Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 10:58:10
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Путешествие в литературный музей К.Г.Паустовского. История создания рассказа «Телеграмма»
29.10.2010, 13:50:49

Тип урока: урок – заочная  экскурсия.

Вид урока: урок знакомства с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского и его рассказом «Телеграмма».

Технология: технология развивающего обучения с применением мультимедиа технологий, интернета.

Цели:

-углубить  знания учащихся  о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе;

- вызвать интерес к личности писателя;

- развивать навыки выразительного чтения;

-познакомить с историей создания рассказа «Телеграмма» для осознания авторской идеи;

- воспитание духовно-нравственной личности.

Оборудование:

-выставка книг писателя;

-компьютер;

-мультимедиа  проектор;

-презентация «Центр – музей К.Г.Паустовского в Москве» - http://poznayko.at.ua/load/centr_muzej_k_g_paustovskogo_v_moskve/22-1-0-2584

Эпиграф:

Слайд 1.

Учитель.

«Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца! Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе». (К.Г.Паустовский)                    

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы:

Слайд 2.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени - большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя К.Г.Паустовского.

Деятельность его была многообразна: он - автор романов, повестей, рассказов; он - очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги,  яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Читатель не может не ощущать и обаяния  личности писателя, его бескорыстия, честности, принципиальности. Это не случайно: Паустовский - человек, создавший себя, его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Слайд 3.

Я приглашаю вас на экскурсию в литературный музей - центр Паустовского в Москве.

(Экскурсию проводит группа экскурсоводов).

3.Ход урока.

А) Экскурсия.

Экскурсовод  1.

Судьба писателя не была легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков, Вильно (показывает по карте)- это только начало длиннейшего свитка адресов Паустовского. Читая произведения, написанные в 40-50 годы, улавливаешь потаённую тоску по домашнему теплу, уюту. В рассказах «Снег», «Телеграмма», «Скрипучие половицы», «Жильцы старого дома» наряду с героями фигурирует образ дома.  Обязательно деревянный, небольшой, уютный, сроднившийся с хозяином, окруженный садом - таков дом, о котором мечтал писатель.

Слайд 4.

Экскурсовод 2.

А в рассказе «Кордон 273» дан портрет такого дома: «Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце,- так бывает всегда, когда увидишь то,  о чём думал много лет. А думал я о том, чтобы поселиться в такой вот чистой избе, в лесном пустом краю, поселиться надолго и спокойно работать. Только так,  казалось, могут быть написаны настоящие вещи – неторопливо, продуманно, в полную меру». Дом с мезонином стал Литературным центром - музеем Паустовского.

Экскурсовод 1.

Музей встречает гостей, нетерпеливо глядя на них окошками в белых рамах. Поднимаемся по скрипучим ступенькам деревянного крылечка, распахиваем дверь и слышим мелодичный звон колокольчика…

Слайд 5.

Интересна судьба здания, в котором расположился музей. Это здание находится в Москве, в парке Кузьминки. Усадьба строилась и расцветала при князе Голицыне. Именно в период работы над архитектурным ансамблем  князь выписал из Германии ботаника для работы в саду и оранжерее. Для него и был построен этот дом, о чем напоминает мемориальная доска на здании: «Памятник архитектуры. Флигель садовника («Серая дача»).1797  год».

Слайд 6.

Экскурсовод 2.

После революции 1917 года в «Сером доме» была устроена коммунальная квартира, а позднее дом сгорел. Тот флигель садовника, который мы видим сейчас,- это здание, восстановленное по сохранившимся с конца 18 века чертежам. Музей Паустовского вселился в «Серую дачу» в 1987 году. Создавался музей силами учеников школы № 456. Возник он в 1975 году, а размещался в клубе «Спутник». Сейчас Литературный музей К.Г.Паустовского - крупнейший центр, координирующий деятельность исследователей жизни писателя; до недавнего времени музей в Москве был единственным, но сейчас и в Одессе создан музей Паустовского. Слайд 7.

