Цели:
- выявить характерные особенности формирования сознания средневекового человека;
- дать основы историко-литературного анализа;
- помочь учащимся почувствовать и осознать героику эпохи и ее отражение в героическом эпосе франков «Песнь о Роланде».
Задачи:
- выделить условия формирования сознания человека средневековой Европы;
- определить причину появления дуализма в сознании средневекового человека;
- показать истоки формирования культуры христианской Европы;
- подготовить учащихся к целостному восприятию эпохи средневековья и ее культуры
1. Вступительное слово учителей истории и литературы.
- Как в судьбе человека, так и в истории цивилизации детство,
начальный период имеют определяющее значение. «Детство» средневековой
европейской цивилизации относится к периоду V-IX вв. Именно тогда
складываются особенности мышления, чувственного восприятия мира,
основные проблемы и темы культуры, которые позднее и сформируют
удивительный мир средневековой Европы. Мы постараемся проследить эти
процессы на примере «Песни о Роланде». Это одно из первых произведений
на французском языке, записанное в Англии в XII веке и широко известное
по всей Европе.
- Н. Томашевский заметил: «Из всех национальных эпосов феодального
средневековья наиболее цветущим и разнообразным является эпос
французский. Он дошел до нас в виде поэм, именуемых «жестами». «Песнь о
Роланде» - самая знаменитая из поэм французского средневековья». Нас
этот памятник письменности влечет тем, что с его помощью мы сможем
рассмотреть главные свойства средневекового мышления и сознания; сможем
увидеть условия появления новой культуры и литературы в частности.
2. Особенности эпохи Раннего средневековья и формирования литературы.
Учитель истории.
- Какие важные события и явления V-IX вв. мы можем отметить?
Это время Великого переселения народов, вторжения германских и
славянских племен в пределы Римской империи. Время грабежей, насилия,
хозяйственной разрухи, материальной скудости и жестокости нравов.
Начало оформления феодальных отношений, в основе которых лежат условное
землевладение, иерархия собственности и сословий, система взаимных
личных связей. Одновременно это и период сложного синтеза античных
традиций и культуры варварских племен, христианства и языческих
традиций.
Исторические условия развития общества в раннее средневековье способствовали формированию средневековой литературы.
Учитель литературы.
Если бы мы перенеслись в то время, мы смогли бы убедиться, что средневековая литература существовала в разных формах.
1. На латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения.
2. На фольклорной основе создаются национальные литературы
западноевропейских народов. Литература средневековья представляет
доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром становится
народно-героический эпос.
3. Наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой
литературы. Ее основу составляли религиозные поучения; описание жития
святых; исторические хроники; философские и религиозные трактаты;
описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).
И если историки делят средневековье на три периода, то к каждому из них можно отнести следующие литературные памятники.
Раннее средневековье |
Расцвет средневековья |
Позднее средневековье |
ЭПОС
(устная форма)
Ирландские саги |
Литература
(устная и письменная формы)
«Песнь о Нибелунгах»
«Песнь о Роланде» |
Лирика
Рыцарские романы
(письменная форма)
(«Тристан и Изольда») |
- Как можно объяснить тот факт, что «Песнь о Роланде» доходит до нас в рукописях XII в., а мы относим это произведение к раннему средневековью?
3. Эпос и его жанровые особенности.
Учитель литературы
- Что означает термин эпос?
Эпос – с древнегреческого «слово», «повествование».
- род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой, повествование, в котором обязательно есть повествователь;
- жанр (в более узком и специфическом смысле), героический эпос.
Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.
- Какие понятия связаны с эпосом?
- славное историческое прошлое какого-либо народа;
- реальное историческое событие, изображенное так, чтобы возвеличить события, время, героев;
- обычно борьба племен или народов;
- герой, воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера;
- стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера.
- Почему в средневековье становится популярен этот жанр? (соответствие времени, фону, стилю)
4. Время возникновения «Песни о Роланде»
Учителя истории и литературы.
