Этап I. Просмотр и обсуждение
кинофильма
Посмотреть фильм нужно за несколько недель до
изучения романа, чтобы у ребят хватило времени
прочитать (перечитать) текст, выполнить задания
учителя. Важно, чтобы, готовясь к урокам, ученики
имели возможность пересмотреть фрагменты
кинофильма.
Перед просмотром кинофильма «Три толстяка»
(1966), поставленного А.Баталовым и И.Шапиро по
сценарию А.Баталова и М.Ольшевского, делим класс
на две группы, каждая из которых получает своё
задание. Группа учеников, прочитавших сказку
(группа Ч — читателей), смотрит фильм и
сравнивает его с литературным произведением;
группа ещё не успевших ознакомиться с книгой
(группа З — зрителей) при просмотре определяет
своё отношение к героям и событиям фильма.
Беседа по первым впечатлениям для учеников
группы З играет роль установки на чтение, так как
в ходе их диалога с учениками группы Ч
обнаруживаются различия в восприятии фильма.
Учеников группы Ч беседа подталкивает к
перечитыванию текста, вызывая у них желание
что-то уточнить, вспомнить некоторые эпизоды,
чтобы на первых порах найти как можно больше
отличий фильма от романа. Этот азарт можно
использовать в учебных целях: размышляя вместе с
ребятами над тем, какие смыслы вносят в фильм
изменения сценаристов, учитель привлечёт их
внимание к художественной форме двух
произведений.
Беседа начинается с вопросов, общих для двух
групп.
— Какое впечатление произвёл на вас
кинофильм? Над чем и над кем вы смеялись, за кого
переживали, кому сочувствовали и почему? Какие
эпизоды показались вам самыми напряжёнными,
почему? Есть ли в фильме отрицательные персонажи,
кто именно, почему вы так считаете? Что в фильме
является злом, кто и как с ним борется и что
помогает героям победить зло?
Далее следуют вопросы, адресованные группе З.
— Какие чувства вызвали у вас толстяки? Они
смешны или страшны? Почему?
— Как вы относитесь к наследнику Тутти?
Менялось ли ваше отношение к нему, как и почему?
— Какие чувства вызвали у вас продавец
воздушных шаров и Раздватрис? Сочувствовали ли
вы кому-нибудь из них? В какие моменты? Как они
относятся к трём толстякам? Почему? Какую роль
играют в фильме эти персонажи?
— Кто из героев фильма понравился вам
больше всего? А кто не понравился? Почему?
— Когда вы догадались, что Суок подменили
куклой? Что помогло вам это сделать?
— Как вы поняли, почему восстание в первый
раз было подавлено, а во второй этого не
произошло? Почему народу удалось свергнуть
власть трёх толстяков?
Эти вопросы выявляют прежде всего зрительское
отношение к персонажам фильма, которое не
совпадает с отношением к тем же персонажам
читателей. Поэтому, выслушав ответы группы З,
обращаемся с теми же вопросами к группе Ч.
Вопрос о том, почему же у читателей и зрителей
восприятие разное, рождается у самих ребят.
Просим ребят, прочитавших книгу, высказать об
этом свои соображения. Конечно,
пяти-шестиклассники ещё не могут самостоятельно
глубоко осмыслить причины этого явления — они
называют самые существенные, бросающиеся в глаза
отличия фильма от романа. Во-первых, в фильме Суок
и Тутти не связаны родственными узами. Поэтому
нет и истории учёного Туба, сотворившего
чудесную куклу. Во-вторых, доктор Гаспар Арнери
играет в фильме более значительную роль: он не
просто пытается починить куклу и просит о
помиловании мятежников, а становится жертвой
произвола, так как за свою просьбу о помиловании
мятежников попадает в темницу и должен быть
казнён. И здесь доктор не думает о себе, а
пытается спасти от казни Суок, подменив её
куклой. В романе его просьба о помиловании
принимается Толстяками и казнь отменяется, после
чего доктор мельком появляется в самом конце
четвёртой части. В-третьих, в романе писатель
последовательно проводит мысль о том, что среди
гвардейцев есть много честных людей, которые
присоединяются к восставшим, и в этом единении
Олеша и его герои видят залог победы. В фильме все
гвардейцы верны власти и выступают против
народа.
Но отличиями, которые замечают ученики, не
исчерпывается весь "список”. Поэтому
предлагаем детям, разбив их на несколько групп,
дома внимательно перечитать (или прочитать
впервые) роман и выполнить следующие задания.
