Цель: дать воспитанникам представление о взаимосвязи музыки с живописью, литературой, театральным искусством на примере "Богатырской темы”; развивать и совершенствовать певческие навыки, актерское мастерство, развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость; воспитывать патриотизм и прививать любовь и уважение к искусству, к Родине через знакомство с героями былин - богатырями.
Должны знать: фамилии композиторов М. Мусоргского, А Бородина; название симфонии "Богатырская” и пьесы "Богатырские ворота” ; понятие (симфонический оркестр); искусства (литература, живопись, музыка и т.д).
Должны уметь:
рассказать о музыке и биографии композиторов;
рассказать о картине В. В. Васнецова "Богатыри” и былинных героях А. Поповиче, Д. Никитиче, И. Муромце; разыграть сказку "Богатырь и чудовище”;
аргументировано отвечать на вопросы;
разгадывать ребусы и кроссворд;
вокализировать, анализировать музыкальные произведения, внимательно слушать.
Средства обучения:
презентация по теме урока;
слова – характеры (к музыкальным произведениям);
слова для определения качества личности богатыря;
рисунки детей по теме урока (художественная галерея);
дополнительный материал (иллюстрации богатырей);
итоговые вопросы;
ребусы, вопросы к кроссворду;
фрагменты музыкальных произведений М. Мусоргского, А. Бородина;
музыкальные эффекты к сценке.
Урок разработан по проектной технологии.
Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, театралы).
Дети нашли материал и презентовали его на уроке в виде: текстового материала, рисунков, музыки, песни, сценки, сценических костюмов.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Закрепление и обобщение изученной темы (Путешествие с Чевостиком)
У. - Ребята, сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по стране знаний вместе с Чевостиком. Слайд 2
Чевостик очень любознательный. Для того чтобы узнать кто такой богатырь, он отправился в Третьяковскую галерею. Поможем Чевостику. Слайд 3-4
ХУДОЖНИКИ: рассказывают о картине В. В. Васнецова "Богатыри” и былинных героях А. Поповиче, Д. Никитиче, И. Муромце. О картине. "Богатыри” Виктора Васнецова. На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Слайд 5
Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.
Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.
Словарь.
Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия) Слайд 6 Богатыри (от др. -тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову "Б. ” соответствовали "храбр”, "храбор”, "удалец”.
Слово "Б. ” встречается в летописях начиная с XII в. Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря: человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный; воин, защитник.
Вопросы закрепления с Чевостиком (выполняет весь класс) продолжите фразу -какие три богатыря изображены на картина В. Васнецова ; богатырь –это…, выберите из предложенных иллюстраций наиболее подходящую к слову богатырь и объясните, какими чертами наделен ваш богатырь (выбрать слова из списка). Рисунок 1-8 в каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?; Слайд 8
У. - Чивостик подумал:
- Кто из композиторов сочинял произведения на "Боготырскую” тему?
И отправился в консерваторию. Слайд 9-10
МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о музыке и биографии композиторов М. Мусоргского, А Бородина.
О композиторе.
Портрет Мусоргского писан в Петербурге в феврале 1881 года в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. Слайд 11 Стасов справедливо считал его "одним из величайших созданий всего русского искусства”.
Мусоргский — один из крупнейших и самобытнейших русских композиторов XIX века. В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 60—70-х годов. особое место занимал среди композиторов "Могучей кучки”.
По выражению Стасова, Мусоргский показал в своей музыке "океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности, зажатых ртов”. Как и многие другие передовые русские художники XIX века, Мусоргский искал в истории ответов на жгучие, наболевшие вопросы современности.
О музыке.
Слайд 12 Картинки с выставки” Мусоргского не относятся к числу крупных сочинений композитора: "Картинки с выставки”, написанные для рояля по мотивам картин художника Гартмана – произведение весьма скромное. Тем более что картины эти почти детские, на них изображены колоритные сцены из сказок или бытовые зарисовки: "Тюильрийский сад”, "Старый замок”, "Балет невылупившихся птенцов”, "Быдло” …Однако именно в "Картинках с выставки” творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске. "Богатырские ворота” музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном: композитор обладал особым мастерством музыкального подражания русским колоколам, и этот вариант – лишь один из многих в его творчестве.
Слушание: фрагмент "Богатырские ворота” М. Мусоргский. Слайд 13
Вопросы: выберите слова подходящие к характеру музыке. О композиторе. Портрет написан художником Ильей Ефимовичем Репиным, которого называли "богатырём русского искусства”. Слайд 14
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель. Замечательно характеризуют облик композитора слова В. В. Стасова: "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”. В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная. Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её "славянской героической”, "львиной”, "богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.
О музыке.
Симфония №2 -Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра. Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический. В музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине.
Слушание: фрагмент "Богатырская” симфония №2 А. Бородин Слайд 15
Вопросы: -выберите слова подходящие к характеру музыке; -продолжи фразу стихотворения Слайд 16; -в каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена? Слайд 17
У. -Чевостик, выйдя из консерватории пошел по улице и остановился около музыкантов которые пели песни и играли на инструментах.
Исполнение учащимися песни "Катюша” сл. М. Исаковский, муз. М. Блантер.
Вопросы: О чем поется в песне? Какие слова песни говорят о защитнике Родины? Вопросы закрепления с Чевостиком: (выполняет весь класс) -разгадайте ребусы (фамилии композиторов); -разгадайте кроссворд (Вопросы к кроссворду):
1. Симфония А. Бородина, которую называли "львиной”, "героической”.
2. Проезд, запираемый створами (в строениях, стенах, заборах).
3. Концертный инструмент пианиста.
4. Бывает и симфоническим, и народным, и струнным;
У. - Задумавшись, Чевостик побрел дальше и остановился у театральной афише Слайд 18, которая кричала о предстоящем представлении сказки "Золушка”? Слайд 19
А существуют ли сказки о богатырях? Слайд 20
ТЕАТРАЛЫ: Сказка "Богатырь и чудовище” (театрализованная сценка). Слайд 21
Вопросы:
Кто победил в сказке?
Какое качество помогло богатырю выстоять и победить?
Вопросы закрепления с Чевостиком:
В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена? Слайд 22
3. Итог урока. Чевостику с нами было иноересно и познавательно.
Он узнал:
1. В каких искусствах проявилась богатырская тема?
2. Почему художники, композиторы, актеры обращают внимание на Богатырскую тему? Какие этапы вы прошли, готовясь к уроку: искали информацию в интернете (картинки); искали текстовый материал к теме (биографии композиторов, о музыке композиторов); подбирали музыкальный материал; работали над образом актеров; рисовали рисунки. Что вам удалось лучше всего, а что хуже?
У. - Чевостик с вами не прощается, он говорит "До свидания” Слайд 23
4. Д/З
|