Цели: - Продолжение знакомства с литературной сказкой
на примере произведения В. М. Гаршина "Attalea
princeps".
- Понимание содержания сказки и ее основной
мысли.
- Развитие навыков анализа художественного
текста, внимательного отношения к слову.
Оборудование:
- Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я.
Коровиной для 5 класса).
- Компьютер.
- Проектор.
- Ход урока
1. Приветствие.
Постановка целей и задач.
<Презентация.Слайд2>
Беседа
Для беседы можно использовать статью учебника
"Русская литературная сказка"
Что называют литературной сказкой?
<Презентация.Слайд3>
Приведите примеры литературных сказок,
назовите их авторов.
Ребята приводят примеры прочитанных
произведений - сказки А.С.Пушкина, В. А.
Жуковского, В.Ф.Одоевского, А. Погорельского, В. М.
Гаршина, К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака, Г.-Х.
Андерсена и др.
Какие произведения В. М. Гаршина вы уже читали?
Произведения В. М. Гаршина
"Лягушка-Путешественница", "Сказка о Жабе и
Розе".
<Презентация.Слайд4>
Чем для нас интересны произведения этого
писателя?
В его произведениях, как в басне, герои и
события учат нас чему-то, но не говорят об этом
прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод.
3. Анализ произведения.
Вы прочитали сказку В. М. Гаршина "Attalea
Princeps". Понравилась ли вам она?
Обсуждение детских впечатлений о прочитанном
произведении.
Текст Гаршина - загадка, которую надо
кропотливо разгадывать, учиться читать между
строк - искать смысловой идейный подтекст.
Сюжет сказки "Attalea Princeps" был разработан
Гаршиным ещё в 1876 году в стихотворении
"Пленница".
<Презентация.Слайд5>
Эпиграфом к нашему уроку станут слова из этого
стихотворения:
Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт:
О том, каким был путь пальмы на свободу, мы и
поговорим сегодня на уроке.
С чего начинается повествование "Attalea Princeps" В.
М. Гаршина?
С описания оранжереи.
Как Гаршин рассказывает о ней? (зачитываем
эпизод)
"Она была очень красива:" Мы любуемся
оранжереей как чудесным произведением
искусства. Писатель даже сравнивает её с
драгоценным камнем.
Почему описание оранжереи затем резко меняет
свою тональность? Так ли хорошо жилось растениям
в этой прекрасной оранжерее?
<Презентация.Слайд6>
Найдём по тексту и выпишем ключевые слова,
рассказывающие об этой жизни:
- Заключённые растения
- Тесно
- Отнимали друг у друга влагу и пищу
- Гнулись и ломались
- Не могли расти, куда хотят
- Воздух неподвижен
Вывод. Для растений оранжерея была настоящей
тюрьмой, не зря автор называет растения
"заключёнными".
Что нужно было растениям, о чём они мечтали?
Растения тосковали по родине. "Для растений
нужен был широкий простор, родной край и свобода.
Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные
создания:"
"Как ни прозрачна была крыша, но она не ясное
небо" - этими словами автор противопоставляет
"родной край и свободу" тесной и тёмной
оранжерее.
В сказке Гаршина растения действуют как люди,
у них даже разные рассуждения и мысли, разное
отношение к происходящему. Какой же характер у
растений?
Зачитываются эпизоды из "Attalea Princeps".
Выводы.
<Презентация.Слайд7>
- Саговая пальма - злобная, раздражённая,
надменная, высокомерная, завистливая.
- Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный,
довольный своей жизнью.
- Корица - прячется за спины других растений
("меня никто не обдерёт"), неприхотливая, любит
спорить.
- Древовидный папоротник - не совсем доволен
своим положением, но не стремится что-либо
изменить.
Расскажите о Attalea Princeps. Почему такое
название?
<Презентация.Слайд8>
Так назвал по-латыни пальму директор. Это имя не
было родным для пальмы, его придумали ботаники.
Пальма была выше и красивее всех.
