Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 12:06:11
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

"Песнь о Роланде". Историческая реальность и поэтическое воплощение
08.06.2012, 17:09:14

Цели:

  • выявить характерные особенности формирования сознания средневекового человека;
  • дать основы историко-литературного анализа;
  • помочь учащимся почувствовать и осознать героику эпохи и ее отражение в героическом эпосе франков «Песнь о Роланде».

Задачи:

  • выделить условия формирования сознания человека средневековой Европы;
  • определить причину появления дуализма в сознании средневекового человека;
  • показать истоки формирования культуры христианской Европы;
  • подготовить учащихся к целостному восприятию эпохи средневековья и ее культуры

1. Вступительное слово учителей истории и литературы.

- Как в судьбе человека, так и в истории цивилизации детство, начальный период имеют определяющее значение. «Детство» средневековой европейской цивилизации относится к периоду V-IX вв. Именно тогда складываются особенности мышления, чувственного восприятия мира, основные проблемы и темы культуры, которые позднее и сформируют удивительный мир средневековой Европы. Мы постараемся проследить эти процессы на примере «Песни о Роланде». Это одно из первых произведений на французском языке, записанное в Англии в XII веке и широко известное по всей Европе.

- Н. Томашевский заметил: «Из всех национальных эпосов феодального средневековья наиболее цветущим и разнообразным является эпос французский. Он дошел до нас в виде поэм, именуемых «жестами». «Песнь о Роланде» - самая знаменитая из поэм французского средневековья». Нас этот памятник письменности влечет тем, что с его помощью мы сможем рассмотреть главные свойства средневекового мышления и сознания; сможем увидеть условия появления новой культуры и литературы в частности.

2. Особенности эпохи Раннего средневековья и формирования литературы.

Учитель истории.

- Какие важные события и явления V-IX вв. мы можем отметить?

Это время Великого переселения народов, вторжения германских и славянских племен в пределы Римской империи. Время грабежей, насилия, хозяйственной разрухи, материальной скудости и жестокости нравов. Начало оформления феодальных отношений, в основе которых лежат условное землевладение, иерархия собственности и сословий, система взаимных личных связей. Одновременно это и период сложного синтеза античных традиций и культуры варварских племен, христианства и языческих традиций.

Исторические условия развития общества в раннее средневековье способствовали формированию средневековой литературы.

Учитель литературы.

Если бы мы перенеслись в то время, мы смогли бы убедиться, что средневековая литература существовала в разных формах.

1. На латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения.

2. На фольклорной основе создаются национальные литературы западноевропейских народов. Литература средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром становится народно-героический эпос.

3. Наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой литературы. Ее основу составляли религиозные поучения; описание жития святых; исторические хроники; философские и религиозные трактаты; описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).

И если историки делят средневековье на три периода, то к каждому из них можно отнести следующие литературные памятники.

Раннее средневековье Расцвет средневековья Позднее средневековье
ЭПОС
(устная форма)
 
Ирландские саги
Литература
(устная и письменная формы)
 
«Песнь о Нибелунгах»
«Песнь о Роланде»
Лирика
Рыцарские романы
(письменная форма)
 
(«Тристан и Изольда»)

- Как можно объяснить тот факт, что «Песнь о Роланде» доходит до нас в рукописях XII в., а мы относим это произведение к раннему средневековью?

3. Эпос и его жанровые особенности.

Учитель литературы

- Что означает термин эпос?

Эпос – с древнегреческого «слово», «повествование».

  1. род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой, повествование, в котором обязательно есть повествователь;
  2. жанр (в более узком и специфическом смысле), героический эпос.

Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.

- Какие понятия связаны с эпосом?

  1. славное историческое прошлое какого-либо народа;
  2. реальное историческое событие, изображенное так, чтобы возвеличить события, время, героев;
  3. обычно борьба племен или народов;
  4. герой, воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера;
  5. стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера.

