Цели и задачи:
- сформировать представление о видах и формах современного
декоративного искусства;
- познакомить с одним из видов росписи ткани «Узелковый батик»;
- развивать художественные навыки при выборе цветового решения
рисунка на ткани;
- формировать у учащихся положительные взаимоотношения со
сверстниками, умение сотрудничать;
- расширять художественный кругозор учащихся, формировать
активного зрителя;
Оборудование:
Для учителя: образцы росписи ткани, иллюстрации с
изображением различных видов росписи ткани, презентация «Батик»,
проектор, экран, белый материал (ситец или сатин) 20х20 см, белые
нитки, восковая (парафиновая) свеча.
Для учеников: набор крупных бусин или средних пуговиц (3-5
штук), белый материал (ситец или сатин) 20х20 см, белые нитки, восковая
(парафиновая) свеча.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Изложение нового материала.
1. Вступление
В сборнике японской поэзии VII-XII вв. можно найти следующее
пятистишие:
Синобу – тайная грусть,
Узор из страны Минитоку,
Кто спутал нити твои?
Смутил кто сердце тревогой?
Ведь не виновен я….
Кавара-но Садайдзин (822 – 895)
Смысл этого произведения кроется в слове «синобу», которое имеет два
значения: тоска, тайная грусть и название узора ткани, которым издавна
славилось селение Синобу. Поверхность большого гладкого камня устилали
травами и цветами. Поверх растений укладывалась ткань и по ней с силой
проводили другим гладким камнем. Получался весьма прихотливый узор.
Ткань, расцвеченную таким способом, называли «синобу». Искусство
украшать ткани пришло к нам из глубины веков. Многие народы мира:
египтяне, индейцы, китайцы, японцы – с глубокой древности развивали это
искусство, но наивысшего расцвета оно достигло именно на Яве.
Трепетное чувство охватывает человека, когда он прикасается кисточкой к
белому шёлку. Его рука, полёт фантазии, и краска создают чудо. А сам
мастер попадает в мир батика – мир художественной росписи ткани.
2. Объявление темы и цели урока.
Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают
Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и
появились разные способы расцвечивания тканей. Перед окрашиванием
определённые участки ткани крепко перевязывали суровой ниткой или
завязывали саму ткань узлами. Затем её погружали в глубокие ёмкости с
красителями, завязанные части не окрашивались. Впоследствии на ткани
получались затейливые узорные линии. Вот и мы сегодня изучим способ
окрашивания ткани и попробуем выполнить узелковую роспись.
2 .Организация игрового момента «Корреспондент»
Прежде чем приступить к расцвечиванию ткани, мы изучим основные
способы окрашивания материала, и в этом нам поможет деловая игра.
Давайте представим себя корреспондентами ведущих газет и модных
журналов. Перед вами лежат мини блокноты и ручки. Ваша задача:
просматривая представленную презентацию, отметить методику и
последовательность расцвечивания ткани.
Демонстрируется и комментируется презентация.
Учитель:
– Итак, давайте подведём итог: опишите основной принцип
расцвечивания ткани
Ученик: – Формирование узелков, фиксирование их положение вощеной
нитью. Затем мы расцвечиваем ткань в разные цвета: от тёмного цвета, до
светлого цвета. После частичной просушки изделия нитки удаляются,
ткань разворачивается и разглаживается.
Учитель: – О каких способах складывания ткани вы узнали.
Ученик: – Орнаментальный узор, орнаментальные полосы, мраморный
эффект, узел, шланговая техника.
Учитель: – Как закрепляют расписанную ткань?
Ученик: – Ткань прокладывают другой тканью, большего размера и
сворачивают свёрток. Затем прикрепляют его к ведру с кипящей водой (над
водой), чтобы пар проходил через изделие. Ведро накрывают одеялом,
потом крышкой и пропаривают в течение 2 часов.
Учитель: – А теперь отложите блокноты, приготовьте рабочее место:
расстелите клеёнку, положите перед собой приготовленный кусок ткани,
бусины или пуговицы, нитки, восковую свечу. В первую очередь вощим
нить: отрезаем её нужной длины и пропускаем через свечу. На середину
ткани кладём пуговицу или бусину. Оборачиваем материалом и закручиваем в
нескольких местах вощёной нитью. Концы углов складываем или узлом или
сворачиваем шланговой техникой. Полученною заготовку расписываем
красками в последовательности от светлого к тёмному.
Выполняется практическая работа.
Учитель: – После росписи удалите лишнюю влагу дополнительным куском
материала, просушите феном, удалите нити и прогладьте утюгом.
Выполняется практическая работа.
– Полученные платочки закреплять паром не надо, потому что мы с
вами использовали акриловые красители. Изделия, расписанные таким видом
красок, достаточно прогладить горячим утюгом. На уроке труда вы
придадите изделию завершённый вид, обработаете края платка.
III. Подведение итогов.
– Давайте посмотрим, чья работа получилась наиболее
эффектной? Почему? Какие цвета использовал автор? Какие способы
сворачивания ткани вы запомнили? Почему эти работы не надо закреплять
паром?
И в заключение нашего занятия я вам напоминаю, что росписью ткани вы
должны заниматься только под руководством специалиста, педагога, во
избежание травматизма. |