Латинский язык - мёртвый язык, который является
предком современных романских языков. Возможно, пальма обречена с того
самого момента, как попала в оранжерею и ей было
дано "мёртвое" имя? Ведь, говорят, что имя
определяет судьбу.
Среди персонажей сказки действуют два очень
непохожих человека: директор оранжереи и
путешественник из Бразилии. В чём их непохожесть?
Кто из них ближе главной героине сказки?
Директор - человек науки, заботится
только о внешнем благополучии, бездушный, не
понимающий, что растения могут переживать,
чувствовать боль: ":с довольным видом
похлопывал твёрдое дерево тростью, и удары
звонко раздавались по оранжерее. Листья пальмы
вздрагивали от этих ударов. О, если бы она могла
стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!"
Бразильянец - спорит с директором по поводу
названия пальмы, он знает её родное,
настоящее имя. Глядя на пальму, вспоминает свою
родину. Он понимает пальму, её одиночество и то,
что лишь на родине можно быть счастливым.
Почему встреча с бразильянцем стала решающей
для пальмы?
Бразильянец - последняя ниточка, связывающая
пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею.
Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро
почувствовала своё одиночество, всю
безысходность ситуации.
Почему стремление пальмы к свободе не нашло
поддержки у других деревьев? О чём они
заботились? Чем гордились? Почему они были
настроены к пальме враждебно?
Все растения тосковали по родине и свободе. Но
лишь Attalea и маленькая травка сопротивлялись
такой жизни и хотели вырваться на волю. Остальные
просто приспособились к тюрьме. Они
испытывают страх за свою жизнь, боятся
изменений. Растения сердятся на Attalea за её гордые
слова. Они ненавидят ее за гордость, за
свободолюбие, за то, что ее не остановила мысль о
"людях с ножами и с топорами", которые придут и
отрежут ее ветви, если она слишком высоко
поднимет свою вершину.
Возможно, они завидуют пальме, потому что у неё
хватает сил для осуществления своей мечты.
Почему травка, в отличие от других растений,
понимала пальму?
"Она не знала южной природы, но тоже любила
воздух и свободу. Оранжерея и для нее была
тюрьмой".
Какое чувство вызывает у нас травка?
Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью
сострадать, понимать чувства пальмы. Она
становится настоящим другом для Attalea, всей душой
желая помочь ей.
Как пальма боролась за свободу? Какой ценой
платила она за желание увидеть настоящее небо?
<Презентация.Слайд9>
"Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная
вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились
в нежные молодые листья, перерезали и
изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело
листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и
решетки уже поддавались, хотя были сделаны из
крепкого железа".
Вернёмся к нашему эпиграфу (зачитать ещё раз).
<Презентация.Слайд5>
Пальма достигла своей цели. Чем закончилась
сказка? Почему директор решил спилить пальму?
Надстраивать над пальмой особенный колпак -
дорого.
Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том,
как погибла пальма?
Жалость к Attalea, ненависть к директору, но в то же
время восхищение и уважение по отношению к
пальме.
Почему директор приказал выбросить маленькую
травку?
"Вырвать эту дрянь и выбросить: Она уже
пожелтела, да и пила очень попортила её. Посадить
здесь что-нибудь новое".
Какие мысли возникают после прочтения сказки?
Что нам хотел сказать автор этим произведением?
<Презентация.Слайд10>
- Все растения чувствуют боль, у всех есть
душа.
- Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие,
когда они настроены враждебно.
- Противоречие мечты и обретённой реальности.
Всё в этом произведении строится на
противопоставлении, контрасте. Найдите эти
контрастные линии.
<Презентация.Слайд11>
- Прекрасная оранжерея - растения-заключённые
- Образы директора и бразильянца
- Растения - Attalea
- Гордость директора - гордость Attalea
- Мечта и реальность
4. Домашнее задание.
<Презентация.Слайд12>
Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вы
пережили при чтении сказки В.М. Гаршина "Attalea
Princeps"? Как они менялись? Почему?
|