Группа 1. Составьте план каждой части романа,
выделив элементы фабулы (экспозицию, завязку,
развитие действия, кульминацию, развязку и
эпилог) и соотнесите с фабулой кинофильма.
Это задание ещё достаточно сложное и объёмное
для ребят, поэтому конкретизируется вопросами.
1. Перечитывая каждую часть, запишите, какие
события в ней происходят.
2. Определите, какое событие является главным
в каждой части. Почему вы так решили?
3. Сколько историй рассказывается в романе?
Кто их герои? Как они связаны между собой?
4. Расположите все события в хронологической
последовательности.
5. Выделите элементы фабулы. Какое событие
является завязкой действия, какое кульминацией?
Какие эпизоды вы бы отнесли к экспозиции, какие к
развязке? Обоснуйте своё мнение.
6. В эпилоге романа мы узнаём о судьбе учёного
по имени Туб. Зачем Ю.К. Олеша вводит в роман
эту сюжетную линию?
7. Кто является повествователем в этой
сказке? Есть ли в произведении другие точки
зрения на события, кроме авторской? Если да, то
приведите примеры.
8. Сравните композицию романа с композицией
фильма. Какие отличия вы заметили? Как они влияют
на смысл фильма?
Группа 2. Выделите в романе пейзажи и описания
жилищ, помещений и определите их роль в тексте.
1. Перечитайте описание балаганчика дядюшки
Бризака, данное в романе с точки зрения доктора
Арнери (ч. II, гл. 7). Какие художественные средства
помогают писателю создать образ балаганчика и
его обитателей?
2. Какое впечатление домик дядюшки Бризака
производит на доктора Гаспара? Какое — на вас?
Почему?
3. Что можно рассказать о жизни обитателей
этого дома по описанию их жилища?
4. Пересмотрите фрагменты кинофильма, в
которых действие происходит в балаганчике, и
сравните свои впечатления, вызванные образом
этого жилища в романе и в фильме.
5. Перечитайте описание дворца и парка Трёх
Толстяков (ч. I, гл. 1; ч. II, гл. 4, 5). Какое
впечатление на вас произвели эти пейзажи? Почему
они так лаконичны? Как это описание помогает
писателю охарактеризовать хозяев дворца?
6. Почему в романе нет описаний внутренних
помещений дворца, а помещение балаганчика
описывается очень подробно?
7. Каким представлен дворец Трёх Толстяков в
фильме? Если бы вы сегодня снимали фильм по
роману, то каким бы показали дворец и почему?
8. Найдите в тексте описания города (ч. I, гл.
1–3; ч. II, гл. 4, 7) . Какую атмосферу они создают,
какие мысли вызывают? Какую роль играет образ
города в романе?
9. Каким предстал город в фильме А.Баталова?
Группа 3. Выделите в романе массовые сцены (ч. I,
гл. 1–3; ч. II, гл. 4, 5; ч. III, гл. 9, 10; ч. IV, гл. 13) и
определите, какие приёмы помогает писателю
передать атмосферу города.
1. Какое настроение царит в городе? Как люди
относятся друг к другу? Почему?
2. Над кем и над чем смеются в романе? Какие
средства помогают писателю создавать смешное?
3. На какие группы можно разделить все
массовые сцены?
4. Зачем Ю.К. Олеша рассказывает читателям
о жизни народа?
5. Пересмотрите массовые сцены в кинофильме.
Какую атмосферу создаёт режиссёр? Какова роль
этих сцен в произведении?
Группа 4. Установите, какие темы затронуты в
романе и какие в фильме.
1. Как темы связаны друг с другом в романе, как
— в фильме?
2. Какие вопросы волнуют писателя, какие —
режиссёра?
Этап II. Сопоставительный анализ
композиции кинофильма и его литературного
источника
Урок начинается с выявления тематики романа и
фильма (группа 4). Здесь важно помочь ребятам
подняться на уровень обобщения и увидеть за
конкретными темами — глобальные, вечные. Но, даже
выделив только конкретные темы, ребята замечают,
что они связаны по принципу контраста, или
антитезы. Записав все названные учениками темы,
вместе с классом группируем их, подводя под более
общие основания (это удобно делать с помощью
мультимедийного экрана). Вечные темы — жизнь
и смерть, истина и ложь, добро и зло — объединены
в романе темой борьбы за свободу и воплощены в
мотивах — конкретных социальных явлениях:
свобода — и зависимость; неправедно нажитое
богатство богачей и обжор — и бедность трудового
голодного народа; братство, дружество — и союзы,
основанные на выгоде, корысти, страхе; а также в
человеческих характерах: человеческое
достоинство — и духовное рабство, подхалимство;
честность, искренность, уважение к труду,
настоящие человеческие чувства — и ложь, фальшь,
лицемерие, презрение к тем, кто трудится и за чей
счёт ты существуешь; отвага, мужество, гордость —
и трусость, гордыня; доброта, милосердие — и
жестокость.
