Цель: знакомство с биографией и творчеством
В.М.Шукшина.
Задачи:
- Создать условия для формирования гражданского отношения к жизни.
- Воспитание позитивного отношения к духовным ценностям общества,
возрождение национальной памяти, поиск смысла жизни.
Оборудование: портрет писателя В.М. Шукшина.
Предварительная подготовка: выпуск учащимися газеты
"Наш земляк
– Василий Шукшин”, знакомство с произведениями В.М. Шукшина,
инсценирование
эпизодов из произведений "Сапожки”, "Калина красная”, "Гришка Малюгин”,
учащиеся
готовят наизусть стихи о В.М. Шукшине.
Чтец:
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалось светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков…
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это Родина Шукшина. В.Кондаков
Ведущие – учащиеся старших классов.
1-й ведущий: Василий Макарович Шукшин. Писатель. Автор романов
и
повестей, нескольких сборников рассказов, киносценариев и
остропроблемных
статей. Киноактер.
Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, статьям и, желая –
пусть
даже с опозданием – узнать его ближе, понять, о чем думал писатель,
мечтал, что
завещал своим творчеством.
2-й ведущий: Как он смотрел на жизнь, каким видел счастье,
человеческое призвание?
"В восемнадцать лет самая пора начать думать, ощущать в себе силу
разум,
нежность – и отдать все это людям. Кому же еще? Вот счастье, по-моему.
Можно,
конечно, принять восемнадцать лет, как дар Жизни, с удовольствием
разменять их
на мелочишку чувств, небольших, легко исполнимых желаний – так тоже
можно, тоже
будет. Что вспомнить, даже интересно будет…Только жалко. Ведь это
единственный
раз! Жизнь, как известно, один раз дается и летит чудовищно скоро – не
успеешь
оглянуться, уже сорок…
Вернуться нельзя! Можно не пропустить…”.
1-й ведущий: Но нужно все же всмотреться в жизненный путь
замечательного художника Василия Макаровича Шукшина, чтобы понять, как
пронзительно искренние его слова, завещанные молодежи и имел на них
право.
Потому что завоевал всей прожитой жизнью, опытом творчества, всем своим
трудом.
Проживший всего сорок четыре года, Шукшин оставил большое творческое
наследие в
литературе и кинематографе, его заслуги высоко оценены премиями
кинофестивалей,
званиями лауреата Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР.
Но главная оценка – народная признательность. Шукшин снимался в двух
десятках
фильмах. Само его участие приковывает внимание зрителей. Он снимался в
лентах
"Два Федора”, "Журналист”, "Освобождение”. За исполнение главной роли
сценариям
кинодраматург и режиссер поставил фильмы: "Ваш сын и брат”, "Странные
люди”,
"Печки-лавочки”, "Калина красная”.
2-й ведущий: Василий Макарович Шукшин умер на съемочной
площадке,
исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме "Они
сражались за
Родину”. Диагноз был определен: острая сердечная недостаточность.
Лишь сейчас ясно, какой ценой дались художнику его произведения. В
каждом из
них он оставлял кусочек своего сердца.
Василий Шукшин родился на Алтае, в селе Сростки Бийского района. В
военные
годы мальчиком начал трудовую биографию. Он работал в поле, был
строителем,
учителем. В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном
море, в
Севастополе. После демобилизации приехал домой.
Из воспоминаний В.М. Шукшина (сообщение, заранее
подготовленный
ученик): "Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК.
Подготовка моя
оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем
своим видом
вызывал недоумение приемной комиссии…
Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Ромом. Абитуриенты в
коридоре
нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и
испепелит.
А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше
о
жизни, о литературе…”.
1-й ведущий: Михаил Ромм взял Шукшина на свой курс. Он
почувствовал
глубину его индивидуальности, независимость суждений, а главное, немалый
жизненный опыт. Именно этот жизненный опыт помог В.М. Шукшину сократить
период
ученичества.
Шукшин очень сильно любил деревню. Его постоянные герои – сельские
механизаторы, шоферы, плотники, кузнецы, деревенские деды и бабки. Он
умел
мастерски описать сельский пейзаж – ковыльную степь, ширь сибирских рек,
дым
ночного костра после жаркого сенокосного дня.
2-й ведущий: Сегодня в критике творчество В.М.Шукшина
воспринимается
неоднозначно, потому что он поднимает проблемы, к которым по-разному
относятся
читатели. Хотелось бы услышать ваше мнение.
(Диалог участников вечера).
