Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 23.12.2024, 04:43:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

"Сто часов счастья" (по творчеству В.Тушновой)
09.11.2010, 09:12:14

Чтец.

Открываю томик одинокий —
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе —
И в столетиях мы не повстречались…
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались.

1-й ведущий. Родилась Вероника Михайловна Тушнова в 1915 году в Казани. Отец ее — преподаватель микробиологии в Казанском ветеринарном институте. В Казани Вероника окончила среднюю школу, а затем, уже в Ленинграде, куда переехала семья, поступила в медицинский институт. Отец мечтал, что дочь пойдет по его стопам, будет продолжательницей его научных работ, но мечте не суждено было сбыться. Дочь не окончила институт, хотя проучилась в нем 3 года.

2-й ведущий. В Москве, куда семья переехала из Ленинграда, Вероника занялась живописью. Почти в это же время началось серьезное увлечение поэзией, хотя стихи писала с детства. Вот как она сама пишет об этом: "Меня часто спрашивают: "А когда вы начали писать стихи?" и мне всегда бывает трудно ответить на этот вопрос. Что понимать под словом "писать стихи"? Складывать фразы в правильно чередующиеся, зарифмованные строки? Если так, то я начала писать в самом раннем детстве, лет в 6 — 7:"

...Солнышко светит и греет,
Птичек слышны голоса...

3-й ведущий. "Стихи у меня, — продолжала Вероника,— получались такие же гладкие и аккуратные, как многие из тех, которые я читала в детских книгах. И слова в них те же, и писать их было легко и просто".

В 1941 году она подала заявление в Литературный институт имени А.М. Горького и была принята, но только учиться ей не пришлось. Началась война. В институт Вероника Тушнова пришла, но уже через полтора десятилетия, и не как студентка, а как известный поэт и руководитель творческого семинара.

Чтец 1.

Морозный лес.
В парадном одеянье
Деревья - мумии, деревья - изваянья.
Я восхищаюсь этой красотой,
Глаз не свожу,
А сердцем не приемлю.
Люблю землею пахнущую землю
И под ногой
Листвы упругий слой.
Люблю кипенье, вздохи, шелест, шорох,
Величественный гул над головой,
Бруснички на рыжих косогорах,
Кочкарники с каемчатой травой…

1-й ведущий. В 1945 году издательство "Молодая гвардия" познакомила читателей с поэтическим сборником Вероники Тушновой, который называется "Первая книга".

Вся дальнейшая жизнь Вероники Тушновой связана с поэзией, она — в ее стихах, в ее книгах. Эта жизнь порывистая, трепетная, напряженная. Жизнь такая, будто Тушнова хотела вместить в каждый прожитый ею год, по крайней мере, десятилетие. Она была уверена, что жизнь измеряют "когда годами, когда часами", а порою лет пять или десять минуте случается перевесить". Вот такие минуты дорого Тушновой, они — как вехи ее жизни, они — в памяти сердца.

Чтец 2.

Людские души — души разные,
Не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные,
И грозные души есть.

Иная в силе не нуждается,
Ее дыханием коснись —
И в ней чистейший звук рождается,
Распространяясь в даль и ввысь.

Другая хмуро-неотзывчива,
Другая каменно–глуха
Для света звезд,
Для пенья птичьего,
Для музыки и для стиха.

Она почти недосягаема,
Пока не вторгнутся в нее
Любви тревога и отчаянье,
Сердечной боли острие.

Сметенная и беззащитная,
Она очнется, и тогда
Сама по-птичьи закричит она
И засияет, как звезда.

2-й ведущий. Как и другие поэты, чья молодость была опалена огнем войны, Тушнова лирически взволнованно писала о трагических событиях, переживаемых страной, связывая свой рассказ с воспоминаниями о мирных днях, близких людях.

Чтец 3. "Вот говорят: Россия..."

3-й ведущий. По-настоящему дарование Тушновой — поэтессы раскрылось в последний период ее творчества: сборнике "Память сердца" (1958 год), "Второе дыхание" ( 1961), и особенно — "Сто часов счастья" (1965).