Наблюдения группы 3 над массовыми сценами
приводят ребят к открытию: в основе структуры
«Трёх толстяков» тоже лежит антитеза, которая
создаётся с помощью словесных деталей, образов и
композиции эпизодов и всего романа. Так, уже в
первой главе определён конфликт между богатыми,
поддерживающими власть трёх Толстяков, и простым
народом. Отзывы сочувствующих мятежникам о
Просперо — "бедняжка!” — контрастируют с
реакцией аристократов и лавочников — "Ну и
слава Богу!” Противопоставление становится
словесным оружием мальчишки: "Оружейник
Просперо в клетке, а гимнаст Тибул на свободе!” —
в нём звучит надежда и угроза. В следующей главе
мы слышим две контрастные песенки, одна из
которых выражает позицию богачей, вторая —
бедноты.
— Какие мотивы, сюжетные линии, конфликты
сохранились в кинофильме, какие исчезли и почему?
В составленной схеме «Темы и мотивы романа»
подчёркиваем те, которые сохранены в фильме.
Очевидно, что режиссёр сохранил тему
произведения, и центральными мотивами в
кинофильме стали мотивы, перечисленные нами
выше. Теперь необходимо разобраться в том, как
раскрывается тема в романе и как — в кинофильме.
Вместе с группой 1 начинаем анализ фабулы и
сюжета.
Роман начинается с экспозиции, знакомящей нас с
доктором Гаспаром Арнери и тревожной атмосферой
в городе. Уже в первой главе определяется, что
конфликт между народом и властью назрел,
прорвался, но народ потерпел поражение и его
вожак Просперо взят в плен. Казалось бы,
обозначенный писателем конфликт разрешился
трагически и речь в романе пойдёт о чём-то другом.
Может быть, его героем станет доктор Гаспар? Но
это предложение тут же отвергается самим
читателем: доктор явно не герой, он наблюдатель,
фиксирующий события, анализирующий их, имеющий
своё к ним отношение, но практически в них не
участвующий.
— Кто же является главным героем романа?
Ответ бывает один — Суок.
— Почему Суок, а не Тибул, не Просперо?
Просперо, по мысли детей, не может быть главным
героем, так как не принимает участия в событиях.
Писатель и показывает его крупно только один раз.
Он скорее герой, из-за которого разворачиваются
события, так как Тибул хочет его спасти.
— Значит, поражение мятежников, пленение
Просперо и известие о предстоящей казни —
событие, определяющее дальнейший ход романа?
Значит, это завязка?
Это действительно так. Усилия Суок и Тибула
направлены не только на помощь доктору Гаспару,
но прежде всего на освобождение Просперо.
— А есть ли в романе ещё события, без которых
невозможно было бы дальнейшее развитие действия?
Конечно, это поломка куклы наследника Тутти.
Из-за куклы всё и произошло, считают дети. И во
многом они правы.
Итак, два важных события определяют развитие
действия: пленение Просперо и "убийство” куклы.
— Кто же помогает доктору Гаспару, который
не смог починить куклу и вдобавок потерял её? Кто
помогает Просперо?
Суок! Она главная героиня романа.
Наши вопросы и помогают ребятам обнаружить, что
в романе две сюжетные линии (первая — история
восстания, вторая — история Суок и Тутти),
переплетённые между собой,
и что в романе главным героем стала девочка,
отважно бросившаяся на помощь друзьям.
Таким образом, в романе две экспозиции, причём
вторая, связанная с историей детей, находится в
эпилоге. Но и у первой есть свои особенности: она
рассеяна автором по всей первой части. Так, во
второй главе мы знакомимся с атмосферой в городе,
с резким размежеванием богатых и бедных, которое
максимально проявляется в гл. 3. Здесь же действие
получает дополнительный толчок: гимнаст Тибул
жив и на глазах многочисленной толпы "спасся с
площади Звезды через люк”. Значит, у народа есть
вождь и наверняка он приложит все силы, чтобы
помочь Просперо.