Слайд 8.

Экскурсовод 1.

Первое, что видишь, войдя в дом,- это скульптурный портрет писателя (единственное прижизненное скульптурное изображение). Паустовский пристально вглядывается в лица  вошедших, словно напоминая: « Мы жили на этой земле. Не отдавайте её в руки опустошителей,   пошляков и невежд».

Слайд 9.

« Мы – потомки Пушкина, и с нас за это спросится… В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек», - писал К.Г.Паустовский («Золотая роза»).

Слайд 10.

Экскурсовод 2.

Экспозиция «Далёкие годы» в первом зале музея посвящена детским годам и времени учения в гимназии.

Слайд 11.

Мы видим уникальные фотографии мамы, сестры Паустовского.

Слайд 12.

Особое место занимает фотография бабушки: «Я дружил с бабушкой. Я любил её больше, чем всех своих родных. Она мне платила тем же…  Бабушка вся светилась лаской и грустью. Несмотря на разницу лет, у нас было много общего. Бабушка любила стихи, книги, деревья, небо и собственные размышления».

Читая главу «Караси» из книги «Повесть о жизни», мы вместе с мальчиком Костей приезжаем в городище ( хутор Паустовских) и оказываемся в кругу многочисленных родственников…

Экскурсовод 2.

Слайд 13.

Экскурсовод 1.

Слышим певучую, журчащую украинскую речь. Видим мир таким удивительным, каким он бывает лишь в детстве: «Утром я просыпался от жаркого солнца, бившего в белые стены.  Красные и желтые мальвы - монашки покачивались за открытым окном. Вместе с ними заглядывал в комнату цветок настурции; в нем сидела пчела,… по потолку без конца бежали светлые струи, лёгкие волны - отражение реки. Река шумела тут же, рядом».

Слайд 14, 15.

А музей нам даёт возможность увидеть фотографии городища; на этом же стенде фотография дома № 5 в Гранатовом переулке Москвы, где родился Паустовский (дом не сохранился).

 Экскурсовод 2.

«… осенью 1902 года я впервые надел длинные брюки и гимназическую курточку…»- так начались годы обучения в Первой Киевской гимназии. Слайд 16. Мы видим фотографию здания гимназии, созданного архитектором Беретти в 1887 году.

Слайд 17,18.

Здесь же фотографии выпускников гимназии, вошедших в историю России. А .Н.Вертинского (выпуск 1909 года),  М.А.Булгакова( выпуск 1911 года), К.Г.Паустовского( выпуск 1912 года).

Слайд  19.

Особую роль в жизни Паустовского сыграл Николай Трофимович Черкунов; он является прототипом учителя географии из главы «Вода из реки Лимпопо» книги «Повесть о жизни». Этот преподаватель стремился пробудить в детях воображение, ибо «…человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией».

Слайд 20.

Экскурсовод 1.

Рядом с фотографией Черкунова - большая бабочка, чудесная бабочка с острова Борнео! «Огромная бабочка, больше, чем лист клёна, лежала в ящике на тёмном шелку и переливалась, как радуга… бабочка вспыхивала разными цветами- то белым, то золотым, то пурпурным, то синим. Казалось, что крылья её горели чудесным огнем, но никак не сгорали».

Не та ли это бабочка да дедушкин сад поселили в душе мальчика страсть к путешествиям? И как атрибуты путешествий в дальние страны - сверкающие перламутром раковины, морские звезды, помещенные рядом с атрибутами ученической жизни - пуговицей от форменной курточки гимназиста, пряжкой, ручкой с пером. Слайд 21,22.

Экскурсовод 2.

Годы учения в гимназии подходили к концу. «Моя юность началась в последних классах гимназии и окончилась вместе с Первой мировой войной. Она окончилась, может быть, раньше, чем следовало. Но на долю моего поколения выпало столько войн, переворотов, испытаний, надежд, труда и радости, что всего этого хватило бы на несколько поколений наших предков».

Слайд 23.

Экскурсовод 1.

