Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 30.04.2024, 20:45:44
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

"Белоснежное диво природы" (имя прилагательное)
05.03.2011, 14:20:30

Цель урока:

  • учить детей умению видеть эстетическую сторону текста, читать его как художественный;
  • развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
  • прививать интерес к предмету, к различным видам искусства; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: ИКТ, русско-татарский словарь, репродукция картины М.Врубеля «Царевна–лебедь», портреты К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, Леонардо да Винчи, песня «Лебединая верность» (стихи А. Дементьева, музыка Е. Мартынова).

(К уроку прилагается компьютерная презентация)

Эпиграф к уроку:

Я хочу, чтоб жили лебеди и от белых стай,
И от белых стай мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди над землей моей
Над судьбой моей летите в светлый мир людей!

Ход урока

Вступительное слово учителя:

У каждого времени года свои сказки: у весны – сказки пробуждения природы, у лета – сказки ярких цветов, у осени – сказки разноцветных листьев, у зимы – сказки пушистых снежинок. А ещё в каждом уголке земли есть свои неповторимые сказки. Одна из них живет на нашей земле, рядом с нами. Вы удивитесь и спросите: «Что за сказки в наши дни?».

Я вам отвечу статьей нашей районной газеты. Статья называется «Лебединое озеро в нашем районе».

- о чем она?

 

Предметом для разговора на нашем уроке станут лебеди: белые, чистые, красивые, грациозные, величественные. Перед тем, как разъяснить задачу урока, я бы хотела, чтобы вы приготовили рабочие тетрадки, словарики. А задача нашего урока состоит в том, чтобы мы побольше узнали об этих замечательных птицах. А потом этот материал смогли бы использовать в творческих работах. Виды этих творческих работ разнообразны: сочинение с элементами описания, рассказ с небольшим сюжетом, сказка.

- О лебедях есть множество народных и литературных сказок и легенд. Попробуйте вспомнить некоторые из них. («Гуси – лебеди», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро»).

Многие художники свои картины посвящали этим птицам. Взгляните на репродукцию картины М.Врубеля «Царевна - лебедь». Эпизод какой сказки можно увидеть на этой картине? ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

- Царевна снимает с себя белоснежное оперение. Оперение – кош каурыйлары. (Работа со словарем).

- Послушайте стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь». Что восхищает поэта в лебеде?

- Как плывет лебедь? («рождая волны»)

- Какая из фотографий созвучна этому стихотворению?

Внимание и любовь к этим птицам отразились не только в поэзии, но и в нашей речи, где немало выражений, связанных с лебедем.

- Может быть, какие - нибудь из них вам известны?

(«Лебединая чистота», «лебединая верность», «лебединая песня»).

-Как вы думаете, почему возникло выражение «лебединая чистота»?

(Звучит стихотворение Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»).

-Почему он называет ее «белоснежное диво»?

-Оперение какое? (нежное, пушистое, мягкое)

-Какие сравнения и метафоры помогают автору передать красоту птицы? (метафоры: красавица, дева, дикарка; сравнения: мантия снега белей, глаза – дивные два аметиста (камень)).

- Ребята, вы увидели как красиво создан автором образ лебедя. Слова какой части речи использованы в тексте?

- Имена прилагательные качественные. Белый, чистый, красивый, нежный, пушистый, грациозный, величавый. (Работа со словарем.)

Грациозный – зифа буйлы, матур сынлы.

Величавый - мәһәбәт кыяфәтле.

Выражение «лебединая верность» связано с наблюдениями человека за жизнью этих птиц. Лебедь обычно выбирает себе пару на много лет, он охраняет свою подругу, вместе с ней высиживает птенцов, а лишившись ее, не заводит другой.

-Послушаем песню «Лебединая верность» ( стихи А.Дементьева, композитор Е.Мартынов, включается фонограмма)

Я хочу, чтоб жили лебеди и от белых стай,
И от белых стай мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди над землей моей.
Над судьбой моей летите в светлый мир людей!

-О чем мечтают певец и композитор?

И наконец, выражение «лебединая песня». Еще в древности существовала легенда о том, что умирающий лебедь в минуту смерти взмывает вверх, издает последний крик и, мертвый, низвергается вниз. И этот последний крик, последняя песня является самой лучшей из всех, что он пел до этого.

Об умирающем лебеде замечательную миниатюру сложил великий итальянский художник Леонардо да Винчи. (Миниатюра читается на фоне музыки К.Сен-Санса «Лебедь».)

Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело, словно в зимнее холода.

Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу.

И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни. Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной.

Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды озера.

В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле…

-Лебедь поет,- прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.

Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.

- Светлая печаль или тягостное чувство остается от описания предсмертной песни лебедя?

Жизнь прожита достойно, и он спокойно расстается с ней.

Выполнение задания по тексту. (Выписываются слова, словосочетания, обороты речи для описания лебедя.)

Например: «перья белоснежны и прекрасны», «чистое одеяние» и другие.

Заключительное слово учителя.

Дорогие ребята, в конце урока я хотела бы вернуться к задаче нашего урока. Я думаю, мы собрали необходимый материал для своих творческих работ. На следующем уроке мы займемся письменной работой.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 884 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0