Предмет: литература
Класс: 6 (возможно проведение данного занятия в любом другом
классе)
Место занятия в структуре
образовательного процесса: урок
по учебному плану (после изучения трёхсложного размера стиха), для
дополнительного образования
Тип урока: технология «Мастерская творческого письма»
Объём: 2 урока
Методы:
-
практический
-
словесный: рассказ, беседа
-
наглядный: работа с доской, наблюдения учащихся.
Оборудование: раздаточный материал – таблица, отрывок из
стихотворения А. А. Ахматовой
Оформление: предварительно оформить доску.
Цели:
Повторить
и обобщить основные теоретические сведения о стихе.
Уметь
применить эти знания на практике, попытаться «примерить» на себя одежду поэта.
Воспитывать
интерес к слову, к поэзии.
Ожидаемые результаты: усвоение представленного материала, выполнение
творческого задания.
Этапы урока (с временной раскладкой):
Оргмомент
– 2 мин.
Ознакомление
с планом урока, постановка задач – 2 мин.
Повторение
изученного. Фронтальный опрос. Работа с доской – 10 мин.
Анализ
стихотворения А. А. Ахматовой – 7 мин.
Прослушивание
сказки – 5 мин.
Самостоятельная
работа с таблицей (индуктор) – 20 мин.
Создание
творческого продукта (стихотворения) – 20 мин.
Представление
своих работ (социализация) – 8 мин.
Высказывания
об уроке, о работе (рефлексия) – 4 мин.
Подведение
итогов – 2 мин.
Ход урока.
Оргмомент.
2.Слово
учителя:
Сегодня
мы с вами совершим путешествие в страну, которой нет на карте, но с которой вы
знакомы с детства. Это страна Поэзия. С
малых лет мы слышим стихи, на уроках литературы читаем их и учимся понимать,
анализировать, а сегодня наша цель – примерить на себя одежду поэта, самим
попробовать прикоснуться к тайнам ремесла.
Мы
с вами будем работать в творческой мастерской, и каждый из вас попробует стать
Мастером. Но пока нам нужно вспомнить основные законы, без которых не обходится
ни одна страна, и Поэзия в том числе.
3.Повторение
изученного:
Ребята,
давайте вспомним, без чего не могут жить стихи? (Без рифмы)
Что
такое рифма? (Звуковой повтор в конце строк)
Какие
виды рифм мы знаем? (Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая)
Обратимся
к доске. Определите способы рифмовки по схемам:
А А А
Б А Б
А Б Б
Б Б А
(Перекрёстная,
параллельная, кольцевая)
А
что ещё необходимо для стихотворения? (Ритм)
Ритм
создаётся за счёт упорядоченного расположения в строке ударных и безударных
слогов. Размеры стиха мы с вами в этом году выучили и по схемам можем их
определить:
_
_
_
_
_
_ _
_
_ _
_
_ _
(Хорей,
ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)
Давайте
обратимся к четверостишию дагестанского поэта Расула Гамзатова (доска):
Утекает
детство, как вода,
Утекает
детство, но в наследство
Остаётся
людям песня детства,
Память
остаётся навсегда.
К
доске пойдёт … и по первой строке определит размер стиха.
(Ученик
определяет хорей с пиррихием)
Давайте
вспомним, что такое пиррихий. (Стопа из двух безударных слогов)
Как
называется стопа из двух ударных слогов в двусложном размере? (Спондей)
Определите
рифму и способ рифмовки стихотворения. (Мужская рифма чередуется с женской,
рифмовка кольцевая)
Определите,
какие средства художественной выразительности использует в этом стихотворении
автор. (Сравнение, метафору и стилист. фигуру – антитезу)
4.Работа
с текстом стихотворения А. А. Ахматовой.
Слово
учителя:
Как
же рождаются стихи? Что они значат для людей? Для чего вообще нужна поэзия?
Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы в отрывке из стихотворения Анны
Андреевны Ахматовой:
Когда
б вы знали, из какого сора
Растут
стихи, не ведая стыда,
Как
жёлтый одуванчик у забора,
Как
лопухи и лебеда.
Сердитый
окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная
плесень на стене…
И
стих уже звучит, задорен, нежен,
На
радость вам и мне.
-
Из чего же растут стихи? (Плесень, запах дёгтя, т. е. из сора)
Учитель:
Поэт видит необычное и прекрасное в том, в чём обычные люди видят сор, даже
обычная плесень на стене поэту кажется таинственной.
-
В чём видит роль поэзии А. Ахматова. Найдите нужные строки. (Последние).
