Цели: 1. Повторить и обобщить знания по теме: «Тепловые явления» 2. развивать память и логическое мышление. 3. Воспитывать любовь к природе и интерес к физике и технике. Оборудование: флипчарт, карточки, жетоны, таблички с названием команд. Ход игры: • Организационный момент. • Конкурсы: • Приветствие. • Разминка. • В НИИ. • В музыкальном салоне. • На производстве. • На прогулке в парке. • В школе. • Дополнительные конкурсы: сложи слова, найди ошибку, отгадай загадку. • Подведение итогов. • Рефлексия. Организационный момент: Ребята! Сегодня у нас игра, посвящённая неделе точных наук и окончанию изучения раздела: «Тепловые явления»
Игра называется «Путешествие в город тепловых явлений», во время
которой мы посетим несколько станций- этапов, на которых будем
использовать знания, полученные на уроках физики. Этапы игры
представлены на доске. Условия игры предельно просты: каждый этап
содержит некоторое задание, выполнив которое команда получает фишку 1,
2, 3, 4, 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов
побеждает. В игре участвуют три команды: 8 а _____________, 8б_______________ 8в______________. Конкурсы: 1) Представление команд. Командам даётся возможность представить себя и поприветствовать соперников и жюри.
2) Разминка. Каждая команда задаёт другой команде дать определение
какому либо физическому явлению или величине. Правильный ответ
оценивается в 2 балла. Неточный 1 балл. Если противники не отвечают тот
кто задал вопрос должен ответить сам. 3) В научно-исследовательском
институте. Каждой команде даётся график тепловых процессов и таблицы
температур плавления, кипения. Требуется расшифровать график: назвать
процессы на каждом этапе. Правильная расшифровка 5 баллов. Время 3
минуты. t,0С 1команда 375 D E 0 t, мин F -39 В С А -50 Назвать вещество: ртуть Назвать процессы: АВ нагревание, ВС плавление, CD- нагревание, DE- кипение, EF- охлаждение. 2 команда t,0С 78 А В 0 t, мин -114 С D F E Назвать вещество: спирт Назвать процессы: АВ кипение, ВС охлаждение, CD- кристаллизация, DE- охлаждение, EF- нагревание. 3 команда. t,0С 1740 D E F 327 В С А 0 t, мин Назвать вещество: свинец Назвать процессы: АВ нагревание, ВС плавление, CD- нагревание, DE- плавление, EF- охлаждение. Таблица . Температуры плавления(кристаллизации) некоторых веществ. ртуть -39 спирт -114 вода 0 свинец 327 Олово 232 водород -259 Таблица . Температуры кипения некоторых веществ. ртуть 357 спирт 78 вода 100 свинец 1740 Медь 2567 водород -253
4)В музыкальном салоне. Занимаясь в исследовательском институте
исследованиями вы немного устали и чтобы немного отдохнуть и
расслабиться предлагаем музыкальную паузу. Каждая команда по очереди
поёт музыкальную фразу из песни, содержащей какое –либо тепловое
явление(дождь, снег и т.п) За каждую песню 1 балл. Команда получает несколько вопросов. На подготовку команде 3 минуты. Каждый правильный ответ оценивается 2 балла.
5) На производстве. После отдыха в музыкальном салоне мы отправляемся
на производство. Команда получает несколько вопросов. На подготовку
команде 3 минуты. Каждый правильный ответ оценивается 2 балла. Вопросы первой команде:
1 После обработки на точильном круге зубило становится горячим. Зубило,
вынутое из горна, тоже горячее. Каковы причины повышения температуры в
первом и втором случае? (работа, теплообмен) 2 Зачем
канализационные и водопроводные трубы зарывают в землю на значительную
глубину?( чтоб вода не замёрзла, земля обладает малой теплопроводностью)
Вопросы второй команде: 1 Почему пила нагревается, если пилить ею длительное время? (совершается работа, повышается внутренняя энергия)
2 В промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по
которым течёт охлаждающая жидкость. Где надо располагать эти трубы:
вверху или внизу помещения?(сверху) Вопросы третьей команде:
1 Почему врач, поставив медицинский термометр больному, смотрит
показания термометра не раньше, чем через 5 минут? ( чтобы термометр
успел нагреться) 2 Оболочки космических кораблей и ракет делают из
тугоплавких металлов и специальных сплавов. Почему?(чтобы не
расплавились при работе силы сопротивления воздуха, когда корабль
взлетает или садится) 6) На прогулке в парке. С завода
через парк дорога идёт в школу. Но и в парке можно встретить много
интересного. И здесь можно применять знание тепловых явлений. Команда
получает по несколько вопросов. На подготовку команде 3 минуты. Каждый
правильный ответ оценивается 2 балла. Вопросы первой команде:
1 Почему вода в открытых водоёмах нагревается солнечными лучами
медленнее чем суша? (вода блестящая и она большую часть излучения
отражает, а земля темная - поглощает) 2 Почему уличные термометры заполняют спиртом, а не ртутью?( ртуть замерзает при -39С) Вопросы второй команде: 1 Почему белки спят закрывшись хвостом? (он пористый и обладает малой теплопроводностью и сохраняет тепло тела)
2 Зимой металл на ощупь холоднее дерева. Каким будут казаться метал и
дерево в тридцатиградусную жару?( метал горячее, дерево прохладнее) Вопросы третьей команде:
1 Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары
носят шапки-папахи и ватные халаты?( вата имеет малую теплопроводность и
плохо проводит внешнее тепло) 2 Почему животные крайнего севера имеют толстый слой жира?( обладая малой теплопроводностью жир сохраняет тепло тела)
7) В школе. Вот мы и вернулись в стены родной школы. Здесь каждой
команде предлагается решить одну и ту же задачу. Команда, решившая
задачу первой получает 3 балла, второй 2 балла, третьей 1 балл.
Задача: Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10г,
взятой при температуре 00С, для того чтобы нагреть её до температуры
кипения и испарить? Температура кипения воды 1000С. Удельная
теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг0С). Удельная теплота парообразования воды 2,3 МДж/кг. Дано: Решение: m= 0,01 кг t1=00C t2=1000C c=4200 Дж/(кг0С) г=2,3•106 Дж/кг _________ Q-? |