«Песнь о Роланде» - ярчайший памятник эпохи Каролингов,
сформировавшийся в рыцарской среде, отражающий идею построения
всемирной христианской империи и военного мессианства. Складывалась на
протяжении IX-XII вв. Время возникновения поэмы, ее происхождение,
возможное авторство – вопросы, которые до сих пор вызывают разногласия.
Возможно, что до письменного варианта «Песнь о Роланде» существовала в
устной форме. Жонглер-исполнитель не нуждался в рукописях, в IX-X вв.
сказание о Роланде охотно слушали и распевали! Небольшое по объему
сказание не могло удовлетворить слушателей, поэтому возникали новые
поэмы, содержащие ряд подробностей и дополнений. По свидетельству
английского летописца Вильгельма Мальмсберийского, во времена
нормандского вторжения 1066 гг. в Англию рыцари Вильгельма Завоевателя
пели «кантилены Роланда», чтобы пример этого мужа воодушевил воинов.
Автор «Песни» неизвестен. Возможно, что это некий Турольд, нормандец
по происхождению, живший в Англии во второй п.XII в., но о нем ничего
не известно, авторство не доказано. «Песнь о Роланде» - один из
множества существовавших вариантов поэмы. Наибольшую популярность этот
эпос приобретает в эпоху крестовых походов. Но в XV в. с наступлением
Возрождения «Песнь о Роланде» постепенно забывают. И лишь в начале XIX
века, в эпоху романтизма, о ней вспоминают вновь. Франциск Мишель,
нашедший рукопись, публикует ее, «Песнь» снова оказалась близкой
народу, ее создавшему. С тех пор "Песнь о Роланде" стала настоящим
национальным эпосом Франции.
Учитель музыки. Темы «Песни о Роланде» звучат и сегодня.
Масштабность героического прошлого, героизм людей той эпохи, отраженные
в этом произведении, волнуют души и наших современников. Выпускник
музыкального училища им. М.П. Мусоргского в Санкт-Петербурге, молодой
композитор и гитарист Алексей Кофанов, прочитав «Песнь о Роланде»,
воплотил свои впечатления в музыке.
Знакомство с музыкальным произведением и его обсуждение.
(Инструментальную версию для 4-х гитар по мотивам средневекового эпоса
«Песнь о Роланде» А. Кофанова вы можете найти по ссылке
http://www.realmusic.ru/songs/470048).
- Какие впечатления композитора легли в основу этого произведения?
- Одинаков ли характер музыки на всем его протяжении?
- Сколько частей вы можете выделить в этом произведении? Какие они по характеру?
- Как вы думаете, совпадают ли развитие литературного сюжета с музыкальным развитием?
- Какими музыкальными средствами достигается это совпадение? (темп, ритмический рисунок, динамика)
5. Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения.
«Песнь о Роланде» - образец героического эпоса, а задача эпоса –
показать величие эпохи, событий, героев. Как же создается это величие?
Чтобы это понять, мы должны четко увидеть историческую основу песни и
поэтическое ее воплощении.
Учителя истории и литературы.
Историческая реальность |
Поэтическое воплощение |
- какому событию посвящена «Песнь»?
поход Карла Великого 778 г. в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате |
- как говорится об этом событии в поэме?
7 лет войны в Испании |
- кто был главным противником франков?
арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами |
- как называет поэма врагов франков?
сарацины, нехристи, мавры… |
- кто в центре повествования?
Карл Великий, родился в 742 г., король с 768 г., 800-814 гг.
император. В 778 г. ему 36 лет, всего прожил 72 года. Это солидный
возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35-40
лет) |
- каким предстает Карл в поэме?
седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет - почему так думают о Карле?
Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим «Наш Карл!» |
- каковы итоги похода в Испанию?
осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном
восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить
набольшую приграничную территорию, образована Испанская марка |
- как в поэме показывается поражение франков?
Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен |
- как зовут главного героя битвы?
Эйнхард среди знаменитых рыцарей Карла упоминает Хруодланда,
префекта бретонской марки, который был убит, «как и многие другие».
Подробных сведений нет, споры об историчности этой личности |
- почему герою поэмы не оставлено историческое имя?
возможно, Роланд – образ собирательный или это был более популярный герой тех событий, нежели реальный Хруотланд |
Военное поражение в Испании |
Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости. |
- Почему в «Песни о Роланде» происходит такая трансформация (изменение) исторической реальности?
6. Черты сознания средневекового человека.
Учитель истории.
Автора «Песни» сложно упрекнуть в незнании. Анналы Карла Великого
оставили свидетельство об этих событиях. То, о чем пишет автор, для
него цельно и логично. Мы видим в этой трансформации реальности
проявление особенностей сознания средневекового человека.
- Какие черты сознания средневекового человека мы можем выделить?
- – коллективное мифологическое сознание;
- – полярность представлений о мире: добро - зло, свой - чужой, Бог – Дьявол;
- – религиозность;
- – следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов;
- – символизм сознания; каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением смыслом;
- – дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.
7. Эпические герои.
Учитель литературы.
Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям.
- С какой целью создавались эпические произведения средневековья? (нарисовать идеал народного героя)
Для создания системы образов в «Песне о Роланде» используется принцип парности.
Царь Марсилий |
- корольКарл |
Бланкандрин |
- Ганелон |
Балигант |
- Роланд |
Аэрольт |
- Оливье |
Халиф |
- Турпен |
Альда |
- Брамимонда |
- Как характеризуются мавры и франки?- почему так резко отличаются характеристики этих героев?
- Какие герои выражают не только христианскую, но и национальную идею? (Король, Роланд )
- На что указывает парная система образов?
- Можем ли мы говорить о преобладании языческого или христианского в сознании средневекового человека? (сосуществуют черты и христианского, и языческого сознания)
Инсценировка фрагмента «Песни о Роланде».
- Как в этом фрагменте проявляются черты эпического произведения? (эпический фон, эпические герои, эпический стиль);
- Заметили ли вы проявление дуализма в сознании героев? В чем это выразилось?
8. Работа над композицией произведения.
Учитель музыки.
Слово «песнь» - это не только литературно-эпический жанр, но в
первую очередь, это музыкальный жанр. Это жанр вокальной музыки,
объединяющий образы поэтический и музыкальный. «Песнь» подчеркивает
эпичность, торжественность, поэтичность, возвышенность происходящего.
Не случайно профессиональное музыкальное искусство в средневековой
Европе поначалу было представлено лишь певцами, создающими и
исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди
воинов-рыцарей (бардами, скальдами).
В «Песне о Роланде» не раз звучит слово «кантилена». Так как слова и
музыка рождались одновременно и произносились нараспев, то и
музыкальное произведение называлось кантилена, что в переводе означает
«на распев». Ритм и стиль «Песни о Роланде» отличаются законченностью и
самостоятельностью певучей мелодии.
Учитель литературы.
- На какие части можно поделить «Песнь о Роланде»? Сколько их будет?
Можно выделить три части.
- Переговоры с маврами.
- Битвы.
- Возмездие.
Композиция строится по принципу симметрии:
Описание двух посольств
мавры (Бланкандрин) - христиане (Ганелон) |
Описание двух сражений
Победное - гибельное |
Описание возмездия
мусульманам - Ганелону |
9. Подведение итогов и выводы по уроку
- Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека?
- Как в народном эпосе создается образ величия?
- В чем ценность изучения исторической литературы для современного человека?
Изучение исторической литературы удовлетворяет не только
познавательный интерес современного человека, но обогащает нас
традициями наших предшественников, к нашему представлению о мире
добавляется иное представление, мы становимся богаче в своем восприятии
самих себя, начинаем понимать, кто мы и откуда. |