Составляя план, ребята убедились в том, что
четыре части романа фиксируют не только то, кто
будет в центре внимания читателя, но и время
действия. Каждая часть — это новый день. Таким
образом, время действия романа укладывается в
четыре дня, а эпилог переносит нас на год вперёд.
Названия глав в каждой части выделяют тему,
объединяющую все события в части.
Выявляя особенности композиции романа,
работаем с планом каждой части. Все события
первой части даны с точки зрения доктора Арнери и
умещаются в один день: с раннего утра, когда
доктор отправляется на прогулку, до глубокой
ночи, когда, вернувшись домой, доктор
обнаруживает в своём камине канатоходца Тибула.
Подробный план заставляет ребят запомнить, что
все события даны глазами доктора Арнери.
— Почему же часть называется «Канатоходец
Тибул»?
Дело в том, что доктор — наблюдатель, а не
участник событий, в их центре оказывается
восставший народ и его вожди — Просперо и Тибул.
Но если Просперо попадает в плен и временно
выведен из действия, то Тибул оказывается в
центре внимания и автора, и горожан: за него мы
волнуемся вместе с доктором, студентами и
бедняками. Чудесное спасение Тибула — условие
развития действия романа.
Оказывается, что глава имеет завершённую
композицию: в ней есть завязка, развитие
действия, кульминация (проход Тибула по канату) и
развязка — спасение Тибула и возвращение
доктора. Появление гимнаста в комнате доктора —
толчок к новым событиям — завязка следующего
эпизода.
Подводим итоги. Первая часть играет роль
рассеянной экспозиции, и одновременно в ней
определяется конфликт (народ—богачи) и
завязывается действие (Просперо в плену, но Тибул
на свободе).
Группа 2 вносит свой вклад в работу: ученики
замечают, что контраст между состоянием природы,
настроением доктора, с одной стороны, и необычным
поведением людей — с другой, рождают тревогу не
только у доктора, но и у читателя. Атмосфера
нагнетается довольно быстро: от общей картины у
городских ворот, вопросов доктора Арнери и
реплик горожан — к выстрелам из пушек, картине
сражения за городом, разрушений и пленению
Просперо. Точка, с которой смотрит на
происходящее доктор Гаспар, расположена далеко
от места основного события — сражения, поэтому
оно не даётся писателем в подробностях: стремясь
передать динамику действия, автор использует
только яркие детали.
Наше восприятие зависит от того, откуда мы
смотрим на происходящее и как близко находимся
от действующих лиц. Так, подавление восстания
издалека напоминает "картину волшебного
фонаря” и кажется "невсамделишным”, а смерть —
игрушечной, нестрашной: "Бегущие люди
приближались к городу. Целые кучи людей падали по
дороге. Казалось, что на зелень сыплются
разноцветные лоскутки”. Это взгляд доктора
Гаспара, смотрящего на сражение с башни. Но бомбы
разрываются на самом деле. И вот доктор видит
смерть вблизи — мёртвые не воскресают: "Слесарь
лежал, вытянувшись поперёк балки, и смотрел в
небо. Доктор пошевелил его. Он не хотел вставать.
Доктор поднял руку, чтобы снять шляпу. Слесарь
умер”.
— Как же показаны эти события в фильме?
В фильме А.Баталов расставляет несколько
другие акценты: зрителю сразу же предъявляются
главные герои: цирковой повозкой, направляющейся
в город, правит дядюшка Бризак, он же клоун
Август, в ней репетируют Тибул и Суок. Неожиданно
фургончик оказывается в центре военных действий.
Из небольшого диалога клоуна с гимнастом мы
узнаём о главном — причине восстания и позиции
Тибула. На наших глазах Тибул присоединяется к
восставшим. На заднем плане в кадрах рвутся
снаряды, падают люди и лошади.
— Одинаково ли наше восприятие сражения в
романе и в фильме?
После анализа текста дети понимают, что из
фильма исчезла антитеза: здесь всё только
реально и серьёзно: это не игра в солдатики, не
цирковое представление, после которого артисты
оживают, как можно было бы подумать, наблюдая за
всем издалека и с высоты, как это делает доктор
Гаспар. Зритель не испытывает такого потрясения,
как доктор.
— Чем вызвано это композиционное
изменение?
В фильме необходимо быстро и точно обозначить
конфликт и подсказать зрителю, кто будет его
героями, иначе он не уложится во временные рамки.
Доктор Гаспар не главный герой, поэтому и
появляется на экране позже.
