Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 04:23:46
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Путешествие в страну «Членистоногие».
12.08.2011, 20:52:51

Цель: - систематизировать и откорректировать знания по теме; проверить уровень усвоения знаний; определить значение этой группы в природе и в жизни человека;

- развивать мыслительные способности и умение решать проблемные вопросы, а также умение отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Ничтожных в мире нет существ,

Коль мир познанья сладок.

Везде и всюду – волшебство

И тайный скрыт порядок.

От еле видной тли до звезд

Исполнен мир загадок.

К.Фриш

Ход урока

  1. I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Мы закончили с вами изучение темы «Тип Членистоногие». Вы узнали много нового, но многое еще предстоит узнать об этой удивительной группе животных, которых по праву можно назвать хозяевами Земли. Эта группа самая многочисленная и в то же время наименее изученная. Мы проведем сегодня обобщающий урок в форме путешествия по стране Членистоногие.

- Чего вы ожидаете от этого путешествия?

Рассуждения учащихся и определение целей.

Нам предстоит посетить несколько островов в этой стране, но так как время у нас ограничено, то от вас потребуется внимательность, собранность, четкость, краткость и точность в ответах.

 

  1. Итак, первый остров у нас на пути – остров «Знаний». Жители этого острова предложат вам ответить на один вопрос и вы сможете себе заработать 1 балл, а также «+» за дополнения к ответам товарищей. Эти «+» помогут вам к концу путешествия набрать дополнительные баллы.

Вопросы.

  1. Какие классы из типа «Членистоногие» мы изучили?
  2. Что общего у представителей этих классов по внешнему виду?
  3. С какой группой ранее изученных животных прослеживается сходство и о чем это говорит?
  4. Что представляют собой фасеточные глаза?
  5. Из какого вещества построена кутикула членистоногих?
  6. Как осуществляется рост представителей этого типа и как такой рост называется?
  7. Почему раки менее подвижны в сравнении с насекомыми?
  8. Какое размножение присуще для представителей этой группы?
  9. Какое развитие у насекомых?
  10. Какие отряды насекомых имеют развитие с неполным метаморфозом?
  11. Для представителей каких отрядов характерно развитие с полным метаморфозом?
  12. Какое развитие эволюционно более оправдано?
  13. Какой тип ротового аппарата у насекомых считается исходным?
  14. Для чего служит жировое тело у насекомых?
  15. Что такое феромоны?
  16. Каких насекомых называют синантропными?
  17. Характерна ли представителям этого типа регенерация?
  18. Как называется наука, изучающая пауков?
  19. Как называется наука, изучающая насекомых?
  20. Что понимают под биологическим методом борьбы?
  21. Каких насекомых называют общественными?
  22. Что такое половой диморфизм?
  23. Что такое полиморфизм?
  24. Что такое криль?
  25. Почему представители этого типа более подвижны по сравнению с ранее изученными животными?

- Вы успешно справились с заданием, поэтому мы отправляемся дальше.

  1. Следующая остановка у нас на острове «Систематика». Здесь вам предстоит выполнить графический диктант, только тогда мы сможем попасть на другие острова. Стоимость этого задания 6 баллов. Класс делится на три варианта.

1 вариант – класс  ракообразные.

2 вариант – класс паукообразные.

3 вариант -  класс насекомые.

Вопросы к диктанту.

  1. Тело снаружи покрыто хитинизированной кутикулой.
  2. Тело состоит из головогруди и брюшка.
  3. Тело состоит из головы, груди и брюшка.
  4. Брюшко сегментированное.
  5. Брюшко несегментировано.
  6. Имеют три пары ходильных ног.
  7. Имеют четыре пары ходильных ног.
  8. На голове имеются усики.
  9. На голове усики отсутствуют.

10.  Усиков две пары (длинные и короткие).

11.  Имеют только простые глаза.

12.  У большинства по два сложных фасеточных глаза.

