Цели:
продолжить развивать у учащихся
интерес к предмету биология,
познакомить ребят из начальной
классов с школьным, зимним садом,
углубить знания и повысить интерес
школьников к изучению природы, через предметы ее
изучающие.
Место проведения: зимний сад школы.
Предварительная подготовка: ученики
экскурсоводы заранее составляют и рисуют
кроссворд, подбирают материал о комнатных
растения, имеющихся в саду, подготавливают
загадки для ребят, распределяют роли.
Оформление сада: передвижная доска с
кроссвордом, муляжи овощей, грибов и фруктов,
чучела птиц и животных, микроскопы и готовые
микропрепараты, скелет человека.
Введение.
Вед: Здравствуйте ребята! Вы,
наверное, знаете, что в нашей школе сейчас
проходит декада наук естественного цикла. К
таким наукам относятся: химия, физика, география
и биология. Наша с вами встреча сегодня будет
посвящена одной из этих наук – биологии.
Вед: Биология - это наука о живой
природе. Все живые организмы на планете делятся
на 4 группы. Это: растения, животные, бактерии и
грибы (показать цветы, чучела животного и муляжи
грибов.)
Вед: В ходе нашей сегодняшней
встречи мы с вами поговорим о комнатных
растениях, проведём небольшую экскурсию по саду,
узнаем кое-что из истории растений, познакомимся
с одним из самых главных приборов в биологии,
который используют для изучения частей
организма или очень маленьких организмов,
которых невозможно увидеть невооруженным глазом
– с микроскопом, а в конце встречи немного
поиграем.
1.Экскурсия по саду.
Вед: Мы сейчас находимся в школьном
саду. Он ровесник нашей школы. Правда, после
пожара очень много растений спасти не удалось.
То, что вы сейчас видите, это оставшиеся и большая
часть новых растений, которые появились в саду за
последние 4 года. Очень много труда, заботы
требует наш сад и в школе у нас кроме учителя
биологии и учащихся, которым интересно
заниматься в саду, есть человек, который каждый
день следит за садом, ухаживает за растениями.
Это Зинаида Сергеевна.
В саду у нас растут различные
комнатные растения.
Ребята, кто из вас знает, какие
растения называют комнатными? (Подождать ответа.)
Комнатные растения – это растения,
которые выращивает человек в домашних условиях.
В нашем саду вы можете увидеть
различные группы растений. У нас есть: кактусы,
пальмы, папоротники, различные вьющиеся
растения, ампельные растения, растения
образующие деток. Обо всех, конечно, мы с вами
поговорить сегодня не сможем, но о некоторых из
них - мы вам расскажем.
Вед:
1.Папоротник.
Про него существует одна очень
красивая легенда, которая гласит, что если в ночь
Ивана Купала выйти в лес и найти цветущий
папоротник, то под ним будет клад. Почему до сих
пор никто так клада и не нашёл? Дело в том ребята
что папоротник никогда не цветёт, потому что он
не относится к цветковым растениям. Самым
большим папоротником из живущих на земле
считается папоротник, у которого высота 25 метров,
а листья длинной 5 метров. Мы с вами привыкли, что
листья у папоротника всегда резанные, но
существуют папоротники, у которых листья
целые.(демонстрируются различные виды
папоротников)
2. Хлорофитум.
Одно из самых распространённых
комнатных растений. Он быстро растёт у него
красивые изогнутые листья, а ещё одна причина его
популярности то что он вынослив. Хлорофитум
называют "зелёным пылесосом”.
3. Монстера.
Декоративное комнатное растение,
достигающее в длину 6 и более метров. У молодых
растений листья целые, у взрослых – разрезанные,
часто с отверстиями. Перед дождем на листьях
этого растения появляются капельки воды. Поэтому
его называют погодным барометром.
В зависимости от наличия тех или иных
растений, данный материал можно заменить и
добавить
2. Уход за комнатными растениями.
Вед: Ребята, у вас есть дома
комнатные растения? А как вы за ними ухаживаете?
А теперь давайте поговорим о том, как надо
ухаживать за комнатными растениями.
