Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 23.12.2024, 04:50:02
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

"Надо человеком быть" (по творчеству В.М. Шукшина).
05.11.2010, 20:17:01

Цель: знакомство с биографией и творчеством В.М.Шукшина.

Задачи:

  • Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни.
  • Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества, возрождение национальной памяти, поиск смысла жизни.

Оборудование: портрет писателя В.М. Шукшина.

Предварительная подготовка: выпуск учащимися газеты "Наш земляк – Василий Шукшин”, знакомство с произведениями В.М. Шукшина, инсценирование эпизодов из произведений "Сапожки”, "Калина красная”, "Гришка Малюгин”, учащиеся готовят наизусть стихи о В.М. Шукшине.

Чтец:

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалось светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков…
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это Родина Шукшина.
В.Кондаков

Ведущие – учащиеся старших классов.

1-й ведущий: Василий Макарович Шукшин. Писатель. Автор романов и повестей, нескольких сборников рассказов, киносценариев и остропроблемных статей. Киноактер.

Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, статьям и, желая – пусть даже с опозданием – узнать его ближе, понять, о чем думал писатель, мечтал, что завещал своим творчеством.

2-й ведущий: Как он смотрел на жизнь, каким видел счастье, человеческое призвание?

"В восемнадцать лет самая пора начать думать, ощущать в себе силу разум, нежность – и отдать все это людям. Кому же еще? Вот счастье, по-моему. Можно, конечно, принять восемнадцать лет, как дар Жизни, с удовольствием разменять их на мелочишку чувств, небольших, легко исполнимых желаний – так тоже можно, тоже будет. Что вспомнить, даже интересно будет…Только жалко. Ведь это единственный раз! Жизнь, как известно, один раз дается и летит чудовищно скоро – не успеешь оглянуться, уже сорок…

Вернуться нельзя! Можно не пропустить…”.

1-й ведущий: Но нужно все же всмотреться в жизненный путь замечательного художника Василия Макаровича Шукшина, чтобы понять, как пронзительно искренние его слова, завещанные молодежи и имел на них право. Потому что завоевал всей прожитой жизнью, опытом творчества, всем своим трудом. Проживший всего сорок четыре года, Шукшин оставил большое творческое наследие в литературе и кинематографе, его заслуги высоко оценены премиями кинофестивалей, званиями лауреата Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР.

Но главная оценка – народная признательность. Шукшин снимался в двух десятках фильмах. Само его участие приковывает внимание зрителей. Он снимался в лентах "Два Федора”, "Журналист”, "Освобождение”. За исполнение главной роли сценариям кинодраматург и режиссер поставил фильмы: "Ваш сын и брат”, "Странные люди”, "Печки-лавочки”, "Калина красная”.

2-й ведущий: Василий Макарович Шукшин умер на съемочной площадке, исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме "Они сражались за Родину”. Диагноз был определен: острая сердечная недостаточность.

Лишь сейчас ясно, какой ценой дались художнику его произведения. В каждом из них он оставлял кусочек своего сердца.

Василий Шукшин родился на Алтае, в селе Сростки Бийского района. В военные годы мальчиком начал трудовую биографию. Он работал в поле, был строителем, учителем. В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. После демобилизации приехал домой.

Из воспоминаний В.М. Шукшина (сообщение, заранее подготовленный ученик): "Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии…

Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…”.

1-й ведущий: Михаил Ромм взял Шукшина на свой курс. Он почувствовал глубину его индивидуальности, независимость суждений, а главное, немалый жизненный опыт. Именно этот жизненный опыт помог В.М. Шукшину сократить период ученичества.

Шукшин очень сильно любил деревню. Его постоянные герои – сельские механизаторы, шоферы, плотники, кузнецы, деревенские деды и бабки. Он умел мастерски описать сельский пейзаж – ковыльную степь, ширь сибирских рек, дым ночного костра после жаркого сенокосного дня.

