Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 19:30:10
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Путешествие в страну Поэзию
09.03.2011, 13:18:56

Предмет: литература

Класс: 6 (возможно проведение данного занятия в любом другом классе)

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану (после изучения трёхсложного размера стиха), для дополнительного образования

Тип урока: технология «Мастерская творческого письма»

Объём: 2 урока

Методы:

- практический

- словесный: рассказ, беседа

- наглядный: работа с доской, наблюдения учащихся.

Оборудование: раздаточный материал – таблица, отрывок из стихотворения А. А. Ахматовой

Оформление: предварительно оформить доску.

Цели:

Повторить и обобщить основные теоретические сведения о стихе.

Уметь применить эти знания на практике, попытаться «примерить» на себя одежду поэта.

Воспитывать интерес к слову, к поэзии.

Ожидаемые результаты: усвоение представленного материала, выполнение творческого задания.

Этапы урока (с временной раскладкой):

Оргмомент – 2 мин.

Ознакомление с планом урока, постановка задач – 2 мин.

Повторение изученного. Фронтальный опрос. Работа с доской – 10 мин.

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой – 7 мин.

Прослушивание сказки – 5 мин.

Самостоятельная работа с таблицей (индуктор) – 20 мин.

Создание творческого продукта (стихотворения) – 20 мин.

Представление своих работ (социализация) – 8 мин.

Высказывания об уроке, о работе (рефлексия) – 4 мин.

Подведение итогов – 2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Оргмомент.

 

2.Слово учителя:

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну, которой нет на карте, но с которой вы знакомы с детства. Это страна Поэзия.  С малых лет мы слышим стихи, на уроках литературы читаем их и учимся понимать, анализировать, а сегодня наша цель – примерить на себя одежду поэта, самим попробовать прикоснуться к тайнам ремесла.

Мы с вами будем работать в творческой мастерской, и каждый из вас попробует стать Мастером. Но пока нам нужно вспомнить основные законы, без которых не обходится ни одна страна, и Поэзия в том числе.

 

3.Повторение изученного:

Ребята, давайте вспомним, без чего не могут жить стихи? (Без рифмы)

Что такое рифма? (Звуковой повтор в конце строк)

Какие виды рифм мы знаем? (Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая)

Обратимся к доске. Определите способы рифмовки по схемам:

А              А              А

Б              А              Б

А              Б              Б

Б              Б              А

(Перекрёстная, параллельная, кольцевая)

А что ещё необходимо для стихотворения? (Ритм)

Ритм создаётся за счёт упорядоченного расположения в строке ударных и безударных слогов. Размеры стиха мы с вами в этом году выучили и по схемам можем их определить:

_ _

_ _

_ _ _

_ _ _

_ _ _

(Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)

Давайте обратимся к четверостишию дагестанского поэта Расула Гамзатова (доска):

Утекает детство, как вода,

Утекает детство, но в наследство

Остаётся людям песня детства,

Память остаётся навсегда.

К доске пойдёт … и по первой строке определит размер стиха.

(Ученик определяет хорей с пиррихием)

Давайте вспомним, что такое пиррихий. (Стопа из двух безударных слогов)

Как называется стопа из двух ударных слогов в двусложном размере? (Спондей)

Определите рифму и способ рифмовки стихотворения. (Мужская рифма чередуется с женской, рифмовка  кольцевая)

Определите, какие средства художественной выразительности использует в этом стихотворении автор. (Сравнение, метафору и стилист. фигуру – антитезу)

 

4.Работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой.

Слово учителя:

Как же рождаются стихи? Что они значат для людей? Для чего вообще нужна поэзия? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы в отрывке из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

- Из чего же растут стихи? (Плесень, запах дёгтя, т. е. из сора)

Учитель: Поэт видит необычное и прекрасное в том, в чём обычные люди видят сор, даже обычная плесень на стене поэту кажется таинственной.

- В чём видит роль поэзии А. Ахматова. Найдите нужные строки. (Последние).

Да, ребята, цель поэзии – нести людям радость, красоту, чудо.

