Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 21:13:40
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

"Она была поэтом..." Инсценированный урок-игра «Литературное кафе» (10,11 классы)
10.05.2011, 20:43:09
Литературное кафе – одна из активных форм уроков литературы.

Пусть каждый школьник почувствует себя актёром, режиссёром, сценаристом, то есть испытает свои творческие силы, степень своего воображения.

           Учащиеся рассаживаются за столами. В центре зала или класса на экран спроецирован портрет Анны Андреевны Ахматовой, освещённый пламенем свечи. Под портретом раскрытая книга её стихов.

 Слово учителя

         Наша встреча посвящается жизни и творчеству выдающейся поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

         Вы готовились к нашей встрече: прочитали стихи поэтессы, а также воспоминания о ней.

         Трудно, подчас трагически складывалась судьба А.А.Ахматовой.

         Анна Андреевна Ахматова рано осознала свою судьбу как судьбу русского поэта. Она оказалась прямой и достойнейшей наследницей великой русской литературы XIX века. Вся её поэзия глубоко и многогранно связана с творчеством гениальных русских поэтов и писателей – Пушкина, Тютчева, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого.

         Художественным достижением Ахматовой, её открытием в поэзии стала любовная лирика, исполненная величайшего психологического проникновения и тонкости драматического напряжения чувств.

         В общении с музой Ахматова обретала «чудотворную силу» жить «торжественно и трудно»,  как её учителя и предшественники в русской поэзии.

         Ахматова разделила в полной мере все испытания, выпавшие на долю родной земли и имела право сказать:

               Но ложимся в неё

               и становимся ею,

               оттого и зовём

               так свободно – своею.

         Она черпала силы, чувствуя себя голосом народа. Служа самому «долговечному» на земле – «царственному слову», она служила своей Родине, России.

         Ахматова  - псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабушки Анны Андреевны, татарки.

  

   Голос из темноты:

                     В то время я гостила на земле.

                     Мне дали имя при крещенье – Анна,

                     Сладчайшее для губ людских и слуха

                     Так дивно знала я земную радость.

                     И праздников считала не двенадцать,

                     А столько, сколько было дней в году…

 

         Родилась я 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был отставной офицер, инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на  север – в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила  под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем.

         Самые сильные впечатления этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет…

         Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

         В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории.

         Последний курс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.

         Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна: когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

 

Разговор за одним из столиков:

- Говорят, Ахматова не приняла революцию.

- Конечно, декадентские настроения сказались.

 

Голос из темноты:

   Мне голос был. Он звал утешно,

   Он говорил: «Иди сюда,

   Оставь свой край глухой и грешный,

   Оставь Россию навсегда…»

   Но равнодушно и спокойно

   Руками я замкнула слух,

   Чтоб этой речью недостойной

    Не осквернился скорбный дух.

 

Слово учителя:

         Замкнула слух – не от искушения, не от соблазна, а от скверны. И поэтому отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению к ней.

         В 1922 году она писала:

 

(Стихи звучат на фоне музыки Шуберта)

    Не с теми я, кто бросил землю

    На растерзание врагам.

    Их грубой лести я не внемлю,

    Им песен я своих не дам.

    Но вечно жалок мне изгнанник,

    Как заключённый, как больной.

    Темна твоя дорога, странник,

    Полынью пахнет хлеб чужой.

    А здесь, в глухом чаду пожара

    Остаток юности губя,

    Мы ни единого удара

    Не отклонили от себя.

    И знаем, что в оценке поздней

    Оправдан будет каждый час…

    Но в мире нет людей бесслёзней,

    Надменнее и проще нас.

 

Слово учителя:

         Такие стихи  не были эпизодическими эмоциональными всплесками.

         Это заявлялась жизненная позиция поэтессы.

         В 1912 году вышел сборник «Вечер» - первая книга поэтессы. Очень быстро став знаменитой, Анна Андреевна пошла навстречу своей судьбе – признанию и восхищению, забвению и злобе, бездомности и скитальчеству.

         За 10 лет после выхода сборника «Вечер» Ахматова выпустила 4 книги стихотворений.

         Творчество поэтессы десятых – начала  двадцатых годов удивило современников.

         С читателями она говорила о том, что происходило с ней самой. Каждая её строка поверена судьбой.

 

Звучат стихи

«Я пришла сюда бездельница…», «Сердце к сердцу не приковано…», «Сжала руки под тёмной вуалью…»

 

Голос из темноты:

         Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву.

         До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте.

         Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

         В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

         Страшный призрак, притворяющийся моим городом, поразил меня.

 

Звучит песня  А.Розенбаума «На дороге жизни»

 

         Почти от самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой ещё одна любовь – к родной земле, к Родине, к России.

         Вот почему Ахматова писала во время войны:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

 

         А начались военные стихи Ахматовой так, как начинается солдатская служба, - с присяги:

 

Звучит стихотворение «Клятва»

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться ничто не заставит.

 

В «военных» стихах Анны Ахматовой поражает удивительная органичность, отсутствие тени неуверенности, сомнения, вера в победу.

 

Звучат стихи

«Мужество», «Птицы смерти в зените стоят», «Победителям», «Победа».

 

Разговор за одним из столиков:

- Простите. Все спорят – спорят о чём-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова.

- А что вас интересует: внешность или стихи?

- Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.

- Она была поэтом.

 

Одна из учениц встаёт из-за столика, читая стихи М.Цветаевой, медленно подходит к портрету Анны Ахматовой, кладёт к нему красную розу.

         О муза плача, прекраснейшая из муз!                                       

                   О ты, шальное исчадие ночи белой!                                         

                   Ты чёрную насылаешь метель на Русь.                                               

                   И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

                   И мы шарахаемся, и глухое: ох! -

                   Стотысячное – тебе присягает,  - Анна

Ахматова – это имя – огромный вздох.

                   И в глубь он падает, которая безымянна.

                   Мы коронованы тем, что одну с тобой

                   Мы землю топчем, что небо над нами  - то же!                  

                   И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,                          

                   Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

                   В певучем граде моём купола горят,

                   И спаса светлого славит слепец бродячий…

                   И я дарю тебе свой колокольный град.

                   Ахматова! – и сердце своё в придачу

 

Разговор за тем же столиком продолжается

- Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?

Звучит «Патетическая» соната Бетховена. На её фоне учащаяся читает стихотворение «Я – голос ваш, жар вашего дыханья»

          «Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в тёмные и недвижные воды царскосельских прудов», - вспоминала В.Срезневская.

         А Корней Чуковский писал:

«У Ахматовой наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость.

- Ахматова была всегда горделиво прекрасна».

 

Слово учителя

         Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Николая Гумилёва. Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилёв предпринял на собственные средства. Поэт Николай Гумилёв был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян.

         Остались его стихи. Многие из них посвящены любимой женщине.

 

На фоне «Лунной сонаты» Бетховена звучат стихи

      Застонал я от сна дурного

      И проснулся, тяжко скорбя

      Снилось мне – ты любишь другого

      И что он обидел тебя.

      Я бежал от моей постели,

      Как убийца от плахи своей,

      И смотрел, как тускло блестели

      Фонари глазами зверей.

      Ах, наверно таким бездонным

      Не блуждал ни один человек.

      В эту ночь по улицам тёмным,

      Как по руслам высохших рек.

      Вот стою перед дверью твоею,

      Не дано мне иного пути,

      Хоть и знаю, что не посмею

      Никогда в эту дверь войти.

      Он обидел тебя. Я знаю,

      Хоть и было это лишь сном,

      Но я всё-таки умираю

      Пред твоим закрытым окном.

 

Разговор за столиком продолжается:

- Да, говорят, что даже мёртвая, она вызывала чувство преклонения.

- Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.

- Да, она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

 

Звучит прелюдия № 4 ми нор Ф.Шопена. На её фоне учащиеся  читают стихи «Милому», «Ты пришёл меня утешить, милый», «Ты письмо моё, милый, не комкай», «Я не любви твоей прошу», «Будем вместе, милый, вместе»

 

Слово учителя

         У Анны Андреевны остался сын Лев. Его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских репрессий, всё-таки выжил.

      Лёгкие летят недели,

      Что случилось, не пойму,

      Как тебе, сынок, в тюрьму

      Ночи белые глядели,

      Как они опять глядят

      Ястребиным жарким оком,

      О твоём кресте высоком

      И о смерти говорят.

          Этому трагическому событию в её жизни посвящена поэма «Реквием».

         Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было всё мужество поэтессы.

         Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер. «Посвящение», написанное в марте 1940 года, рассказывали о судьбе матери, у которой отняли сына.

Звёзды смерти стояли над нами,

         и безвинная корчилась Русь

         под кровавыми сапогами

         и под шинами чёрных марусь.

         Было множество причин, заставлявших предполагать, что имя и слава Анны Ахматовой останутся в 10-20-х годах  XX века. Её окликали обидными и оскорбительными прозвищами вплоть до «внутренней эмигрантки». Сама Анна Андреевна при всём присутствии духа с горечью представляла будущее своё.

         Теперь меня позабудут,

          И книги сгниют в шкафу.

         Ахматовской звать не будут

         Ни улицу, ни строфу.

         Время распорядилось по-иному. Наследие поэтессы оценено высоко.

Италия. Год 1964-й. У подножия древнего храма стоит 75-летняя женщина и с испугом смотрит наверх. Ей, потяжелевшей и больной, предстоит одолеть многоступенчатую крутую лестницу. Вот сейчас там наверху ей будет вручена премия «Этна-Таормина».

         Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы она хоть чуть заколебалась, её бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Этого допустить она не могла и храбро двинулась вперёд. Так, по её словам, поднялась она на вершину славы, задыхаясь и кряхтя.

         Лондон. Год 1965-й… Сегодня Оксфордский университет присудил степень доктора литературы величайшей из современных русских… И опять, она величаво встаёт и, гордо подняв голову, царственной походкой идёт к славе, идёт в вечность.

         Есть ахматовские улицы, есть мемориальные доски на домах, где она жила и работала, есть музеи, посвящённые ей, есть и ахматовские строфы…

         А главное вырос читатель, которому она оказалась душевно близкой и нужной.

         В жизни своей, длившейся неполных 77 лет, она знала славу, бесславие и снова славу.

         После её смерти, как это бывает нередко, слава эта оказалась настолько глубокой и прочной, что мы с уверенностью можем сказать: Анна Ахматова естественно вошла в высокий круг классиков русской литературы.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 1712 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0