Отсутствие личных мотивов в
сохранении здоровья привело к тому, что в
настоящее время во всем мире все большую тревогу
специалистов вызывает тенденция к его ухудшению.
Без сомнения, Россия является одной из тех стран,
где ухудшение состояния здоровья населения
приобрело катастрофический характер. Состояние
здоровья детей в России вызывает обоснованную
тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения
здоровья школьников от первого класса к
одиннадцатому. Поэтому охрана здоровья
подрастающего поколения является важнейшей
государственной задачей не только потому, что
определяет качество жизни ребенка, но и в силу
того, что фундамент здоровья взрослого населения
страны закладывается в детском и подростковом
возрасте. Отмечаемые в последние годы
неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья
детей и подростков, если не принимать
определенные меры, в дальнейшем могут нанести
огромный социальный и экономический ущерб,
отрицательно сказаться на продолжительности
жизни в стране.
В такой ситуации, как никогда,
актуальной для любого человека становится
задача сохранения и укрепления здоровья с
раннего возраста. Очевидно, что значительную
помощь в решении этой задачи должна оказывать
школа.
Состояние здоровья подрастающего
поколения в последние годы неуклонно ухудшается,
что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих
авторов свидетельствуют о том, что за время
обучения в школе численность здоровых учащихся
сокращается в 4-5 раз. Различные патологические
изменения обнаруживаются у 86% учащихся 1 класса.
Это объясняется низким исходным уровнем
здоровья поступающих в школу детей, что
неблагоприятно отражается на процессе их
адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной
дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой
успеваемости. В связи с этим возникает явная
необходимость активного участия педагогов в
разработке и внедрении здоровьесберегающих
технологий в школьные программы в целях
улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На
современном этапе подключение системы
образования к решению проблем укрепления и
сохранения здоровья учащихся является особенно
актуальным.
Анализ заболеваний учащихся класса показал
ведущие формы имеющейся патологии:
1 место – нарушение осанки -28%
2 место – заболевание органов дыхания -24%
3 место – заболевание стопы - 20%
4 место – заболевание органов зрения -12%
5 место – нервно-психические расстройства -8%
В контексте рассматриваемой проблемы
созданная программа призвана решать задачи
укрепления здоровья школьников.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Предметом исследования, а так же целью
данной программы является:
- поиск наиболее оптимальных средств
сохранения и укрепления здоровья (психического,
физического, социального) учащихся, создание
наиболее благоприятных условий для улучшения
состояния здоровья детей;
- формирование внутренней мотивации к здоровому
образу жизни, необходимость заботы о своем
здоровье и здоровье окружающих;
- развитие основных навыков личной гигиены,
гигиены питания, самообслуживания и принятия
самостоятельного решения в различных ситуациях,
касающихся здоровья.
Реализацию выдвинутых целей позволяют
решать следующие задачи программы "Будь
здоров”:
- формировать элементарные
представления о строении тела человека и
функциях основных органов и систем;
- давать знания по основам личной гигиены и
охраны своего здоровья;
- развивать представления о взаимосвязи человека
с окружающей средой.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
- В программе представлены необходимые
условия для формирования, укрепления и
сохранения здоровья детей с самого раннего
возраста.
- Проблема обеспечения здоровья должна решаться
не только медициной, но и педагогикой через
внедрение системы знаний о человеке, его
здоровье, способах его формирования и
сохранения.
- Содержание программы помогает учителю учить
детей самим заботиться о своём здоровье,
формировать установки на поддержание здорового
образа жизни.
- Содержание программы соответствует интересам,
потребностям, возможностям возрастного и
индивидуального развития ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ
- Принцип природосообразности.
Принимать ребенка, таким, каков он есть.
- Принцип целостности учебно-воспитательного
процесса.
- Принцип сотрудничества. Работа строится на
отношениях партнёрства, уважения, доверия.
- Личностно-ориентированный подход. Уважение
личности ребенка, его индивидуальности, бережное
отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ, ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРОГРАММЫ:
- кабинет;
- актовый зал;
- в теплое время года бассейн, в холодное каток;
- стадион;
- тренажерный зал;
- спортивный зал и спортивный инвентарь;
- спортивные школы, секции, танцы;
- зеленая зона школы;
- технические средства: телевизор,
видеомагнитофон, магнитофон, компьютер;
- в летнее время пришкольный лагерь, профильные
смены, детская площадка.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа "Будь здоров”
основывается на принципах учета ведущих форм
патологий учащихся:
- отклонения в состоянии
опорно-двигательной системы: страдают 48%
учащихся.
- заболевание органов дыхания: страдают 24%
учащихся.
- нарушение зрения: страдают 12% учащихся.
- нервно-психическими расстройствами: страдают 8%
учащихся.
ПРОГРАММА "БУДЬ ЗДОРОВ” ВКЛЮЧАЕТ 5
НАПРАВЛЕНИЙ:
- Профилактика заболеваний.
