путешествие по планетам. Вам будет предложено
несколько заданий, ответы на которые вы должны записать в ваши
карточки (учитель показывает инструктивные карты учащегося, которые они
должны подписать).
Итак, все экипажи готовы, и мы отправляемся в полет вот на таком
космическом корабле. Занимайте свои места на нашем виртуальном корабле,
полетели (презентация).
Перед вами лежат карточки с заданиями для угадывания первой планеты:
a. Внимательно посмотрите на буквы русского алфавита, каждая буква
имеет свой номер. Вы отгадываете название первой планеты и записываете
ответ в свою карточку. (МАРС) Мы прилетели на планету Марс. Марс – это четвертая планета
Солнечной системы. Она немного меньше Земли. На марсе очень холодно:
дневная температура поднимается до +25°, к вечеру резко понижается до
–90°. Следствием резких температурных контрастов являются сильнейшие
ветры и пылевые бури. У Марса два спутника – Фобос и Деймос.
Учащиеся сами ставят себе оценку за это задание и записывает в свою карточку способ кодирования – замена буквы ее порядковым номером в алфавите.
б. Мы продолжаем наш полет. И следующая планета, которую мы посетим –
ЮПИТЕР. ЮПИТЕРСИАНЕ нам дали задание – закодировать название планеты.
Задание находится на компьютере. Но перед тем, как сесть за машины, мы
должны повторить правила работы за ЭВМ (учитель проводит инструктаж).
(ЯРЙУЁС) Юпитер — планета–гигант, которая массивнее в два раза, чем все
остальные планеты, вместе взятые. По объему Юпитер больше Земли в 1200
раз, быстро вращается вокруг своей оси (10 час), полный оборот вокруг
Солнца совершает за 12 земных лет, имеет большое количество спутников.
Станция Эрудит.
Учащиеся сами ставят себе оценку за это задание и записывает в свою карточку способ кодирования – Код Цезаря.
в. Прибыв на планету ВЕНЕРА, давайте сделаем передышку. Физкультминутка
.
Давайте действиями и словами передадим информацию.
На каждый вопрос дети отвечают хором: "Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие):
- Как живешь? - Вот так! (Показ большого пальца.)
- Как идешь? - Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони)
- А бежишь? |
- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.) |
- Ночью спишь? |
- Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову.) |
- Как берешь? |
- Вот так! |
- А даешь? |
- Вот так! |
- Как шалишь? |
- Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями) |
- А грозишь? |
- Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу.) |
г. Продолжаем наше путешествие.
Мы прилетели на самую эффектную планету Солнечной системы. Но чтобы
ее угадать вы должны выполнить задание, используя азбуку Морзе.
(САТУРН) Сатурн, благодаря своему знаменитому кольцу. Сатурн относится к
планетам-гигантам, хотя и уступает по размерам Юпитеру. Масса Сатурна в
95 раз больше массы Земли. Это холодная планета: температура держится
на уровне -145°С. Яркие кольца Сатурна распадаются на множества узких и
тонких колечек и состоят из водяного льда и покрытых льдом камней.
Толщина всех колец около двух километров. Имеет несколько спутников:
Титан, Атлас, Пандора, Феба.
Учащиеся сами ставят себе оценку за это задание и записывает в свою карточку способ кодирования – Азбука Морзе.
д. Последняя планета, на которую мы отправимся. Угадайте ее название с помощью семафорной азбуки.(УРАН) Уран седьмая по отношению к Солнцу планета. Он находится на
окраине Солнечной системы. Период полного обращения вокруг Солнца 84
земных года. Солнце же поднимается там очень высоко над горизонтом и
половину времени освещает то северное, то южное полушария. Поэтому
повсеместно бывает продолжительный полярный день и полярная ночь (42
земных года). У Урана 5 спутников.
Учащиеся сами ставят себе оценку за это задание и записывает в свою карточку способ кодирования – Семафорная азбука.
5
.Д/З. Придумать свой способ кодирования и закодировать свое полное имя.
6. Итог урока.
Возвращаемся на нашу планету Земля. Обсуждение с учащимися темы
урока, новыми понятиями. Какие способы кодирования они применяли при
разгадывании планет? Какой способ им больше всех понравился?
Закодируйте свое имя этим способом!
Если позволяет время, можно предложить учащимся разгадать ребус (это еще один способ кодирования информации). |