Чтобы растения были здоровыми и
красивыми, за ними надо ухаживать. Их надо
поливать, подкармливать, рыхлить почву. Так же
нужно правильно выбрать освещение и тепловой
режим. Для многих растений, воздух в отапливаемых
помещениях слишком сухой, и для того, чтобы
листья не темнели и не вяли надо повышать вокруг
растений влажность воздуха. Постоянный приток
свежего воздуха – не самое важное условие для
хорошего самочувствия растений, но некоторые
виды требуют хорошей вентиляции. Время от
времени растение нужно пересаживать, так как они
растут и горшок для них становится мал. Хотя бы
раз в месяц растения надо подкармливать.
Нельзя обращаться с растениями
одинаково. Например, растениям с толстой
листовой пластиной требуется воды меньше чем,
например хлорофитуму и монстере. Некоторые
комнатные растения (например, кактусы и пальмы)
любят тепло и их надо ставить в более тёплые
места. А, например Декабрист или Лилия наоборот
предпочитают прохладу, поэтому их любимым местом
является подоконник.
У комнатных растений есть так
называемый период покоя. Чаще всего он бывает
зимой. В этот период растениям требуется меньше
воды, минеральных веществ и тепла. Вот такими
являются основные и не очень сложные требования
к уходу за комнатными растениями.
3. Работа с микроскопом.
Вед: Ребята, а сейчас мы с вами
поговорим вот об этом приборе (показать
микроскоп), кто из вас знает, как он называется?
Микроскоп – это увеличительный
прибор, который увеличивает изображение
предметов в несколько сот и даже в тысячу раз.
Микроскоп изобрёл Антон Левенгук в XVII веке. Когда
он в первый раз смотрел в микроскоп на кору
пробкового дерева, то он увидел вот такие
клеточки, похожие на соты (показать рисунок). За
живую клетку он принял вот эту решётку, а то, что
было внутри, он считал не живым. Он был не прав.
Просто увеличение его микроскопом было очень
маленьким, и он не смог увидеть все части клетки.
А они выглядят так (показать рисунок).
Вед: Мы вам тоже приготовили
специальный препарат, который вы сможете
рассмотреть под микроскопом. Увеличение нашего
микроскопа – в 300 раз.
Ребята просьба микроскоп руками не
трогать, чтоб не сбить настройку. Вы подходите по
очереди к столу и смотрите в микроскоп, прикрывая
один глаз (показать как).
4. Скелет.
Вед: Ребята, перед вами скелет
человека. Он состоит более чем из 200 костей.
Каждая косточка выполняет свою функцию, ей
отводится своя роль. И только благодаря тому, что
они все дополняют друг друга, скелет наш
представляет собой хорошо отлаженный механизм,
которому приходится много чего выполнять.
Подробно с названиями костей вы познакомитесь в
старших классах, но наверняка, у нас есть, среди
ребят кто-нибудь кто знает, как называются
некоторые кости. (ребята называют кости, ведущий
задает наводящие вопросы)
5. Игры.
Вед: Вы ребята, много сегодня
узнали. Запомнили что-нибудь?
Что было вам интересно?
Что больше всего понравилось?
А теперь ребята мы с вами немного
поиграем.
1. Кроссворд. Кроссворд наш будет не
обычный, он в стихах и посвящён растениям.(если
ребята затрудняются ответить на вопрос, ведущий
подсказывает, показывая муляжи)
- Я капелька лета
на тоненькой ножке
плетут для меня
кузовки и лукошки
кто любит меня
тот и рад поклониться,
а имя дала мне
родная землица.(земляника) - Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки. - Плод - сладкий и гладкий,
и круглый и смуглый,
и душистый и пушистый,
а середка плода, словно камень тверда. (персик) - Была зеленой, маленькой,
потом я стала аленькой
на солнце почернела я,
а вот теперь я спелая. - Красная мышка, с белым хвостом
в норке сидит, под зеленым листом. - Ягоды зеленые, всеми хваленые
растут с костями, висят кистями. - Без окон, без людей
полна горница людей. - Выросла травка
к пище приправка
ее пожитки,
душистые нитки.
2. Загадки. (Загадки о растениях,
животных, птицах загадывают по книге)
3.Ребята, а кто-нибудь сам может задать
своим одноклассникам загадку про растения,
животных, птиц?
(Загадки задают сами ученики).
А теперь в конце – фотография на
память. До свидания, приходите к нам еще. |