Возможные мнения:
- Мне кажется, что Шукшину свойственна некоторая социальная
ограниченность.
Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и
горожанам
относился отрицательно.
- Вот посмотрите, в рассказе "Сураз” В.М. Шукшин каждый поступок
Спирьки
Расторгуева сочувственно объясняет. Этот деревенский парень – преступник
по
своей сути – окружен авторским вниманием и пониманием.
- А что в этом плохого? И Достоевский к преступнику Раскольникову
относится с
пониманием и сочувствием. Это верная писательская позиция: понять дела
человеческие, войти в душу героя.
- Шукшин сам – с семнадцати лет – горожанин. Учился в ВУЗе, а о
студентах
ничего интересного не написал. Он был писателем, режиссером, артистом, а
о жизни
интеллигенции – ни слова. Там – его милые деревенские "чудаки”.
- А что? Один из его рассказов носит название "Чудик”. Чудик – это
Василий
Егорович Князев – обладает естественным, природным чувством
совместимости, и
никакие доводы здравого рассудка не способны заставить его пересилить
себя, свои
нравственные законы.
- Вот послушайте… Однажды с ним произошел вот такой случай: поднял он
в
магазине пятидесятирублевую бумажку, весело сказал: "У нас такими
бумажками
швыряются”, положил ее на видное место и вышел в приятном расположении
духа. Но
уже через минуту понял, что бумажка-то была его… Но как пойти сказать об
этом?
Невозможно: "…только он представил, как он огорошит всех своим
заявлением,
как подумают многие: "Конечно, раз хозяина не нашлось, он решил
прикарманить”.
Нет, не пересилил себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой”. Чудик
все
время стремится принести людям радость. Но часто это получается у него
неловко,
смешно. И потом в глазах практичных людей выглядит недотепой. Шукшинские
чудики-люди открытые, ищущие, бескорыстные.
- Так, что полагаешь, что в городе живут одни "бяки”, "энергичные
люди”,
которые паразитируют за счет государства?
- Так оно и есть. В деревне люди добрее, проще. В деревне весь
человек на
виду. Его же с детства все знают.
- А я думаю, что главное В.М. Шукшина – не где живет человек, а как
он живет
и какой это человек. Это же несерьезно: требовать, чтобы художник
написал о
студентах, о милиции, об ученых, об интеллигенции. Главное – иметь
мужество
говорить правду. И Шукшин его имел. Приведу пример: Шукшину хватило
смелости
посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа "Обида” раздался
горестный
крик Сашки Ермолаева: "До каких пор мы сами будем помогать хамству… Ведь
мы сами
расплодили хамов, сами! Никто нам их не завез, не забросил на
парашютах…”
- Шукшин дал нашему искусству урок правды и урок мужества. Это верно.
Но
какие-то стороны его правды я не принимаю. Его правда иногда бывает
грубой и
необузданной. Вот в пьесе "До третьих петухов” обидела Баба Яга Ивана, а
он в
ответ на обиду кричит: "А ху-ху не хо-хо, бабуленька?”. Эта реплика
режет слух.
- А тебе бы хотелось, чтобы Иван говорил интеллигентно, как директор
на
телевидении: "Извините, уважаемая Баба Яга, с вопросом о строительстве
коттеджика обратитесь в стройтрест”
- Поверила бы тогда, что это герой из народной сказки? Нет, конечно.
- Надо в корень смотреть. В душу человеческую надо вглядеться. Ведь
за
грубостью Ивана скрывается его беззащитность. Не циничная пустота души, а
беззащитность.
- Да, он грубит. Но он не может, не научен иначе защищать свое
человеческое
достоинство. Это не вина его, а беда. Писатель ненавидел людей
самодовольных,
сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а
от него
требовали красивых героев и благородных жестов. В.М. Шукшин писал: "Как у
всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями
есть еще
отношения "интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя.
Ругают
за грубость героев, за их выпивки и тому подобное. А ведь чего требуют?
Чтобы я
выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает,
выпивает
по выходным (иногда шумно), бывает, ссорится с женой… В него он не
верит, а
поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнет у
телевизора,
умиленный, и ляжет спать со спокойной душой”
1-й ведущий: Василий Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб
задумались, что с нами происходит.
Чтец:
В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной
в прикуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ…
Когда мы взошли,
на тяжелой закваске
мужицкой,
Нас тянет к природе,
к есенинским чистым
стихам,
Нам с ложью не сжиться,
в уюте ужей не ужиться,
и сердце как сокол,
как связанный Разин Степан.
