Цель урока: сохранить психическое и физическое здоровье учащихся в условиях повышенной учебной нагрузки.
Задачи:
- Снять физическое и психическое утомление.
- Повысить эмоциональную стабильность.
- Сформировать навык правильной осанки и создать крепкий мышечный корсет.
- Провести профилактику плоскостопия.
- Предупредить развитие близорукости.
- Обучить детей элементам точечного массажа для профилактики ОРВИ в осенне-зимний период.
- Выработать навыки диафрагмально-релаксационного дыхания.
Оборудование и материалы
«Дорожка здоровья», которая включает канат,
гимнастическую скамейку, мягкие модули, массажные коврики, камешки,
шишки, высушенные каштаны для воздействия на биологически активные точки
стоп; гимнастические коврики; шведская стенка; большие ортопедические
мячи; игрушечная обезьянка.
Ведущий. Здравствуйте, ребята!
Пожалуйста, встаньте у стены, приняв правильную осанку: стопы
параллельно друг другу на ширину стопы; пятками, ягодицами, лопатками,
затылком прижмитесь к стене; лоб и подбородок параллельны полу; живот
втянут, плечи расправлены. Закройте глаза, сосредоточьтесь на своих
мышечных ощущениях в течение одной минуты и запомните их. Откройте
глаза, сделайте шаг вперед, сохраняя правильную осанку. Сделайте шаг
назад к стене, проверьте правильность осанки у стены.
Сегодня к нам в гости пришла обезьянка Жаконя. Но
почему-то она очень грустная. Наверное, что-то случилось. Пусть она
расскажет: что с ней произошло?
Дети стоят у стены, сохраняя правильную осанку, и слушают рассказ Жакони:
– Ребята, я получила письмо от коварной Простуды. Она хочет всех забрать в свое Королевство. Послушайте, что она пишет:
«Я – коварная бацилла,
И зовут меня Простуда.
Извините, я забыла
Вам сказать, что я оттуда,
Где дожди, и грязь, и слякоть,
Где невесело и скучно,
Где ребята любят плакать,
А в квартире слишком душно!
Я люблю ленивых деток
И немытую посуду,
Тот, кто весел, чист и крепок,
Мне не нужен – прочь отсюда!
Я зову лишь хлипких в гости,
Вас – в Простудную страну,
Здесь живут довольно просто:
Время все – еде и сну.
И на пуфики похожим
Станет каждый из ребят!
Эй, посторонись, прохожий!
Пропусти ко мне отряд!
Я посылаю вам письмо, чтобы прервать ваш путь к
здоровью, ведь не нужно вам оно! Всех чихающих и кашляющих, всех
грустных и больных забираю в свое Королевство на целый год».
– Ребята! Вы такие бодрые, веселые, здоровые, помогите мне, давайте вместе бороться с коварной Простудой!
Ведущий. Ребята, давайте
пригласим Жаконю в путешествие по Стране здоровья и научим ее, как
избавиться от болезней и победить Простуду. Вспомним наши волшебные
слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» (дети вместе с
обезьянкой повторяют волшебные слова 3 раза).
Наше путешествие начинается с «Дорожки здоровья» (см. табл. на с. 33–34).
Далее дети выполняют комплекс упражнений, лежа на полу на гимнастических ковриках.
Цель: формирование крепкого мышечного корсета.
И.п. – лежа на спине.
- «Вытягивание» (голова – пятки).
- Поднять голову, подбородок к груди, носки ног на себя. Держать 3 сек., опустить, расслабиться.
- Повороты головы вправо – влево на 90 градусов.
- Сесть, руки к плечам, круговые движения согнутыми в локтях руками 4 раза вперед – 4 раза назад.
- Наклоны вперед. Правая рука к левой стопе, левая рука – мах назад; и наоборот.
- Лежа на спине, наклон в сторону, правая рука тянется к колену, левая к подмышке; и в другую сторону.
- Из и.п. сесть – руки вперед, дотянуться до пальцев ног (или руки в «замке» за головой, наклон вперед, лбом коснуться коленей).
- Руки за головой, поочередно поднимать прямые ноги вверх, носок тянуть.
- Руки за головой, две ноги вместе вверх до 45 градусов, держать 3–5 сек.
- «Велосипед» – вперед 10 раз, назад 10 раз.
- Поочередно прижимать руками правую и левую ногу к животу.
- Обе ноги к животу – «группировка».
- «Ножницы» вертикальные и горизонтальные под углом 45 градусов.
- Упор сидя сзади, ноги согнуты в коленях. Ноги вправо – влево.
- «Уголок», держать 30 сек.
И.п. – лежа на животе.
- «Отжимания» 5–10 раз.
- Руки вперед, голову поднять, держать 5–30 сек. Дыхание не задерживать.
- Руки в стороны, голову поднять, держать 5–30 сек.
- «Крылышки», держать 5–30 сек.
- Правую ногу положить на левую, поднять вверх, оказывая сопротивление.
- Поочередно левой и правой пяткой коснуться ягодиц.