2-й ведущий: Сегодня в критике творчество В.М.Шукшина воспринимается неоднозначно, потому что он поднимает проблемы, к которым по-разному относятся читатели. Хотелось бы услышать ваше мнение.

(Диалог участников вечера).

Возможные мнения:

- Мне кажется, что Шукшину свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно.

- Вот посмотрите, в рассказе "Сураз” В.М. Шукшин каждый поступок Спирьки Расторгуева сочувственно объясняет. Этот деревенский парень – преступник по своей сути – окружен авторским вниманием и пониманием.

- А что в этом плохого? И Достоевский к преступнику Раскольникову относится с пониманием и сочувствием. Это верная писательская позиция: понять дела человеческие, войти в душу героя.

- Шукшин сам – с семнадцати лет – горожанин. Учился в ВУЗе, а о студентах ничего интересного не написал. Он был писателем, режиссером, артистом, а о жизни интеллигенции – ни слова. Там – его милые деревенские "чудаки”.

- А что? Один из его рассказов носит название "Чудик”. Чудик – это Василий Егорович Князев – обладает естественным, природным чувством совместимости, и никакие доводы здравого рассудка не способны заставить его пересилить себя, свои нравственные законы.

- Вот послушайте… Однажды с ним произошел вот такой случай: поднял он в магазине пятидесятирублевую бумажку, весело сказал: "У нас такими бумажками швыряются”, положил ее на видное место и вышел в приятном расположении духа. Но уже через минуту понял, что бумажка-то была его… Но как пойти сказать об этом?

Невозможно: "…только он представил, как он огорошит всех своим заявлением, как подумают многие: "Конечно, раз хозяина не нашлось, он решил прикарманить”. Нет, не пересилил себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой”. Чудик все время стремится принести людям радость. Но часто это получается у него неловко, смешно. И потом в глазах практичных людей выглядит недотепой. Шукшинские чудики-люди открытые, ищущие, бескорыстные.

- Так, что полагаешь, что в городе живут одни "бяки”, "энергичные люди”, которые паразитируют за счет государства?

- Так оно и есть. В деревне люди добрее, проще. В деревне весь человек на виду. Его же с детства все знают.

- А я думаю, что главное В.М. Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек. Это же несерьезно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об ученых, об интеллигенции. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел. Приведу пример: Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа "Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева: "До каких пор мы сами будем помогать хамству… Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завез, не забросил на парашютах…”

- Шукшин дал нашему искусству урок правды и урок мужества. Это верно. Но какие-то стороны его правды я не принимаю. Его правда иногда бывает грубой и необузданной. Вот в пьесе "До третьих петухов” обидела Баба Яга Ивана, а он в ответ на обиду кричит: "А ху-ху не хо-хо, бабуленька?”. Эта реплика режет слух.

- А тебе бы хотелось, чтобы Иван говорил интеллигентно, как директор на телевидении: "Извините, уважаемая Баба Яга, с вопросом о строительстве коттеджика обратитесь в стройтрест”

- Поверила бы тогда, что это герой из народной сказки? Нет, конечно.

- Надо в корень смотреть. В душу человеческую надо вглядеться. Ведь за грубостью Ивана скрывается его беззащитность. Не циничная пустота души, а беззащитность.

- Да, он грубит. Но он не может, не научен иначе защищать свое человеческое достоинство. Это не вина его, а беда. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.М. Шукшин писал: "Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения "интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и тому подобное. А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда шумно), бывает, ссорится с женой… В него он не верит, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой”

1-й ведущий: Василий Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

Чтец:

В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной
в прикуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ…
Когда мы взошли,
на тяжелой закваске
мужицкой,
Нас тянет к природе,
к есенинским чистым
стихам,
Нам с ложью не сжиться,
в уюте ужей не ужиться,
и сердце как сокол,
как связанный Разин Степан.
Е.Евтушенко "Памяти Шукшина”

2-й ведущий: Детство В.М. Шукшина было нелегким, хотя и во многом похожим на детство любого крестьянского мальчика того времени. Отца он почти не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей.

Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминает писатель, редкого сердца – доброго, любящего… Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.

Первый рассказ "Далекие зимние вечера” из первой книги В.М. Шукшина – о детстве. Автобиографичность этого произведения усиливает интерес к нему. Нужно, будучи взрослыми, оставаться немного ребенком, чтобы из страны детства показать душевный мир двенадцатилетнего мальчишки.

1-й ведущий: Детство всегда остается детством, даже в тяжелые дни войны. Хотя первая же фраза четко обозначает время действия рассказа (зима 1942 года). Это повествование не о тягостных днях детства, не о тяжелой изнурительной работе наравне со взрослыми, не о постоянной тревоге за близких на фронте. Конечно, все это есть в рассказе, но благородная память писателя выбрала из всех дней не совсем обычный "далекий зимний вечер”, когда в доме был маленький праздник: варились пельмени, и шилась новая рубаха Ваньке Колокольникову. Может, именно потому так и запомнился этот день, что подобных было очень много. Обиженный "несправедливостью” Ванька может дракой закончить игру в бабки, прогулять школьные занятия, но вернувшись домой становится главным помощником мамы "мужчиной в доме”. Дома совсем одна дожидается его возвращения из школы младшая сестренка Таля, которой нет и половины Ванькиных лет.

Очень серьезная и строгая девочка выговаривает непутевому Ваньке за прогулы в школе: "Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть – то близко, да не укусишь”.

2-й ведущий: И неожиданная взрослость этих укоризн подчеркивает приметы деревенского быта, где пяти-шести летняя девочка не только играет во взрослую женщину, но и всерьез усвоила мысль, что непутевого мужика должна воспитывать женщина. Правда, Таля быстро переходит от своего "взрослого тона” к завистливым расспросам о школьных занятиях брата. Но что может рассказать Ванька, который в школе сегодня не был??? Вот и бормочет он что-то завлекательно-невразумительное про "жаркие страны”. А когда с работы возвращается мать, в семье начинается настоящий праздник: мать принесла кусок мяса – будут пельмени. Вот только нет в доме ни полена дров, и Ванька с матерью идут за дровами. Как брели они, увязая в снегу, как тащили, выбиваясь из сил, срубленные березы можно бы и не описывать, если бы не деталь, которая стоит описаний и иллюстраций того чувства, что связывало фронт и тыл. Замерзшие, голодные и усталые, Ванька с матерью неминуемо вспоминают воюющего отца.

1-й ведущий: "Отцу нашему тоже трудно там, - задумчиво говорит мать. – Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой не воевали”. В том, как в трудную минуту вспоминает русская самоотверженная мать, что близкому человеку приходится, может быть, еще труднее, и в наивном пожелании ее, чтобы хоть зимой-то прекращалась война, видны щедрые запасы доброты и любви, которых хватит и на детей и на постоянную тревогу о муже, на все военные трудовые дни и ночи.

Напоминание об отце действует и на Ваньку, который начинает авторитетно рассуждать о положении дел на фронте: "Теперь уж не остановиться – поясняет Ванька. – Раз начали – не остановятся, пока фрицев не разобьют”

Ванька, скорее всего, повторяет услышанные среди мужиков слова, но как-то не тянет читателей снисходительно улыбнуться заверением маминого помощника.

Характер героя рассказа Ваньки Колокольникова, мальчишки военных лет, развитый потом в цикле "Из детских лет Ивана Попова”, принадлежит к удачам первого сборника.

2-й ведущий: В 1982 году, на студии "Мосфильм”, был создан фильм "Праздник детства”. Создателями картины являются режиссеры Григорьевы. Съемки велись на месте действия – в Сростках. Роль матери сыграла Людмила Зайцева, роль отца – Геннадий Воронин, а роль Ваньки – Сергей Амосов.