- Почему в средневековье становится популярен этот жанр? (соответствие времени, фону, стилю)

4. Время возникновения «Песни о Роланде»

Учителя истории и литературы.

«Песнь о Роланде» - ярчайший памятник эпохи Каролингов, сформировавшийся в рыцарской среде, отражающий идею построения всемирной христианской империи и военного мессианства. Складывалась на протяжении IX-XII вв. Время возникновения поэмы, ее происхождение, возможное авторство – вопросы, которые до сих пор вызывают разногласия. Возможно, что до письменного варианта «Песнь о Роланде» существовала в устной форме. Жонглер-исполнитель не нуждался в рукописях, в IX-X вв. сказание о Роланде охотно слушали и распевали! Небольшое по объему сказание не могло удовлетворить слушателей, поэтому возникали новые поэмы, содержащие ряд подробностей и дополнений. По свидетельству английского летописца Вильгельма Мальмсберийского, во времена нормандского вторжения 1066 гг. в Англию рыцари Вильгельма Завоевателя пели «кантилены Роланда», чтобы пример этого мужа воодушевил воинов.

Автор «Песни» неизвестен. Возможно, что это некий Турольд, нормандец по происхождению, живший в Англии во второй п.XII в., но о нем ничего не известно, авторство не доказано. «Песнь о Роланде» - один из множества существовавших вариантов поэмы. Наибольшую популярность этот эпос приобретает в эпоху крестовых походов. Но в XV в. с наступлением Возрождения «Песнь о Роланде» постепенно забывают. И лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма, о ней вспоминают вновь. Франциск Мишель, нашедший рукопись, публикует ее, «Песнь» снова оказалась близкой народу, ее создавшему. С тех пор "Песнь о Роланде" стала настоящим национальным эпосом Франции.

Учитель музыки. Темы «Песни о Роланде» звучат и сегодня. Масштабность героического прошлого, героизм людей той эпохи, отраженные в этом произведении, волнуют души и наших современников. Выпускник музыкального училища им. М.П. Мусоргского в Санкт-Петербурге, молодой композитор и гитарист Алексей Кофанов, прочитав «Песнь о Роланде», воплотил свои впечатления в музыке.

Знакомство с музыкальным произведением и его обсуждение. (Инструментальную версию для 4-х гитар по мотивам средневекового эпоса «Песнь о Роланде» А. Кофанова вы можете найти по ссылке http://www.realmusic.ru/songs/470048).

- Какие впечатления композитора легли в основу этого произведения?

- Одинаков ли характер музыки на всем его протяжении?

- Сколько частей вы можете выделить в этом произведении? Какие они по характеру?

- Как вы думаете, совпадают ли развитие литературного сюжета с музыкальным развитием?

- Какими музыкальными средствами достигается это совпадение? (темп, ритмический рисунок, динамика)

5. Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения.

«Песнь о Роланде» - образец героического эпоса, а задача эпоса – показать величие эпохи, событий, героев. Как же создается это величие? Чтобы это понять, мы должны четко увидеть историческую основу песни и поэтическое ее воплощении.

Учителя истории и литературы.

Историческая реальность Поэтическое воплощение
- какому событию посвящена «Песнь»?
поход Карла Великого 778 г. в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате
- как говорится об этом событии в поэме?
7 лет войны в Испании
- кто был главным противником франков?
арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами
- как называет поэма врагов франков?
сарацины, нехристи, мавры…
- кто в центре повествования?
Карл Великий, родился в 742 г., король с 768 г., 800-814 гг. император. В 778 г. ему 36 лет, всего прожил 72 года. Это солидный возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35-40 лет)
- каким предстает Карл в поэме?
седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет
- почему так думают о Карле?
Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим «Наш Карл!»
- каковы итоги похода в Испанию?
осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить набольшую приграничную территорию, образована Испанская марка
- как в поэме показывается поражение франков?
Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен
- как зовут главного героя битвы?
Эйнхард среди знаменитых рыцарей Карла упоминает Хруодланда, префекта бретонской марки, который был убит, «как и многие другие». Подробных сведений нет, споры об историчности этой личности
- почему герою поэмы не оставлено историческое имя?
возможно, Роланд – образ собирательный или это был более популярный герой тех событий, нежели реальный Хруотланд
Военное поражение в Испании Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости.