- «Лодочка», держать 5–30 сек.
И.п. – стоя на четвереньках.
- «Кошечка».
- Мах правой ногой назад, левой ногой назад.
- Сесть на пятки, голову вниз между руками, пальцами тянуться вперед.
Выполняя упражнения, дыхание не задерживать! Количество повторений каждого упражнения увеличивать постепенно!
А теперь – комплекс упражнений на больших ортопедических мячах.
Цель: укрепление мышечного корсета, тренировка вестибулярного аппарата.
- Правильная посадка на мяче, легкое покачивание вверх-вниз, не отрываясь от мяча.
- И.п. – сидя на мяче.
Поднять одну руку вперед ладонью внутрь;
поднять другую руку вперед ладонью внутрь;
поднять одну руку вверх ладонью внутрь;
поднять другую руку вверх ладонью внутрь;
опустить руки вниз.
- Покачаться на мяче.
- Упражнения для шеи и вестибулярного аппарата: наклонить голову
вперед; наклонить голову назад; наклонить голову вправо; наклонить
голову влево.
- Поднять одну руку в сторону, наклонить голову в сторону руки и потянуться, голову прямо, опустить руку.
- Подпрыгивая на мяче, шагать вокруг него, высоко поднимая колени в одну, затем в другую сторону.
- Подпрыгивая на мяче, согнуть обе руки в локтях, напрягая мышцы, прижать руки к груди – сильные, выпрямить вперед – слабые.
- Ногу вперед на пятку, в сторону, вперед, приставить.
- Упражнение «бокс» руками.
- Сидя на мяче, достать до пола руками, выпрямиться, руки в «крылышки».
- Дыхательные упражнения:
поднять руки вверх, потянуться – вдох, опустить руки – выдох.
- Стать на колени перед мячом, руки на мяче, откатить мяч пальчиками от себя, подкатить мяч к себе.
- То же, сидя на пятках.
- Сидя на полу, держим мяч между согнутыми коленями. Сжимаем мяч с боков коленями и руками.
- То же, только поднимаем мяч вверх и опускаем его вниз.
- Мяч на выпрямленных ногах, руки на мяче. Наклон вперед – вниз – спрятались за мяч, выпрямились.
- Стоя, поднять мяч вверх – прямые руки – вперед – опустить вниз.
- Прыгая на мяче, руки в стороны – вверх, в стороны – вниз.
- Дыхательные упражнения.
- Упражнение на расслабление, лежа на мяче.
- Игры, сидя на мяче, – «ладушки».
- Эстафеты:
– катание мяча пальчиками;
– прыжки на мячах с продвижением вперед;
– догонять мяч;
– ведение мяча.
Комплекс упражнений, направленных
на коррекцию зрения.
Цель: тренировка аккомодации и работы глазодвигательных мышц.
- Посмотреть вверх, затем вниз, фиксируя взгляд в крайних положениях: потолок – пол.
- Посмотреть вправо, затем влево.
- Взгляд в правый верхний угол, затем в левый нижний, затем в правый нижний и потом в левый верхний.
- Быстро и легко поморгать глазами, «как мотылек».
- Взгляд в левый верхний угол. Затем в правый нижний, в левый нижний и потом в правый верхний угол.
- Круговые вращения глазами сначала в одну, а затем в другую сторону.
- С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать.
- Посмотреть вдаль, затем на переносицу, снова вдаль и опять на переносицу.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой вперед руки. Приблизить палец к носу, посмотреть на нос.
- Выполнить глазами «цветок» из горизонтальных и вертикальных восьмерок.
- «Циферблат» – движения глазами по часовой стрелке от центра к каждой цифре воображаемого циферблата и обратно.
- Движения глазами по спирали сверху вниз и обратно, затем справа налево и слева направо.
- Выполнить движением глаз «арки-дуги» верхнюю, нижнюю, правую, левую.
- «Пальминг». Растереть ладони, глаза прикрыть. Ладони
наложить на глаза так, чтобы центр ладони совпал со зрачком, так держать
в течение 1–3 минут.
Каждое упражнение повторять по 6 раз в каждую сторону. Упражнения можно выполнять с открытыми и закрытыми глазами.
Массаж для профилактики
близорукости
Точка 1 – на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья.
Точка 2 – на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью.
Точка 3 – на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза.
Точка 4 – на нижнем крае глаза на уровне зрачка.
Точка 5 – на расстоянии 0,5 см от наружного угла глаза.
Точка 6 – на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови, в углублении.
Точки массировать кончиками указательных и
больших пальцев. Движения пальцев вращательные или слегка вибрирующие.
Давление должно быть умеренным, с легким нарастанием и последующим
ослаблением.
Точки 1 и 2 массировать по 2–3 минуты, точки 3, 4, 5, 6 по 1 минуте.
- Подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев поочередно легко-легко постучать по закрытым векам («пальцевый душ»).
- Погладить глаза руками, одновременно похвалив их: «Глазки мои зоркие» (красивые, добрые, ласковые и т.д.).