С фотографии этой поры глядит профессор Гиляров, заставлявший своих учеников работать над собой, развивать свои способности. Тогда-то,  по признанию Паустовского, под влиянием Гилярова «родилась мысль о нём (писательстве)как об единственной моей жизненной дороге».

Слайд 24.

Экскурсовод 2.

На фотографии 1912 года мы видим повзрослевшего Паустовского - студента Киевского университета; в 1915 году Паустовский - санитар военного санитарного поезда № 226.

Слайд 25-26.

Экскурсовод 1.

Среди фотографий бойцов, среди газетных лозунгов  вдруг останавливаешь взгляд на знакомом лице. Бунин! Фотография 1909 года. Именно И.А.Бунину пошлет на отзыв свои первые стихотворения К.Г.Паустовский. Музей сохранил рукописи стихотворений 1916-1917 годов.

Слайд 27, 28, 29, 30.

Экскурсовод 2.

Романтику 20-30 годов передают экспозиции второго зала музея. Фотографии И.Ильфа, Э.Багрицкого, Ю.Олеши, И.Бабеля, В.Инбер остановили во времени молодость сотрудников газеты «Моряк», издававшейся в Одессе. Море, пленившее Паустовского в детстве, стало частью жизни. Белый парус, старый морской компас, корабельный колокол, спасательный круг, мотки каната - вот она, исполнившаяся детская мечта.

Слайд 31 – 35.

Экскурсовод 1.

«Море появилось вдали, как синяя стена. Я долго не мог понять,  что это такое. Потом я увидел зелёную бухту, маяк, услышал шум волн  y мола, и море вошло в меня, как входит в память великолепный, но не очень ясный сон». С мечтой о море, с образом моря у Паустовского связаны имена А.Грина, П.П.Шмидта; 20-30-годы – время создания книг «Чёрное море», «Романтики» (это первый роман Паустовского над которым писатель работал в 1919 -1923 годах).

Экскурсовод 2.

Страсть к путешествиям не дает Паустовскому сделаться оседлым человеком.

Слайд 36 – 41.

1930 год - фотографии, связанные с периодом работы над книгой «Кара-Бугаз». А затем бросок на север, «Книга скитаний». И снова Паустовский среди знакомых лиц: И.Ильф, Е.Петров, Ю.Олеша, М.Булгаков. А впереди – Москва. На большой Дмитровке, в доме № 26, в квартире у Р.И.Фраермана собирались люди, беззаветно преданные писательскому делу: А.Гайзер, В.Гросман, А.Платонов…Многие из писателей, улыбающиеся с этих фотографий, создавали книги для юных читателей, Не был исключением и Паустовский. Это книги «Дремучий лес», «Заботливый цветок», «Стальное колечко», «Летние дни», «Барсучий нос»…

Слайд 42 – 45.

Экскурсовод 1.

Солотча - особая глава в жизни Паустовского. Здесь, в Рязанской области, Константин Георгиевич жил в доме академика Пожалостина. Фотографии запечатлели Паустовского с пойманной рыбой, на рыбалке, среди жителей села, а на завалинке притаился кот – ворюга. Здесь писатель  навсегда полюбил Мещерский край. «Он очень скромен – так же как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

Слайд 46.

А.И.Роскин оставил такой отзыв о книге Паустовского «Мещерская сторона»: «Такие произведения Паустовского,  как «Мещерская сторона, - произведения живописи, созданные средствами словесного мастерства. Их можно было бы вешать на стену, если бы только для подобных картин существовали рамы и гвозди».

Экскурсовод 2.

Завершая повесть «Мещерская сторона», Паустовский писал: «И если мне придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, как никогда не забывается первая любовь».

Слайд 47.

Защищать страну весь народ поднялся в 1941 году. Паустовский был военным корреспондентом газеты 9 армии «Защитник Родины». В 1941 году журнал  «Новый мир» опубликовал статью - воззвание Паустовского «Мы победим!».

Экскурсовод 1.