У Шукшина есть рассказ "Ванька Тепляшин” и документальное повествование "Кляуза”. Перед нами совпадение случая из "жизни” героя и самого писателя. Совпадают и сюжет, и конфликт, и основной пафос повествования. Столкновение с вахтером в больнице проявляет в герое и писателя тот, что их сближает, и еще с большей отчетливостью подчеркивает правду жизни, - это неспособность к нравственным компромиссам с самим собой.

"Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”, говорит Ванька Тепляшин. А вот голос самого писателя. "Мне со стороны умудренные посетители тихонько подсказали: "Да дай ты ему пятьдесят копеек, и все будет в порядке. Пятидесяти копеек у меня не случилось, кроме того (я это говорю совершенно серьезно), я не умею "давать”: Мне неловко”.

1-й ведущий: Уже первый сборник и первый фильм показали, что с критикой у Шукшина возникают сложные отношения, которые будут его "сопровождать” на всем творческом пути.

Сразу после появления фильма "Живет такой парень” (в основу его легли новеллы "Классный водитель” и "Гринька Малюгин”) Шукшину ставили в укор, что Пашке Колокольникову не хватает культуры, чтобы стать настоящим героем, то есть по существу, советовали сделать из него "глянцевый манекен, гладкий и мертвый, от которого хочется отдернуть руку”.

Некоторые рецензоры как бы не замечали этого главного в этом герое (как и во многих других странных, чудаковатых людях), того, что скрывалось за кажущейся легкостью отношения к жизни, - его доброты и бескорыстности.

Инсценировка фрагмента новеллы В.М. Шукшина "Гринька Малюгин”.

2-й ведущий: Есть у Шукшина и рассказ "Боря”. Не лучший. Про дурочка. Не про умницу Ивана-дурака из повести-сказки "До третьих петухов”, посланного добывать себе справку, что умный он, и на крестном этом пути испытывающего горькое унижение. Нет, Боря – просто двадцатилетний обиженный разумом ребенок, которого, автор наблюдает в больнице. Нет в этом рассказе привычного для писателя драматизма. Но теперь Шукшин торопится и впрямую высказал то, что мучило его на завершающем этапе творчестве.

"Я думал: "Что же жизнь – комедия или трагедия?” Несколько красиво написалось: комедия или тихая, жуткая трагедия, в которой мы все от Наполеона до Бори – неуклюжие, тупые актеры. Зря все-таки воскликнули: "Не жалеть надо человека!...” Уважать – да. Только ведь уважение – это дело наживное, приходит с культурой. Жалость – это выше нас, мудрее наших библиотек…Мать - самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное - вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно всю жизнь жалеет. Тут природа распорядилась за нас”.

1-й ведущий: Василий Шукшин унаследовал от русской литературы главное – совестливость как высший нравственный принцип; народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев. Василий Шукшин – художник мужественный. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов, дельцов. Шукшин боялся таких людей. В том же рассказе "Боря” он пишет: "Я боюсь чиновников, продавцов, и вот таких как это горилла”. Он их боялся, но он же ненавидел их и дрался с ними. Горилла – это тот, кто способен унизить нас силою. Продавец – завистью, если он из тех, "кто умеет жить”, - напористостью хамством.

Инсценирование рассказа "Сапожки”.

2-й ведущий: "Един в трех лицах” - говорили о Шукшине, почитатели его таланта, и справедливость этих слов в полной мере подтвердил фильм "Калина Красная”. Дав название своему сценарию, а потом фильму, Шукшин обращается с этим символическим, неслучайным образом очень сдержанно. Калина Красная нам встречается лишь в названии сценария да еще в словах той песни, которую поют вместе Люба и Егор незадолго до того, как герой, выпущенный из тюрьмы, будет убит бандитами, приехавшими к нему прямо на пашню, чтобы наказать за измену воровскому делу. По ходу же сценария и фильма Егор Прокудин даже и не вспоминает ни разу про эту калину и не скажет о ней ни слова. Куда больше, кажется, его волнуют и привлекают березы. Каких только добрых и ласковых слов он им не скажет, вернувшись в родные края – и невесты-то – они, и подружки, и сестрички милые… А мы почему-то помним вовсе не про те живые, реальные березы, которые всячески миловал Егор, а помним про густо красную, словно кровавую, калину.