Массаж биологически активных зон
Массаж по методике А.А. Уманской дает отличные результаты у детей, часто болеющих простудными заболеваниями.
Цель: профилактика ОРВИ.
1-я зона – расположена на середине грудины
на уровне прикрепления к ней 5-го ребра. Связана со слизистой оболочкой
трахеи, бронхов, легкими, костным мозгом.
2-я зона – расположена в центре яремной
вырезки грудины. Связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки и
гортани, а также с вилочковой железой. Регулирует иммунные функции
организма – повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям,
участвует в регуляции роста.
3-я зона – симметричные точки расположены
на уровне верхнего края щитовидного хряща у переднего края
грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Контролирует химический состав
крови, слизистую оболочку глотки и гортани, регулирует обмен веществ.
4-я зона – симметричные точки расположены в
углублении, образованном сверху – затылочной костью, медиально –
трапециевидной мышцей, латерально – задним краем
грудино-ключично-сосцевидной мышцы (область 4-го шейного позвонка).
Регулирует деятельность головного мозга, сосудов головы, шеи и туловища,
нормализует работу вестибулярного аппарата.
5-я зона – расположена между остистыми
отростками 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Связана со слизистой
оболочкой трахеи, глотки и пищевода. Регулирует сосудистые реакции
организма.
6-я зона – симметричные точки расположены
на середине расстояния между носогубной складкой и серединой крыла носа.
Связана со слизистой оболочкой носа и гайморовых пазух гипофиза.
Восстанавливает свободное дыхание через нос.
7-я зона – расположена на средней линии
лица в месте схождения надбровных дуг. Улучшает кровоснабжение слизистой
оболочки верхних отделов полости носа, глазного яблока, лобных отделов
мозга, снимает головную боль.
8-я зона – симметричные точки расположены у
переднего края хряща ушной раковины на уровне межкозелковой вырезки.
Связаны с органом слуха и вестибулярным аппаратом, ответственным за
поддержание равновесия.
9-я зона – симметричные точки расположены
на вершине мышечного валика, образующегося при приведении большого
пальца кисти к указательному. Нормализует многие функции организма,
избавляет от головной боли и насморка.
Давление на эти точки оказывают подушечками
указательных пальцев, круговыми движениями по часовой и против часовой
стрелки по 10 раз в каждую сторону. Время воздействия на каждую точку
составляет 18–20 секунд. Точки массируются в указанной
последовательности. Воздействовать на точку 3 в области шеи нужно
легкими движениями пальцев не более 3–5 секунд. Точка 4 массируется
только движением пальцев сверху вниз.
Диафрагмально-релаксационное дыхание. (Звучит спокойная музыка.)
Цель: снять мышечное напряжение, выработать навык дыхания животом.
Сесть удобно на стул (или лечь на ковер на пол).
Ноги поставить на пол. Руки, ноги и все мышцы расслаблены. Одну руку
положить на живот, другую – на грудь.
Сделать спокойный вдох через нос (как будто вы
нюхаете цветок) – живот надувается, диафрагма выпрямляется, легкие
наполняются воздухом.
А теперь слегка приоткройте рот, губы «трубочкой»
и сделайте медленный-медленный выдох (как будто дуете на пушинку или
одуванчик) – живот при этом втягивается, диафрагма расслабляется и
становится похожей на мостик.
Повторить несколько раз. Представить, что живот – это воздушный шарик. Мы его надуваем и сдуваем.
Вообразите, что при вдохе тело наполняется
золотым светом от головы до кончиков пальцев. А выдыхая, представьте,
например, что выдох – это легкий утренний бриз, наполняющий парус
выходящей в море яхты…
Вы – как маленькое перышко, которое несет легкий
ветерок; вы – лучик света, падающий на землю. Дайте еще больше
расслабиться своему телу, плечам, рукам, ногам, расслабьте стопы и
ладошки…
Важно помнить:
- Выдох должен быть длиннее вдоха в 2–4 раза.
- Между вдохом и выдохом не задерживайте дыхание, не делайте паузу. Все должно идти плавно, без напряжения.
При диафрагмально-релаксационном дыхании (дыхании
животом) наиболее эффективно работает диафрагма и наиболее полно
осуществляется газообмен в легких.
С помощью этого дыхания мы всегда будем здоровы.
Ведущий. Ребята, давайте
проверим осанку у стены. А теперь посмотрите на себя в зеркало.
Запомните, как вы выглядите. Улыбнитесь себе и три раза повторите
«волшебные» слова: «Я стою, сижу и хожу прямо».
Жаконя. Спасибо, ребята, вы
научили меня главному – самой заботиться о своем здоровье. Ведь никто не
сделает это лучше, чем я сама! Теперь мне не страшна коварная Простуда!
Домашнее задание: повторите основные
упражнения и точечный массаж дома, а также вспомните и запишите
пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни.
«Дорожка здоровья в стихах» (авторская разработка)
|