Да,
ребята, цель поэзии – нести людям радость, красоту, чудо.
Эта
же мысль звучит в сказке, которую я вам прочитаю. Ваша задача – внимательно
прослушать её и выписать одно наиболее понравившееся слово в таблицу, с ним вы
будете работать дальше.
5.Прослушивание
сказки.
Жил-был
город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но какие-то
все одинаковые. Так что даже самые старые жители легко могли заблудиться. Город
был большой, люди в нём жили разные, но каждый, кто приезжал и видел их,
утверждал, что все они очень похожи и вот почему: жители этого города не умели
радоваться хорошему и огорчаться плохому. Когда им было холодно или больно, они
хмурились и даже плакали. Но никому не было грустно, когда солнце закрывалось
тяжёлыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно и холодно. Никто не
улыбался от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже
воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.
Но
ведь все люди не могут быть одинаковыми! Вот и в этом городе жил один чудак. Он
мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями,
мог услышать и даже записать, о чём шелестят деревья. А порой он произносил
фразы, которые казались жителям этого города странными и непонятными, например:
Не
то, что мните вы, природа:
Не
слепок, не бездушный лик –
В
ней есть душа, в ней есть свобода,
В
ней есть любовь, в ней есть язык.
И
был в этом городе большой старый сад. В нём росли деревья, распускались цветы,
пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому,
что было полезно двигаться, дышать чистым воздухом. И только чудак приходил
сюда весной и осенью, зимой и летом, приходил, чтобы полюбоваться красотой
сада. Чудак замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и
красиво об этом сказать. И благодарный сад становился ещё прекраснее, открывал
человеку свои тайны.
Представьте
себе сентябрь. Облетают листья, ночью был первый заморозок. Ещё вчера цвели
георгины, а что с ними сегодня? Жители города сказали бы об этом: «Цветы
завяли. Надо их выкопать». А наш чудак произнёс:
Осыпал
лес свои вершины,
Сад
обнажил своё чело.
Дохнул
сентябрь. И георгины
Дыханьем
ночи обожгло.
Очень
любил чудак зиму, когда «чародейкою зимою околдован лес стоит и под снежной
бахромою чудной жизнью он блестит», чуткой душой ощущал малейшие изменения в
природе, раньше других чувствовал приближение весны:
Ещё
природа не проснулась,
Но
сквозь редеющего сна
Весну
послышала она
И
её невольно улыбнулась.
Вот
такие стихи звучали, когда чудак бродил по городу и саду. Стихи слушали деревья
в саду, звери и птицы. А люди не хотели их слушать и понимать. И чудак ушёл из
города. Он ушёл искать людей, близких ему, которые видели и понимали
прекрасное. Без него увяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал.
Тогда люди опомнились, кинулись разыскивать чудака, а найдя, попросили вернуть
сад к жизни. И чудак вернулся. Он вошёл в умирающий сад, и случилось чудо.
Ожили цветы и деревья, запели птицы. Люди впервые поняли, как прекрасен
окружающий их мир. Никогда больше не называли они человека чудаком, а называли
поэтом. Ведь это поэзия учит людей видеть красоту мира, открывает им души других
людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее.
6.
Самостоятельная работа с таблицей:
Слово
|
Синоним
|
Антоним
|
Звуковые
ассоциации
|
Цветовые
ассоциации
|
Предметные
ассоциации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(
Ребята должны поработать, «поиграть» каждый со своим словом, выписанным из
сказки.)
Учитель:
Просмотрите свои записи и выберите из каждого столбика 2-3 словосочетания,
наиболее вам понравившихся. Вы употребите их в своих стихотворениях, это будут
ваши сравнения, метафоры, эпитеты. Не забудьте о ритме и рифме, постарайтесь,
чтобы в ваших стихах прослеживалась идея.
7.
Создание творческого продукта (стихотворения).
8.
Представление своих работ на суд товарищей и учителя.
(Самое
главное – не ругать, обязательно за что-то похвалить).
9.
Оформление работ письменно (на листочках).
Рефлексия:
записать свои впечатления о работе, об уроке, о том, что понравилось и не
понравилось, что вызывало трудность и что показалось наиболее интересным,
пожелания на будущее.
10.Подведение
итогов.
Слово
учителя:
Ну
что же, ребята, мы с вами не волшебники, мы пока только учимся, учимся быть
настоящими мастерами. Может быть, кому-то с годами это и удастся. А пока у вас
получились неплохие вещи, и я надеюсь,
что приобретённые сегодня знания и умения помогут вам в дальнейшем.
|