13.  Органы дыхания – жабры.

14.  Воздух поступает в организм через дыхательные отверстия и трахеи.

15.  Дахание трахейно – легочное.

16.  Кровеносная система незамкнутая, сердце на спинной стороне.

17.  Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой.

18.  Большинство представителей имеют крылья.

19.  Органы выделения – мальпигиевы сосуды.

20.  Органы выделения представлены парой зеленых желез, открывающихся у основания усиков.

21.  Возможно внекишечное пищеварение.

22.  Отсутствует печень.

23.  На брюшке есть паутинные бородавки.

24.  Креветка.

25.  Тарантул.

26.  Водяной скорпион.

У нас на уроке присутствуют сегодня гости, поэтому в целях экономии времени они помогут нам проверить ваши работы. Мы же отправляемся с вами на остров «Арахна».

 

  1. На первый взгляд этот остров кажется унылым и неприветливым. Куда бы мы ни пошли – везде паутина, да и встретил нас довольно страшный его обитатель. Однако, это только первое впечатление. На самом же деле тут живут довольно милые существа, да к тому же еще и искусные ткачи. Мало кто знает, что из паутины, которую плетут некоторые виды, можно изготовить ткань. Исключительная по прочности, легкости и красоте ткань из паутины известна в Китае под названием «ткани восточного моря». Полинезийцы употребляли паутину крупных тенетных пауков в качестве ниток для шитья и рыболовных снастей. В начале XVIII века во Франции из паутины паука крестовика были изготовлены перчатки и чулки, вызвавшие всеобщее восхищение. Известно, что из одного паука можно получить сразу до 500 метров паутины.

Обитатели этого острова тоже приготовили вам свои вопросы.

Задание «Паутинка» (2 балла).

На ватмане изображена паутина, к которой прикреплены разноцветные кружочки с изображением паучков. Ребята срывают понравившийся кружочек, на обратной стороне которого номер вопроса (на столах у учащихся распечатки вопросов для этого задания). После кратковременного обдумывания ученики начинают отвечать.

 

  1. V. Последний остров на нашем пути «Мирмекос».

Мирмекология – наука, изучающая муравьев. На этом острове мы попытаемся выяснить, какова же роль насекомых в природе и в жизни человека. Учащиеся выполняют задание «Муравейник». Стоимость этого задания 1 балл. На столах у учеников есть кружочки с изображением муравьев. Необходимо вспомнить 1 значение насекомых в природе или в жизни человека (повторяться нельзя). Если это положительное значение, то муравья помещают на одну часть доски, если отрицательное, то на другую. После того, как ответят все, сравним, где муравейник выше.

- Итак, сможет ли природа обойтись без этой группы животных?

В природе шагу не ступить

Чтоб тотчас, так ли сяк,

Ей чем-нибудь не заплатить

За этот самый шаг.

- Как вы понимаете это высказывание?

VI. Подведение итогов.

VII. Рефлексия.

- Какое у вас было настроение и самочувствие во время путешествия?

- Довольны ли вы результатами урока?

- Достигли ли мы поставленных целей?

Вопросы к заданию «Паутинка»