Смело вторгаясь в "чувств неосвоенную область", она во весь голос говорит о высокой любви, призывает к подлинно человеческим отношениям между людьми. Она верила в своих современниц, считала их прекрасными и звала их к душевной щедрости и мужеству, и сама была щедрой и мужественной.

Чтец 4.

Мне говорят: нету такой любви!
Мне говорят: как все,
Так и ты живи!
...А она есть! Есть! Есть!

А она здесь, здесь, здесь!
В сердце моем
Теплым живет птенцом,
В жилах моих течет свинцом.

Это она светом в моих глазах,
Это она — солью в моих слезах,
От лжи и неверья — броня...
Коли ее не будет,
Не будет меня!

(Звучит песня на стихи В. Тушновой " Не отрекаются любя".)

1-й ведущий. Тушновой не надо было делать усилий над собой, настраиваясь на поэтическую волну. Она никогда не теряла ее в себе. Для нее и любовь была высоким градусом земного тепла, поддерживала и наполняла жизнь. А нелюбовь становилась предлогом к уходу, к исчезновению.

Чтец 5. "В чем отказала я тебе, скажи?..."

Чтец 6. "А знаешь, все еще будет!.."

2-й ведущий. Лучшие стихи Вероники Тушновой наглядно и тонко помогают доброму делу – борьбе за нравственную чистоту человека.

Чтец 1. "Загляденье была соседка сероглазая..."

3-й ведущий. Любовь – сквозная тема в стихах Вероники Тушновой, с нею связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Впервые – отчетливо и возвышенно – поэтесса заговорила о любви в стихотворении "Воспоминание" (1947).

Чтец 2. "Мне жаль голубого приморского дня..."

1-й ведущий. Но уже годом позднее, когда в любовную тему вторгается драматическая нота, меняется не толь интонация, но и колорит, лексика, образная структура стиха, словно оживают, наполняются жгучей страстью слова и звуки, они уже могут "жечься и колоть"...

Чтец 3. "Ты давно живешь в покое..."

1-й ведущий. А в другом стихотворении она говорит о том, что они могли не встретиться.

Чтец 4. "А ведь могло бы статься так..."

(Звучит песня на стихи В. Тушновой.)

2-й ведущий. Чувство любви в лирике В. Тушновой подвижно и богато, возвышенно и трагично. Трагический отблеск смерти тоже коснулся ее лирики.

Чтец 5. "Ты болен..."

Чтец 6. "Почему говорится: "Его не стало"..."

3-й ведущий. Эти стихи Тушновой оказались вещими. Не стало для нее ни русских елей, ни снега, ни людей, которых она так любила. И вот перед нами тоненькая книга стихотворений под названием "Сто часов счастья". Последняя ее книга. Книга о любви, о трудном и не с чем не сравнимым счастьем, которым она наделяет человека в этом тревожном мире.

Чтец 7. "Все еще верю..."

Чтец 8. "Осчастливь меня однажды..."

Чтец 9. "Много счастья и много печали на свете..."

1-й ведущий. "Сто часов счастья" — мужественная книга. Вероника Тушнова выливала ее из насмерть раненого сердца, будучи тяжело больной. Любовь – ее щит и оружие в борьбе с недугом. Читаешь страницу за страницей "Сто часов счастья", погружаясь в сложный мир чувств, и соглашаешься с поэтом: "сердце человека беззащитно без любви, любовь – вот величайший стимул воли и жизнедеятельности. Любовь дает человеку мужество и делает его сердце зрячим.

Чтец 10. "Сто часов счастья..."

2-й ведущий. Тушнова писала о любви по-своему, нашла, казалось, среди исчерпанного новую, особую интонацию. Это неровное дыхание – ее. Ее кровная боль. Та самая, не оставляющая спокойным, обнаженность сердца. И любовь эта, трудная, поздняя тоже ее. Она только подтверждает особенность нашей поэзии середины века: любовная лирика – вовсе не привилегия юности.

Чтец 7. Раскаяние.

Чтец 8. "Не охладела, нет..."

Чтец 9. "Я прощаюсь с тобой у последней черты..."

(Песня на стихи В. Тушновой.)

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 1191 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0