Каждый год в конце октября в нашей
гимназии проходится Неделя гуманитарных наук.
Звучит вполне обыденно. Но вот уже 8 лет
"плановое мероприятие” превращается в
необыкновенный праздник: "Погружение в
историческую эпоху”. Мы уже "погружались” в
допетровскую Русь, в эпоху Петра I, Екатерины II,
Александра I и Отечественной войны 1812 года, во
времена "Золотого века” русской поэзии, в эпоху
"Между Золотым и Серебряным веком”.
Каждый день этой недели – событие,
связанное с эпохой. В конце недели происходит
самое интересное – каждый класс получает
маршрутный лист и отправляется в
интеллектуальное путешествие по "станциям”.
Приглашаю всех на "станцию”:
"Исследовательская лаборатория”.
Люди всегда интересовались окружающим их
миром. С глубокой древности они стремились
понять, почему тела нагреваются, как передают
свет и звук. На некоторые из этих вопросов
ответили ещё античные учёные. Однако, хотя наука
развивалась, вопросов становилось всё больше и
больше. К концу 19 века учёные пришли к выводу, что
свет, электричество и магнетизм – проявление
различных форм энергии.
Начало XX века - "Серебряный век” - явилось
эпохой сенсационных открытий. Выяснилось, что
атомы радиоактивных элементов служат
источниками огромной энергии. Это послужило
началом современных представлений об атоме:
атомы состоят из ещё более мелких частиц,
свойства которых нельзя описать механикой
Ньютона.
Появилась наука – квантовая механика – новая
группа законов, описывающих свойства частиц
атома, основанных на положении о том, что материя
имеет и волновую, и квантовую природу. Стало
понятно, что основная масса атома заключается в
его ядре, вокруг которого, как планеты вокруг
Солнца, вращаются электроны.
"Теория относительности” Эйнштейна
опровергла учение Ньютона о неизменности
времени и пространства, было доказано, что любое
движение относительно, что существует связь
между массой и энергией движущихся тел,
выражающаяся уравнением Е = mc2, являющимся
основой всех методов получения атомной энергии.
И пусть в нашей игре учащиеся не
совершат великих открытий, всё равно каждый из
них может для себя открыть, изобрести что-то
новое, понять суть явления, а главное -
участвовать в исследовательской работе.
Правила игры:
- Участвуют в игре учащиеся 7-8-х классов. Они в
течение недели, погружаясь в эпоху Серебряного
века, принимают участие в конкурсе газет,
интеллектуальных играх, где узнают о научных
открытиях и изобретениях того времени.
2. Время, отведённое на работу команды
– 10 минут, всего 60-70 минут.
3. Учащиеся входят в класс, рассаживаются
командами по 5-6 человек за столы –
"лаборатории”.
"Заведующие лабораториями” - великие учёные
начала 20 века: Альберт Эйнштейн, Эрнест
Резерфорд, Мария Склодовская – Кюри, Константин
Эдуардович Циолковский и Пётр Николаевич
Лебедев (их роль исполняют учащиеся 11-го класса)
знакомят ребят с заданиями, оказывают помощь и
проверяют выполнение экспериментов и расчёты.
Например, задание для
восьмиклассников:
- Как вытащить катушку ниток или
клубок, закатившиеся под диван, не залезая под
него и не отодвигая?
На столе находятся несколько клубков и
катушек ниток. Если потянуть за нить
горизонтально, то катушка послушно выкатывается.
Если же нить тянуть под углом, то она ещё дальше
спрячется. Почему так происходит?
Ответ:
Чтобы достать катушку, надо потянуть нить,
держа её горизонтально, и тогда катушка послушно
выкатится. В этот момент точка А соприкасается с
полом и является неподвижной, её можно
рассматривать как ось вращения. Сила имеет
относительно этой оси момент, стремящийся
повернуть катушку по часовой стрелке (1). В
результате катушка будет двигаться в нашу
сторону.
Если же тянуть её под углом относительно оси
вращения, то момент силы заставляет катушку
двигаться против часовой стрелки (2), и катушка
убегает.
4. При подведении итогов учитывается не
только правильность, но и научность,
рациональность мышления, смекалка, быстрота и
коллективное творчество.
5. Работа класса в целом оценивается по
трёхбалльной шкале и фиксируется на маршрутном
листе.
Кроме этого, индивидуально
присуждаются победы в номинациях:
" За оригинальность”, " За быстроту и
смекалку”, "За творческий подход”
Дипломами награждают учащихся на
итоговой линейке после интеллектуального
марафона. |