Цель: Систематизировать знания учащихся по теме «Оксиды». Задачи: 1.образовательная – проверить степень усвоения материала по теме 2.развивающая – развивать приемы мышления (сравнение, выделение главного, обобщение) 3.воспитательная – формирование чувства доброжелательности, уважения мнения окружающих Оборудование: 1.схемы заданий, тестовые задания 2.демонстрационный опыт: оксид кальция, вода, фенолфталеин, стеклянный стакан, ложечка Ход урока. 1. Организационный момент.
2. Мы продолжаем изучать химические вещества и их свойства. На прошлом
уроке мы изучили особенности оксидов. задача сегодняшнего урока –
повторить классификацию, свойства и способы получения оксидов и
закрепить эти знания, попав в страну Оксиландию. Что это за страна?
Здесь живут оксиды. Мы должны не только знать их в лицо, но и выучить
обычаи этой страны. Давайте познакомимся с жителями этой страны. ЗАДАНИЕ 1. Укажите формулы оксидов: NaOH, SO2, O2, Fe2O3, H2CO3, Ca(OH)2, MgO, N2O5, HCl, K2O, HNO3, CO2, CuO Почему это оксиды? Дайте им названия. Какие бывают оксиды? ЗАДАНИЕ 2. Напишите уравнения реакций получения оксидов (выполнение у доски) ЗАДАНИЕ 3. Какие физические свойства характерны для оксидов? ЗАДАНИЕ 4. Написать уравнения реакций, отражающие свойства кислотных и основных оксидов (выполнение у доски) ЗАДАНИЕ 5. Укажите кислотные и основные оксиды. На основании чего вы сделали свой выбор? Р2O5, CO2, K2O, CuO, CaO, SO3, FeO, NO2 ЗАДАНИЕ 6. Докажите экспериментально, что оксид кальция – это основной оксид? (Проверка заданий №2, №4) К нам пришли в гости жители Оксиландии (два ученика показывают сценку). - Привет, фосфорный ангидрид. - Салют, негашеная известь. Как дела? - Нормально. Солнце светит, дождя не намечается. - Да тебе чтоб только дождя не было, а то снова начнешь шипеть, да брызгаться щелочными каплями. - А ты на себя посмотри. Сам в воде кислотой становишься. - Конечно, мы ведь кислотные оксиды, а вы? - Что мы?! мы – основные, т. е. главные. - Кто главный? Да вы без нас ни шагу сделать не можете. - Кто не может? Это ваши кислоты за нами бегают. - Что? - А то?
Все перемешалось в стране Оксиландии. Теперь жители не могут
определиться в своем статусе, наступил хаос. Надо выручать оксиды.
Поможем им определиться, выполнив задания. ЗАДАНИЕ 7. Составьте формулы всех возможных оксидов, комбинируя приведенные составные части – Ва, С, О2, Мg, O3, Na2, Al2, P2, Fe2, O5, S ЗАДАНИЕ 8. Определите, какой оксид лишний (не соответствует определенному признаку) и почему? а). K2O, Mn2O7, BaO, CuO б). СО2, Р2О5, N2O5, Na2O ЗАДАНИЕ 9. Закончить уравнения химических реакций: ВаО + … = Ва(ОН)2 … + … = Н2SО4 СuO + … =Сu(NО3)2 + Н2О … + Н2О = NаОН + Н2 СаО + … = СаSО4 … + … = МgСО3 ЗАДАНИЕ 10. Осуществить превращение: Р = Р2О5 = Н3РО4 \ / К3РО4 Данное превращение привело нас к решению вопроса о применении оксидов. СООБЩЕНИЕ ученика «Оксиды, их применение»
Теперь давайте проверим, восстановился ли порядок в стране Оксиландии.
Ее жители прислали нам задания, которые нам необходимо выполнить. ЗАДАНИЕ 11. «Светофор» Поднимайте карточку того цвета, о каком оксиде идет речь. ВаО – синий цвет, СО2 – красный цвет 1.По агрегатному состоянию твердое вещество 2.Кислотный оксид 3.его второе название – углекислый газ 4.При взаимодействии с водой образует щелочь 5.Газообразное вещество 6.Основной оксид 7.Образуется при окислении бария 8.При взаимодействии с водой образует кислоту 9.Фенолфталеин в растворе этого оксида становится малиновым 10.Поглощается растениями при фотосинтезе ЗАДАНИЕ 12. Контрольный тест. 1.Установить соответствие между формулой и его названием. Формула оксида Название оксида а). SО2 1. оксид фосфора (V) б). МgO 2. оксид магния в). FeO 3. оксид натрия г). Nа2О 4. оксид серы(IV) д). Fе2О3 5. оксид железа (II) е). P2O5 6. оксид железа (III) 2. В реакции Мg + О2 = … образуется а). Mg2O б). MgO в). MgO2 3. При горении сероводорода образуется а). вода и оксид серы (IV) б). вода и оксид серы (VI) в). вода и сера 4. Закончите предложения: а). оксиды – это сложные вещества, состоящие из… б). кислотный оксид – это оксид, который при взаимодействии с водой образует … в). оксид, которому соответствует основание, называется … 5. Кислотный оксид взаимодействует с а). основанием б). кислотами в). водой 6. Основной оксид не реагирует с а). водой б). кислотными оксидами в). основанием 7. Оксид кальция реагирует с веществами: а). Н2О, SО2, СО2, НСl б). Н2О, Nа2О, СО2, НСl в). Н2О, SO2, СО2, NаОН 8. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой образуется а). сероводородная кислота б). сернистая кислота в). серная кислота 9. Соль сульфат меди(II) образуется при взаимодействии а). меди с серной кислотой б). оксида меди(II) с сернистой кислотой в). оксида меди (II) с серной кислотой Рефлексия. Подведение итога урока. Оценка за урок выставляется с учетом работы на уроке и самооценки ученика Информационный лист Фамилия, имя ________________________________________ Класс _______________________________________________ Тема урока «Оксиды» Основные вопросы Самооценка 1.Составление формул 2.Знаний свойств физических оксидов 3.Знание химических свойств оксидов 4.Знание определений 5.Расстановка коэффициентов 6.Умение давать названия веществам |