Е.Евтушенко "Памяти Шукшина”
2-й ведущий: Детство В.М. Шукшина было нелегким, хотя и во
многом
похожим на детство любого крестьянского мальчика того времени. Отца он
почти не
помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей.
Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже
вспоминает писатель, редкого сердца – доброго, любящего… Но скоро
началась
война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб.
Первый рассказ "Далекие зимние вечера” из первой книги В.М. Шукшина –
о
детстве. Автобиографичность этого произведения усиливает интерес к нему.
Нужно,
будучи взрослыми, оставаться немного ребенком, чтобы из страны детства
показать
душевный мир двенадцатилетнего мальчишки.
1-й ведущий: Детство всегда остается детством, даже в тяжелые
дни
войны. Хотя первая же фраза четко обозначает время действия рассказа
(зима 1942
года). Это повествование не о тягостных днях детства, не о тяжелой
изнурительной
работе наравне со взрослыми, не о постоянной тревоге за близких на
фронте.
Конечно, все это есть в рассказе, но благородная память писателя выбрала
из всех
дней не совсем обычный "далекий зимний вечер”, когда в доме был
маленький
праздник: варились пельмени, и шилась новая рубаха Ваньке
Колокольникову. Может,
именно потому так и запомнился этот день, что подобных было очень много.
Обиженный "несправедливостью” Ванька может дракой закончить игру в
бабки,
прогулять школьные занятия, но вернувшись домой становится главным
помощником
мамы "мужчиной в доме”. Дома совсем одна дожидается его возвращения из
школы
младшая сестренка Таля, которой нет и половины Ванькиных лет.
Очень серьезная и строгая девочка выговаривает непутевому Ваньке за
прогулы в
школе: "Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом.
Локоть
– то близко, да не укусишь”.
2-й ведущий: И неожиданная взрослость этих укоризн
подчеркивает
приметы деревенского быта, где пяти-шести летняя девочка не только
играет во
взрослую женщину, но и всерьез усвоила мысль, что непутевого мужика
должна
воспитывать женщина. Правда, Таля быстро переходит от своего "взрослого
тона” к
завистливым расспросам о школьных занятиях брата. Но что может
рассказать
Ванька, который в школе сегодня не был??? Вот и бормочет он что-то
завлекательно-невразумительное про "жаркие страны”. А когда с работы
возвращается мать, в семье начинается настоящий праздник: мать принесла
кусок
мяса – будут пельмени. Вот только нет в доме ни полена дров, и Ванька с
матерью
идут за дровами. Как брели они, увязая в снегу, как тащили, выбиваясь из
сил,
срубленные березы можно бы и не описывать, если бы не деталь, которая
стоит
описаний и иллюстраций того чувства, что связывало фронт и тыл.
Замерзшие,
голодные и усталые, Ванька с матерью неминуемо вспоминают воюющего отца.
1-й ведущий: "Отцу нашему тоже трудно там, - задумчиво говорит
мать. –
Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой не воевали”. В том,
как в
трудную минуту вспоминает русская самоотверженная мать, что близкому
человеку
приходится, может быть, еще труднее, и в наивном пожелании ее, чтобы
хоть
зимой-то прекращалась война, видны щедрые запасы доброты и любви,
которых хватит
и на детей и на постоянную тревогу о муже, на все военные трудовые дни и
ночи.
Напоминание об отце действует и на Ваньку, который начинает
авторитетно
рассуждать о положении дел на фронте: "Теперь уж не остановиться –
поясняет
Ванька. – Раз начали – не остановятся, пока фрицев не разобьют”
Ванька, скорее всего, повторяет услышанные среди мужиков слова, но
как-то не
тянет читателей снисходительно улыбнуться заверением маминого помощника.
Характер героя рассказа Ваньки Колокольникова, мальчишки военных лет,
развитый потом в цикле "Из детских лет Ивана Попова”, принадлежит к
удачам
первого сборника.
2-й ведущий: В 1982 году, на студии "Мосфильм”, был создан
фильм
"Праздник детства”. Создателями картины являются режиссеры Григорьевы.
Съемки
велись на месте действия – в Сростках. Роль матери сыграла Людмила
Зайцева, роль
отца – Геннадий Воронин, а роль Ваньки – Сергей Амосов.
У Шукшина есть рассказ "Ванька Тепляшин” и документальное
повествование
"Кляуза”. Перед нами совпадение случая из "жизни” героя и самого
писателя.