- Охрана жизни и здоровья учащихся.
- Спортивно- оздоровительная работа.
- Организация работы "Школа здоровья”.
- Исследовательская работа. Мониторинг.
1) Профилактика заболеваний
- Мероприятия по профилактике заболеваний
опорно-двигательной системы:
- проведение физкультурных пауз;
- организация зарядки, динамические перемены;
- организация подвижных, двигательно-речевых,
творческих игр;
- соблюдение гигиенических нормативов школьной
мебели;
- постоянный контроль за осанкой учащихся.
- Профилактика заболеваний органов дыхания:
- динамические перемены;
- дыхательные гимнастики;
- танцевальные и ритмические минутки.
- Профилактика нарушений зрения:
- проведение гимнастики для глаз;
- контроль за естественным и искусственным
освещением кабинета;
- уменьшение зрительной нагрузки путем
чередования письменных и устных заданий;
- соблюдений принципа рассаживание учащихся.
- Обще-оздоровительные мероприятия:
- проведение профилактических
прививок;
- проведение специализированных медицинских
осмотров;
- витаминизация пищи;
- профилактика антиструмином;
- соблюдение режима питания;
- строгое соблюдение санитарно-гигиенического
режима: проветривание, влажная уборка;
- проведение работы по профилактике вредных
привычек;
- оздоровление детей с хроническими
заболеваниями;
- проведение карантинных мероприятий в период
карантина.
2) Охрана жизни и здоровья учащихся:
- пополнение аптечки в кабинете;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- соблюдение техники безопасности в кабинете,
спортивном зале, на свежем воздухе;
- своевременный ремонт осветительной системы,
мебели, школьного оборудования;
- ведение просветительной работы среди учащихся
и родителей;
- ведение листов здоровья в классных журналах с
рекомендациями для учителей и ведение "Дневника
здоровья” каждым учащимся;
- своевременное утепление школы.
3) Спортивно-оздоровительная работа:
- работа спортивных секций и клубов;
- проведение спортивных соревнований в школе;
- участие в городских соревнованиях по всем видам
спорта;
- проведение дней Здоровья;
- проведение месячника спортивно-массовой
работы;
- проведение недели безопасности дорожного
движения;
- проведение недели "Школа без табака и
наркотиков”
- проведение операции "Здоровье”
4) Организация "Школы здоровья”
- просветительная работа для
родителей;
- проведение лекций, бесед, встреч с врачами –
специалистами;
- проведение "Уроков Мойдодыра”, "Уроков
Айболита”, "Правил на всю жизнь”, "Уроков
Знайки”, "Половое воспитание”, "Физическое
воспитание”.
5) Исследовательская работа.
Мониторинг.
Подведение итогов спортивных зачетов,
школьных и городских соревнований.
Анкетирование. Анализ заболеваний учащихся по
итогам медицинских осмотров.
В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ:
1. Психологический настрой на деятельность
реализуется через игру "Здравствуйте!”
2. Работа с телом (в зависимости от состояния
детей):
- если очень возбуждены, то может быть предложена
дыхательная гимнастика;
- если очень утомлены, то самомассаж для снятия
усталости, физкультурные паузы, динамические
перемены;
- если утрачены жизненные силы, то используются
гимнастики для улучшения общего кровоснабжения;
- если у детей мышечная усталость, то проводятся
упражнения для перераспределения мышечного
напряжения; подвижные игры, танцевальные
упражнения, ритмические упражнения;
- если умственная усталость, то проводятся
упражнения для насыщения головного мозга
энергией, дидактические игры с движениями,
двигательные действия и задания, развивающие
игры;
- Рефлексия в разнообразных формах (словесная,
изорефлексия, театральная, танцевальная и т.д.)
- Церемония прощания (посыл добрых пожеланий друг
другу, близким людям, природе)
Структуру, естественно, можно
выстраивать и в другой логике, важно усвоить одну
мысль: эти мероприятия не должны быть скучными,
неподвижными, книжными.
Внеклассные занятия, при
необходимости, могут проводиться в классной
комнате, спортивном зале, на свежем воздухе и т.д.
Программа рассчитана на учащихся с 1 по
4 класс.
Реализация программы рассчитана на 4
года.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ "БУДЬ ЗДОРОВ”.
- Снизился показатель сезонных заболеваний на 9%.
- Возросла посещаемость детьми занятий на 90%.
- Вырос уровень познавательной активности на 18%.
- Вырос уровень мотивации учебной деятельности
на 9%.
- Снизился уровень тревожности на 14%.
- Возросли показатели физического развития на 9%.
- Наблюдается последовательное продвижение
детей в учебном процессе.
О благоприятном завершении оздоровления в
младшем школьном возрасте можно говорить тогда,
когда при окончании начальной школы ребёнок:
хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои
силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во
всяком случае, он идёт туда не со страхом и
отвращением.) |