Эта же мысль звучит в сказке, которую я вам прочитаю. Ваша задача – внимательно прослушать её и выписать одно наиболее понравившееся слово в таблицу, с ним вы будете работать дальше.

 

5.Прослушивание сказки.

Жил-был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но какие-то все одинаковые. Так что даже самые старые жители легко могли заблудиться. Город был большой, люди в нём жили разные, но каждый, кто приезжал и видел их, утверждал, что все они очень похожи и вот почему: жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Когда им было холодно или больно, они хмурились и даже плакали. Но никому не было грустно, когда солнце закрывалось тяжёлыми тучами, когда кому-то рядом становилось больно и холодно. Никто не улыбался от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.

Но ведь все люди не могут быть одинаковыми! Вот и в этом городе жил один чудак. Он мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чём-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чём шелестят деревья. А порой он произносил фразы, которые казались жителям этого города странными и непонятными, например:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

И был в этом городе большой старый сад. В нём росли деревья, распускались цветы, пели птицы. Но люди не замечали всего этого. Они приходили сюда только потому, что было полезно двигаться, дышать чистым воздухом. И только чудак приходил сюда весной и осенью, зимой и летом, приходил, чтобы полюбоваться красотой сада. Чудак замечал то, чего не видели остальные, мог удивительно точно и красиво об этом сказать. И благодарный сад становился ещё прекраснее, открывал человеку свои тайны.

Представьте себе сентябрь. Облетают листья, ночью был первый заморозок. Ещё вчера цвели георгины, а что с ними сегодня? Жители города сказали бы об этом: «Цветы завяли. Надо их выкопать». А наш чудак произнёс:

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело.

Дохнул сентябрь. И георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Очень любил чудак зиму, когда «чародейкою зимою околдован лес стоит и под снежной бахромою чудной жизнью он блестит», чуткой душой ощущал малейшие изменения в природе, раньше других чувствовал приближение весны:

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И её невольно улыбнулась.

Вот такие стихи звучали, когда чудак бродил по городу и саду. Стихи слушали деревья в саду, звери и птицы. А люди не хотели их слушать и понимать. И чудак ушёл из города. Он ушёл искать людей, близких ему, которые видели и понимали прекрасное. Без него увяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал. Тогда люди опомнились, кинулись разыскивать чудака, а найдя, попросили вернуть сад к жизни. И чудак вернулся. Он вошёл в умирающий сад, и случилось чудо. Ожили цветы и деревья, запели птицы. Люди впервые поняли, как прекрасен окружающий их мир. Никогда больше не называли они человека чудаком, а называли поэтом. Ведь это поэзия учит людей видеть красоту мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее.

 

6. Самостоятельная работа с таблицей:

Слово

Синоним

Антоним

Звуковые ассоциации

Цветовые ассоциации

Предметные ассоциации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( Ребята должны поработать, «поиграть» каждый со своим словом, выписанным из сказки.)

Учитель: Просмотрите свои записи и выберите из каждого столбика 2-3 словосочетания, наиболее вам понравившихся. Вы употребите их в своих стихотворениях, это будут ваши сравнения, метафоры, эпитеты. Не забудьте о ритме и рифме, постарайтесь, чтобы в ваших стихах прослеживалась идея.

 

7. Создание творческого продукта (стихотворения).

 

8. Представление своих работ на суд товарищей и учителя.

(Самое главное – не ругать, обязательно за что-то похвалить).

 

9. Оформление работ письменно (на листочках).

Рефлексия: записать свои впечатления о работе, об уроке, о том, что понравилось и не понравилось, что вызывало трудность и что показалось наиболее интересным, пожелания на будущее.

 

10.Подведение итогов.

Слово учителя:

Ну что же, ребята, мы с вами не волшебники, мы пока только учимся, учимся быть настоящими мастерами. Может быть, кому-то с годами это и удастся. А пока у вас получились неплохие  вещи, и я надеюсь, что приобретённые сегодня знания и умения помогут вам в дальнейшем.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, для учителя, русская литература, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно
Просмотров: 1233 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0