«Никогда еще слово «родина», «отечество», слова о том, что наша страна – это существенная великая надежда измученного, окровавленного, обманутого человечества,- не звучали с такой окончательной ясностью, как 22 июня 1941 года. Мы победим! Мы стоим за правое, великое, светлое дело.

Во имя родной земли, которую мы любим до боли в сердце, во имя нашего будущего, во имя труда и справедливости, во имя культуры, наконец, во имя самой жизни - мы победим!».

Слайд 48.

К.Г.Паустовский награжден медалью «За отвагу».

Экскурсовод 2.

Слайд 49.

В последние годы Паустовский работает над повестью «Далёкие годы», опубликованной в журнале  «Вокруг света» в 1946 году. В 1947 году Паустовский получает от Бунина письмо , написанное под впечатлением от рассказа «Корчма на Брагинке». Бунин восхищен рассказом: «…он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы!..»

Время безжалостно. Вчерашние задорные мальчишки стали солидными мужчинами. И вот уже Паустовский задаётся вопросом: «Кому передать оружие?».

Слайд 50.

Экскурсовод 1.

На стенде, рассказывающем о преподавательской деятельности Паустовского в Литературном интернате, помещены фотографии тех, кому «мастер»  доверяет «оружие». Это В.Тендряков, Ю.Казаков, Ю.Бондарев.

Слайд 51 – 53.

Особая страница экспозиции музея – «Пушкин в жизни Паустовского». Вспомним, что при входе в музей мы читали следующие слова: «Мы – потомки Пушкина, и с нас за это спросится».

Экскурсовод 2.

Ответственность за каждое написанное слово, за своих учеников, за своих читателей, пламенная любовь – вот, пожалуй, сгусток чувств к Пушкину. Пушкинская тема звучит в пьесе «Наш современник» («Изгнанник»). К.Г.Паустовский работал над сценарием учебного фильма «Пушкинский Петербург», а судьбы героев произведения «Дым отечества» связаны с Пушкиногорьем. Специально для издания сказок Пушкина Паустовский подготовил статью «Сказки Пушкина», адресованную родителям и воспитателям.

Экскурсовод 1.

«Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – А.С.Пушкина».

Слайд  54-59.

«Городок на Оке» - так называется экспозиция, посвященная жизни Паустовского в Тарусе. Представлены издания поздних произведений: «Золотая роза», «Ильинский омут», «Повесть о жизни»; плащ и удочки писателя, его печатная машинка.

Экскурсовод 2.

Слайд  60-62.

И в этом же зале – экспозиция «Муза дальних странствий». Яркие, будто рекламные плакаты, виды городов Европы. Фотографии Паустовского в Париже, в Марселе, на Капри…

Слайд 63.

И - последний портрет, требовательный взгляд сквозь стёкла очков. Взгляд – напоминание, завет: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд».

Учитель.

Б) Знакомство с историей создания рассказа «Телеграмма».   

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл».    Создатель этого кристалла – сам автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен.  Рассказ «Телеграмма» (1946 г.), с которым мы познакомимся на следующем уроке,  дает замечательную возможность проследить за ёмкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я».  Постижение авторской позиции – дело нелёгкое, особенно если голос автора,  как в «Телеграмме», еле слышен.                                                           

 Об истории создания этого произведения Паустовский рассказал в главе «Зарубки на сердце»  книги «Золотая роза».

Паустовский жил в деревне под Рязанью в усадьбе академика Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери, она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

Кроме старушки и Паустовского,  в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным ( памятным).

Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

Стёкла в окнах дома были старенькие и кривые; все вещи – диваны, столы, стулья  - были  сделаны из светлого дерева, блестели и пахли кипарисом, как иконы, вспоминал Паустовский.

По вечерам писатель приходил к Катерине Ивановне пить чай. Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза 2-3 за день для всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка Нюрка. Она любила Катерину Ивановну. Иногда старушка дарила девочке то шляпку, то заколку, то пожелтевшее от времени кружевце.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 4404 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0