Теперь сравниваем массовые сцены и образы
города, созданные писателем и режиссёром.
В этом случае антитеза налицо: вот радостные
лица богатых и хорошо одетых горожан, которые
спешат веселиться по случаю победы, а вот
бедняки, собравшиеся на представление клоуна
Августа и Суок. Свет фонарей противопоставлен
свету от костра, слащавые лица — искренне
радующимся танцу и песенке девочки. Предатели,
доносчики помогают гвардейцам ловить Тибула, а
люди из народа всячески мешают погоне.
Но в романе есть несколько городских пейзажей,
от которых веет тайной и ужасом, — таких кадров в
фильме нет. Элементы тайны последовательно
выводятся из сценария.
Особое внимание уделяем сопоставлению
эпизодов «На площади Звезды».
В этом эпизоде Тибул появляется в романе первый
раз. Симпатии читателя к герою вызываются
автором с помощью самых разных художественных
средств: сначала это реплики горожан,
сочувствующих восставшим, затем виртуозное
мастерство канатоходца демонстрируется в
экстремальной ситуации; сообразительность и
отвага, уверенность в своих силах помогают
Тибулу избежать смерти или плена. Описание
площади и огромного фонаря необходимо, чтобы
читатель вместе с Тибулом и зрителями искали
выход из ситуации, а потом замирали от волнения.
Но в этом эпизоде есть не только страшные ноты.
— Представьте себе всё, что происходит под
куполом площади. О чём вы вспомнили?
Конечно, о цирковом представлении. Круг площади
— арена, её купол — купол цирка, а канаты, на
которых подвешен фонарь, — снаряды, на которых
работают под куполом гимнасты. Окна домов — ложи,
из которых зрители с замиранием сердца наблюдают
за выступлением мужественных и ловких акробатов.
Заполнен и партер. Все задирают головы. Арена
ярко освещена — и вот под куполом появляется
артист. Вспомните, народ кричит то же, что и
кричал Тибулу и на его обычных выступлениях:
"Браво, Тибул! Он не упадёт! Он лучший гимнаст в
стране…”
Цирковой номер осложняется тем, что появляются
стрелки, которые должны сбить канатоходца:
увернётся ли он от пули, хватит ли ему мастерства,
чтобы не свалиться? Риск увеличивается — зрелище
становится ещё более захватывающим.
— Какие художественные средства помогают
писателю создать образ Тибула в этом эпизоде?
Прежде всего это развёрнутые сравнения:
"Теперь высоко под стеклянным куполом,
маленький, тоненький и полосатый, он был похож на
осу, ползающую по белой стене дома. Когда плащ
раздувался, казалось, что оса раскрывает зелёные
блестящие крылья”.
— Что вы видите, читая сравнение Тибула с
осой?
Ответы детей подводят их к мысли о том, что
сравнение всегда расширяет картину, включает в
неё ассоциации, которые, в свою очередь, уточняют
образ. В этой картине оса — маленькое насекомое,
уязвимое, хрупкое — точка на огромной стене. Её
так легко прихлопнуть! Вспоминая, как двигается
оса по стеклу окна, дети конкретизируют образ
человека.
Киноискусство не обладает такими
возможностями, и режиссёр вместе с оператором
ищет другие способы создания образов и атмосферы
происходящего: ведь ему надо показать Тибула на
карнизе не так, чтобы мы вспомнили об осе, а так,
чтобы мы почувствовали, как он уязвим, как одинок
и беспомощен.
— Как решён этот эпизод в фильме? (Эпизод
можно пересмотреть.)
Единодушие детей удивительно: им не нравится.
Они говорят о том, что эпизод слишком растянут,
что не надо было показывать Тибула и
преследующих его по пятам гвардейцев в башне, что
совершенно непонятно, почему они не убили Тибула,
находясь от него в двух шагах, когда он из окна
ступил на канат. Но самый главный недостаток
ребята видят в том, что площадь в фильме — без
купола, а потому совершенно непонятно, как Тибул
собирался уйти. Замена выстрела в офицера
разбитым о его голову цветочным горшком снижает
накал события, вызывая смех, тогда как в романе
этот эпизод лишён комической окраски. Много
крупных планов, а писатель строит эпизод так, что
мы не видим лица гимнаста, его нужно снимать
общим планом, с нижней точки, иначе сходство
Тибула с осой исчезает.
Выслушав мнение учеников, предлагаем им
попробовать себя в роли режиссёра и написать
дома киносценарий по этому эпизоду.
|