Совпадают и сюжет, и конфликт, и основной пафос повествования.
Столкновение с
вахтером в больнице проявляет в герое и писателя тот, что их сближает, и
еще с
большей отчетливостью подчеркивает правду жизни, - это неспособность к
нравственным компромиссам с самим собой.
"Надо человеком быть, а не полтинники сшибать”, говорит Ванька
Тепляшин. А
вот голос самого писателя. "Мне со стороны умудренные посетители
тихонько
подсказали: "Да дай ты ему пятьдесят копеек, и все будет в порядке.
Пятидесяти
копеек у меня не случилось, кроме того (я это говорю совершенно
серьезно), я не
умею "давать”: Мне неловко”.
1-й ведущий: Уже первый сборник и первый фильм показали, что с
критикой у Шукшина возникают сложные отношения, которые будут его
"сопровождать”
на всем творческом пути.
Сразу после появления фильма "Живет такой парень” (в основу его легли
новеллы
"Классный водитель” и "Гринька Малюгин”) Шукшину ставили в укор, что
Пашке
Колокольникову не хватает культуры, чтобы стать настоящим героем, то
есть по
существу, советовали сделать из него "глянцевый манекен, гладкий и
мертвый, от
которого хочется отдернуть руку”.
Некоторые рецензоры как бы не замечали этого главного в этом герое
(как и во
многих других странных, чудаковатых людях), того, что скрывалось за
кажущейся
легкостью отношения к жизни, - его доброты и бескорыстности.
Инсценировка фрагмента новеллы В.М. Шукшина "Гринька Малюгин”.
2-й ведущий: Есть у Шукшина и рассказ "Боря”. Не лучший. Про
дурочка.
Не про умницу Ивана-дурака из повести-сказки "До третьих петухов”,
посланного
добывать себе справку, что умный он, и на крестном этом пути
испытывающего
горькое унижение. Нет, Боря – просто двадцатилетний обиженный разумом
ребенок,
которого, автор наблюдает в больнице. Нет в этом рассказе привычного для
писателя драматизма. Но теперь Шукшин торопится и впрямую высказал то,
что
мучило его на завершающем этапе творчестве.
"Я думал: "Что же жизнь – комедия или трагедия?” Несколько красиво
написалось: комедия или тихая, жуткая трагедия, в которой мы все от
Наполеона до
Бори – неуклюжие, тупые актеры. Зря все-таки воскликнули: "Не жалеть
надо
человека!...” Уважать – да. Только ведь уважение – это дело наживное,
приходит с
культурой. Жалость – это выше нас, мудрее наших библиотек…Мать - самое
уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное - вся состоит из жалости.
Она любит
свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но
неизменно всю
жизнь жалеет. Тут природа распорядилась за нас”.
1-й ведущий: Василий Шукшин унаследовал от русской литературы
главное
– совестливость как высший нравственный принцип; народную
нравственность,
которой он проверяет человеческую ценность своих героев. Василий Шукшин –
художник мужественный. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов,
дельцов.
Шукшин боялся таких людей. В том же рассказе "Боря” он пишет: "Я боюсь
чиновников, продавцов, и вот таких как это горилла”. Он их боялся, но он
же
ненавидел их и дрался с ними. Горилла – это тот, кто способен унизить
нас силою.
Продавец – завистью, если он из тех, "кто умеет жить”, - напористостью
хамством.
Инсценирование рассказа "Сапожки”.
2-й ведущий: "Един в трех лицах” - говорили о Шукшине,
почитатели его
таланта, и справедливость этих слов в полной мере подтвердил фильм
"Калина
Красная”. Дав название своему сценарию, а потом фильму, Шукшин
обращается с этим
символическим, неслучайным образом очень сдержанно. Калина Красная нам
встречается лишь в названии сценария да еще в словах той песни, которую
поют
вместе Люба и Егор незадолго до того, как герой, выпущенный из тюрьмы,
будет
убит бандитами, приехавшими к нему прямо на пашню, чтобы наказать за
измену
воровскому делу. По ходу же сценария и фильма Егор Прокудин даже и не
вспоминает
ни разу про эту калину и не скажет о ней ни слова. Куда больше, кажется,
его
волнуют и привлекают березы. Каких только добрых и ласковых слов он им
не
скажет, вернувшись в родные края – и невесты-то – они, и подружки, и
сестрички
милые… А мы почему-то помним вовсе не про те живые, реальные березы,
которые
всячески миловал Егор, а помним про густо красную, словно кровавую,
калину.