- Почему в «Песни о Роланде» происходит такая трансформация (изменение) исторической реальности?

6. Черты сознания средневекового человека.

Учитель истории.

Автора «Песни» сложно упрекнуть в незнании. Анналы Карла Великого оставили свидетельство об этих событиях. То, о чем пишет автор, для него цельно и логично. Мы видим в этой трансформации реальности проявление особенностей сознания средневекового человека.

- Какие черты сознания средневекового человека мы можем выделить?

  1. – коллективное мифологическое сознание;
  2. – полярность представлений о мире: добро - зло, свой - чужой, Бог – Дьявол;
  3. – религиозность;
  4. – следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов;
  5. – символизм сознания; каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением смыслом;
  6. – дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.

7. Эпические герои.

Учитель литературы.

Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям.

- С какой целью создавались эпические произведения средневековья? (нарисовать идеал народного героя)

Для создания системы образов в «Песне о Роланде» используется принцип парности.

Царь Марсилий     - корольКарл
Бланкандрин - Ганелон
Балигант - Роланд
Аэрольт - Оливье
Халиф - Турпен
Альда - Брамимонда

- Как характеризуются мавры и франки?- почему так резко отличаются характеристики этих героев?

- Какие герои выражают не только христианскую, но и национальную идею? (Король, Роланд )

- На что указывает парная система образов?

- Можем ли мы говорить о преобладании языческого или христианского в сознании средневекового человека? (сосуществуют черты и христианского, и языческого сознания)

Инсценировка фрагмента «Песни о Роланде».

- Как в этом фрагменте проявляются черты эпического произведения? (эпический фон, эпические герои, эпический стиль);

- Заметили ли вы проявление дуализма в сознании героев? В чем это выразилось?

8. Работа над композицией произведения.

Учитель музыки.

Слово «песнь» - это не только литературно-эпический жанр, но в первую очередь, это музыкальный жанр. Это жанр вокальной музыки, объединяющий образы поэтический и музыкальный. «Песнь» подчеркивает эпичность, торжественность, поэтичность, возвышенность происходящего. Не случайно профессиональное музыкальное искусство в средневековой Европе поначалу было представлено лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов-рыцарей (бардами, скальдами).

В «Песне о Роланде» не раз звучит слово «кантилена». Так как слова и музыка рождались одновременно и произносились нараспев, то и музыкальное произведение называлось кантилена, что в переводе означает «на распев». Ритм и стиль «Песни о Роланде» отличаются законченностью и самостоятельностью певучей мелодии.

Учитель литературы.

- На какие части можно поделить «Песнь о Роланде»? Сколько их будет?

Можно выделить три части.

  1. Переговоры с маврами.
  2. Битвы.
  3. Возмездие.

Композиция строится по принципу симметрии:

Описание двух посольств
мавры (Бланкандрин) - христиане (Ганелон)
Описание двух сражений
Победное - гибельное
Описание возмездия
мусульманам - Ганелону

9. Подведение итогов и выводы по уроку

- Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека?

- Как в народном эпосе создается образ величия?

- В чем ценность изучения исторической литературы для современного человека?

Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, к нашему представлению о мире добавляется иное представление, мы становимся богаче в своем восприятии самих себя, начинаем понимать, кто мы и откуда.

Категория: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: иностранная литература, конспект урока, в помощь учителю, произведение, Роман, зарубежная литература, писатель, методическая помощь
Просмотров: 2815 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 129
Гостей: 129
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0