1-й ведущий: О "Калине Красной” немало писали и спорили. Причем высказывалось даже мнение, что успех картины объясняется, в основном, великолепной игрой Шукшина и его партнеров. Если обратиться к истоку картины – киноповести, следует признать: не обладай она достоинством незаурядного литературного произведения, видимо, не было бы фильма подобного звучания. В тексте есть главное – это выпуклые характер и подлинная драматичность. Давайте, к примеру, посмотрим эпизод первого и такого во многих отношениях ответственного посещения Егором Прокудиным дома родителей Любы Байкаловой. Все тут живо, точно, полно присущей прозе Шукшина психологической динамики.

Инсценирование эпизода из повести "Калина красная”.

2-й ведущий: Шукшин писал: "Я хотел рассказать не о злосчастной судьбе рецидивиста, и рассказать о душе Егора, о том, как она не устроена в жизни, как мается и ищет своего места в жизни”.

1-й ведущий:Вот вышел Егор Прокудин из тюрьмы на волю. Не женщин ищет Егор, не сладкой жизни, а праздник для души. Ищет и не находит. Опасный преступник, закоренелый рецидивист. И вдруг идет работать в колхоз. От чего, почему?? Что могло растопить это сердце?

2-й ведущий: Встречное добро. Егор встретил счастливый характер. Счастливый не значит удачливый. У Любы тоже своя не сложившаяся как это часто бывает, жизнь "наперекосяк”. Муж – пьяница, развод, одиночество. Люба, не мадонна, не икона. И любовь то здесь не обычная, идущая через пень-колоды – тут другое более важно. Встретив Любу, Егор встретил как бы самого себя. И к себе же потянулся.

1-й ведущий: Встречное добро, переворачивает всю жизнь, но страшна по крупному счету вина Прокудина. Финал драмы раскрывает глубокий духовный кризис, переживаемый героем: раскаяние сознание вины, суровое самоосуждение, больная совесть, готовность искупить вину собственной смертью.

2-й ведущий: Что хотел сказать Шукшин в "Калине Красной” убивая, своего героя Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни? Да? Он хотел сказать, наверное, что воровской мир очень жесток.

1-й ведущий: Мне кажется, что Шукшин хотел сказать, что за все в жизни надо платить.

Сообщения, заранее подготовленных учеников: При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено искусство. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения” Так это и случилось. Умер он на съемочной площадке исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме "Они сражались за Родину”. Фильм поставлен режиссером Сереем Бондарчуком по одноименному роману М.А. Шолохова. В главной роли Лопахина снялся В.М. Шукшин, в роли Гликерии – Лидия Федосеева-Шукшина.

При жизни Шукшин становился легендой. Когда он ушел от нас, все поняли: "мы люди, потрясенные Шукшиным…”.

Василий Шукшин принадлежит к той плеяде русских художников, который не чуждались проповеднической миссии в искусстве в лучшем смысле этого слова. И, может быть, за кино Шукшин держался не только потому, что получил профессию режиссера, а потому, что долгое время верил в способность кино повлиять сразу на многих.

В последние годы жизни он пришел к окончательному убеждению: "…суть дела и правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго. Вот в чем дело. Кино - искусство быстротечное, а литература – вечное”.

Чтец:

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю.Левитанский

2-й ведущий: Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли… В.Шукшин (из рабочих записей):

  • "Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
  • Когда нам плохо, мы думаем: "А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: "Где-то кому-то плохо”

1-й ведущий: "…Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел, и на гору Пикет с каждым годом будет приходить все больше и больше народу. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину, - говорил Виктор Петрович Астафьев”

А нам вновь вспоминаются слова Шукшина: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком”.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотнос, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 3072 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0