1-й ведущий: О "Калине Красной” немало писали и спорили.
Причем
высказывалось даже мнение, что успех картины объясняется, в основном,
великолепной игрой Шукшина и его партнеров. Если обратиться к истоку
картины –
киноповести, следует признать: не обладай она достоинством незаурядного
литературного произведения, видимо, не было бы фильма подобного
звучания. В
тексте есть главное – это выпуклые характер и подлинная драматичность.
Давайте,
к примеру, посмотрим эпизод первого и такого во многих отношениях
ответственного
посещения Егором Прокудиным дома родителей Любы Байкаловой. Все тут
живо, точно,
полно присущей прозе Шукшина психологической динамики.
Инсценирование эпизода из повести "Калина красная”.
2-й ведущий: Шукшин писал: "Я хотел рассказать не о
злосчастной судьбе
рецидивиста, и рассказать о душе Егора, о том, как она не устроена в
жизни, как
мается и ищет своего места в жизни”.
1-й ведущий:Вот вышел Егор Прокудин из тюрьмы на волю. Не
женщин ищет Егор, не сладкой жизни, а праздник для души. Ищет и не
находит.
Опасный преступник, закоренелый рецидивист. И вдруг идет работать в
колхоз. От
чего, почему?? Что могло растопить это сердце?
2-й ведущий: Встречное добро. Егор встретил счастливый
характер.
Счастливый не значит удачливый. У Любы тоже своя не сложившаяся как это
часто
бывает, жизнь "наперекосяк”. Муж – пьяница, развод, одиночество. Люба,
не
мадонна, не икона. И любовь то здесь не обычная, идущая через
пень-колоды – тут
другое более важно. Встретив Любу, Егор встретил как бы самого себя. И к
себе же
потянулся.
1-й ведущий: Встречное добро, переворачивает всю жизнь, но
страшна по
крупному счету вина Прокудина. Финал драмы раскрывает глубокий духовный
кризис,
переживаемый героем: раскаяние сознание вины, суровое самоосуждение,
больная
совесть, готовность искупить вину собственной смертью.
2-й ведущий: Что хотел сказать Шукшин в "Калине Красной”
убивая,
своего героя Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной
жизни?
Да? Он хотел сказать, наверное, что воровской мир очень жесток.
1-й ведущий: Мне кажется, что Шукшин хотел сказать, что за все
в жизни
надо платить.
Сообщения, заранее подготовленных учеников: При жизни Шукшина
мало кто
задумывался о том, какой ценой оплачено искусство. В записках на полях
его
черновиков есть такие строчки: "Никогда, ни разу в своей жизни я не
позволил
себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. Это
может плохо
кончиться, могу треснуть от напряжения” Так это и случилось. Умер он на
съемочной площадке исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем
фильме
"Они сражались за Родину”. Фильм поставлен режиссером Сереем Бондарчуком
по
одноименному роману М.А. Шолохова. В главной роли Лопахина снялся В.М.
Шукшин, в
роли Гликерии – Лидия Федосеева-Шукшина.
При жизни Шукшин становился легендой. Когда он ушел от нас, все
поняли: "мы
люди, потрясенные Шукшиным…”.
Василий Шукшин принадлежит к той плеяде русских художников, который
не
чуждались проповеднической миссии в искусстве в лучшем смысле этого
слова. И,
может быть, за кино Шукшин держался не только потому, что получил
профессию
режиссера, а потому, что долгое время верил в способность кино повлиять
сразу на
многих.
В последние годы жизни он пришел к окончательному убеждению: "…суть
дела и
правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго.
Вот в чем
дело. Кино - искусство быстротечное, а литература – вечное”.
Чтец:
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя. Ю.Левитанский
2-й ведущий: Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но
остались
его книги, его мысли… В.Шукшин (из рабочих записей):
- "Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе
дело,
это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
- Когда нам плохо, мы думаем: "А где-то кому-то хорошо”. Когда нам
хорошо,
мы редко думаем: "Где-то кому-то плохо”
1-й ведущий: "…Пройдут годы, все так же будут шуметь березы,
все так
же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я
уверен, что
слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и
светел, и
на гору Пикет с каждым годом будет приходить все больше и больше народу.
Не
обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину, - говорил
Виктор
Петрович Астафьев”
А нам вновь вспоминаются слова Шукшина: "Русский народ за свою
историю
отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие
качества,
которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость,
доброту…Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши
неимоверной
тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх
табаку…Мы умеем
жить. Помни это. Будь человеком”. |