  1. Известно, что мухи, оказавшись поздно осенью между рамами окон, весной оживают. Жизнеспособность мух сохраняется благодаря жидкости, которая широко используется в автомобильном транспорте. Что это за жидкость и где она может находиться у насекомых?
  2. Кровеносная система ракообразных транспортирует в органы тела кислород и питательные вещества. У насекомых она не участвует  в транспорте кислорода. В связи с чем возникли такие различия в функциях кровеносной системы ракообразных и насекомых?
  3. Для многих видов птиц известен такой ритуал, как «купание в муравейнике» или энтинг. Во время энтинга птицы или натирают муравьями кожу, или дают насекомым ползать по ним. Это одно из самых загадочных ритуальных явлений. Как вы можете объяснить такое поведение птиц?
  4. Чем можно объяснить поведение рака отшельника, когда он поселяется в раковину, на которой уже находится актиния, или сажает ее себе на раковину?
  5. «Бегущие по волнам» - так называют клопов водомерок. Они прекрасно бегают по поверхности воды и не прорывают ее. Как это им удается?
  6. Что имел в виду великий  Карл Линней, говоря о трех мухах, способных уничтожить лошадь быстрее, чем лев?
  7. В последнее время конструкторы планетоходов стали снабжать их «конечностями». Как вы думаете, на каком количестве конечностей остановились ученые в своих исследованиях?
  8. Взрослые оводы не имеют ротовых органов. Они не кусают ни человека, ни коров, ни коз. Почему овод занесен в разряд вредных?
  9. Для кого саранча – «зубы ветра», а для кого – «манна небесная»? Как вы это понимаете?
  10. Медоносную пчелу относят к домашним животным, а рыжего таракана и моль нет. Как это можно объяснить, ведь таракан и моль живут в домах человека, а пчела на пасеке?
  11. Пауки имеют простые глаза, а клещи вообще лишены глаз. В связи с чем у большого числа клещей глаза исчезли? Каким образом они обходятся без них?
  12. Членистоногие – мелкие животные. Самые крупные из них – некоторые морские раки имеют тело такое как у кошки или зайца, а остальное – длинные конечности. Почему среди членистоногих нет таких крупных животных как слон или собака?
  13. Многие специалисты считают, что у насекомых есть такой вид общения как «зеленые телефонные линии». Что представляет такой тип общения?
  14. Что привлекает  к человеку и крупным млекопитающим комаров и мошек?
  15. Гусеница бабочки капустницы перед окукливанием переползает на заборы, стены надворных построек и превращается в куколок. Некоторые гусеницы в куколок не превращаются: около них появляются какие-то золотистые кокончики, а сами гусеницы погибают. Как объяснить такое явление?
  16. Какие насекомые прославились в науке, точнее в генетике?
  17. Загорать муравьиному народу некогда, они всегда в трудах. И только ранней весной, когда растает снег, можно видеть их на крыше муравейника «загорающими», вяло копошащимися и, кажется, никуда не спешащими. Но это только кажется. Интересно, а что все это значит?
  18. Вспомните, какие насекомые оставили след в музыке?
  19. Насекомые воспринимают свет тремя путями: всей поверхностью тела, простыми глазками и фасеточными глазами. Какова, на ваш взгляд, степень светоощущения каждого из путей?
  20. Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агроном, и ветеринар. Что это за паукообразные?
  21. Один из видов жуков- навозников – священный скарабей обожествлялся в Древнем Египте. С чем это может быть связано?
  22. У стрекоз на кутикуле нет никаких чешуек или волосков. Предложите гипотезу их терморегуляции.
  23. Всем известно, что некоторых насекомых очень сложно заметить, а некоторые, наоборот, выставляют себя напоказ, а есть и такие, которые внешне напоминают других насекомых. Как это все можно объяснить?
  24. Если покрасить краской верх муравейника, то через какое-то время она исчезает, но потом появляется вновь. Как все это можно объяснить?
  25. В  XIX в.  в Англии процветал очень интересный бизнес. Большое количество частных фирм по всей Европе скупало жуков-навозников и экспортировало их в Австралию. Чем можно объяснить такой повышенный интерес австралийцев к этим насекомым?
  26. Французские астрономы братья Анри открыли целый ряд новых звезд и неизвестных ранее туманностей с помощью муравьев. Они посадили в коробку этих насекомых и приставили к окуляру телескопа, который направляли в ту часть неба, где, по их предположению находились нужные им объекты. Как только муравьи начинали суетиться, это означало, что коробка попала в зону, где может быть звезда или туманность. Какую особенность восприятия этих насекомых использовали ученые?
Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Носик | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, готовые конспекты уроков, ботаника
Просмотров: 1757 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0